Курбанова Хадижат
Консультация «В лес за грибами и ягодами»
▼ Скачать + Заказать документы
«В лес за грибами и за ягодами»
Цель:
-уточнить представления детей о значении леса в жизни людей; - познакомить
детей с некоторыми свойствами древесины: горит, не тонет; - расширить
представления детей о лесных грибах ягодах. Продолжить знакомить с
особенностями их внешнего вида и местами и произрастания.
Интеграция:
О. о. «Безопасность» :
- учить быть осторожными с неизвестными грибами; О. о. «Социализация»
Публикация «Консультация „В лес за грибами и ягодами“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Консультации для родителей
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- Прогулки в лесу, правила поведения на природе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
- воспитывать бережное отношение к природе; - способствовать эстетическому
восприятию окружающего мира.
О. о. «Коммуникация» :
- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы.
Материал:
иллюстрации с изображением лесного ландшафта, кукла старичок Лесовичок.
Деревянные изделия, сосуд с водой. Грибы в лукошке (муляжи) : белый,
подберезовик, лисички, сыроежки. Иллюстрации с изображением грибов и ягод
в лесу. Словарь: горожане, кузовок, лукошко, грибник, кислород.
Предварительная работа: заучивание стихотворений, поговорок, правил
вежливости, чтение сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик».
Ход занятия: 1 часть. Создание эмоционального настроя на занятие.
Воспитатель: Мы с вами уже не раз говорили о том, что люди живут в разных
местах: в деревнях и городах. А где живем мы? Мы кто? А чем же город
отличается от деревни? Правильно, дети. Это и разные дома, и дороги, и
растительность. В деревнях зелени много, кругом леса, а в городах деревья
специально сажают. Где? Вдоль улиц, на бульварах, в скверах и парках. Как вы
думаете, почему горожане стараются уехать за город на выходные дни и на
лето? Да, дети. Чтобы отдохнуть от городского шума, подышать свежим
воздухом. Вы наверняка не раз слышали от взрослых: «Здесь совсем другой
воздух". О каком же другом воздухе говорят люди? Давайте разберемся. Как вы
думаете, дерево живое? Да, оно, так же, как и все живые существа растет,
питается, спит и дышит (покажите, как оно растет, как качается от ветра). Люди
и животные тоже дышат, т. е. вдыхают и выдыхают воздух, (покажите). Дети
и
выполняют. Вы замечали, что если долго находиться в комнате с закрытым
окном, становится трудно дышать? Что мы делаем, когда у нас в группе душно?
Правильно, мы проветриваем. А для чего? Мы вдыхаем «плохой» воздух. Нас в
группе много, значит и «плохого» воздуха становится все больше и больше. Но этого почему - то не происходит. Куда же девается «плохой» воздух в группе?
(ответы детей). Правильно, его вдыхают комнатные растения. А на улице?
- Дети: Его вдыхают деревья и кустарники. Воспитатель: А выдыхают они
«живой воздух», которым дышат люди и животные. Называется он кислород.
Как вы думаете, где кислорода больше: в городе или в деревне? Почему? Зачем
люди разводят комнатные растения? Почему в лесу хорошо дышится? (Ответы
детей) Вот и выходит, что деревья и кусты, цветы и травы нам просто
необходимы. Они наши друзья и помощники. - А для чего еще нужен лес?
Дети: чтобы отдохнуть, насладиться красотой леса, послушать музыку леса:
шелест листьев на ветру, пение птиц, жужжание жуков.
Воспитатель: что еще дает человеку лес? Вспомните, что делали люди в
старину из дерева?
Дети: Дома рубили, посуду вырезали, лодки долбили, игрушки для детей
делали.
Воспитатель: а в наши дни делают ли что- либо из дерева? Пройдите по
группе и найдите деревянные предметы. (Дети находят).
Воспитатель: Как вы думаете, какие предметы из дерева делать нельзя?
Дети: Предметы, которые соприкасаются с огнем.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что дерево горит.
ик Воспитатель: И еще одним интересным свойством обладает дерево. Давайте
вспомним сказку А. Толстого «Буратино». Что сделали полицейские собаки с
Буратино?
Дети: Они бросили Буратино в пруд и хотели, чтобы он утонул. Но он не
утонул, потому что был сделан из дерева.
Воспитатель: Правильно, дети. Дерево в воде не тонет. Мы сейчас это
проверим. ( Воспитатель опускает воду два небольших предмета: один
деревянный, другой металлический
предметы одинаковой формы)
Воспитатель: Как вы думаете, какой из этих предметов из дерева? Где люди
используют это свойство дерева?
Дети: Делают лодки и корабли. 2часть «Путешествие в лес»
Воспитатель: Мы говорили о том, зачем лес нужен человеку. А что может дать
нам лес? (ответы детей) Сегодня мы отправимся в лес по грибы да по ягоды.
Как мы оденемся?
Дети: в куртку и сапоги. Воспитатель: Что возьмем с собой?
Дети: корзинку.
воспитатель: а как можно ее еще назвать? Чтобы ответить на этот вопрос
вспомните стихи и сказки, которые мы читали.
Дети: в кузовки и лукошки собирали грибы да ягоды герои сказок.
Воспитатель: а еще в лесу нужен нож. Для чего?
Дети: Он нужен для того, чтобы срезать грибы.
Воспитатель: а на чем мы поедем в лес? Представьте, что к платформе подали
поезд с очень маленькими вагонами. (Дети садятся в поезд. Он сделан из
стульев)
Воспитатель: Ну поехали (физкультминутка) а когда надо отправляться в лес?
Дети: Утром рано.
Воспитатель: Да, дети, отправляться надо рано. Какие поговорки мы знаем про
тех людей, кто рано встает?
Дети: «Кто рано встает, тому бог подает»
"Кто рано встает, тот грибы берет, а сонливый да ленивый идет после
за крапивой»
«Крепко поспал - грибы не видал».
Воспитатель: Ну вот и приехали. Мы теперь с вами кто?
Дети: Грибники.
Воспитатель: Смотрите, дети, какой-то старичок сидит прямо на травке-
муравке. Да это же старичок Лесовичок! Давайте с ним поздороваемся.
Дети: Добрый день, дедушка!
Лесовичок: День добрый! В гости в лес отправились? А правила вежливости
не забыли? Знаете, как вести себя в лесу?
Воспитатель: Дети, мы знаем правила вежливости? Дети перечисляют:
- Ветки не ломать, деревья не резать, ни травинку, ни лист зря не рвать.
и - Стараться не шуметь, а то лес испугается, затаится, не даст ни грибов,
ни ягод.
- Не обижать зверей - звери всякие нужны. Каждый из них делает в
природе свое полезное дело.
Лесовичок: Молодцы, знаете правила вежливости. Пропущу вас в лес. А
назад пойдете, посмотрю. Что вы там нарвете.
(Дети ходят по группе. Изображая сбор грибов, внимательно смотрят под
ноги).
Воспитатель: Вот возле березы стоит грибок. Что это за гриб? Как вы
догадались? Почему его так называют?
(Дети отвечают) Ребенок читает стихотворение:
родился в день дождливый под березой молодой Круглый, гладенький,
красивый с ножкой длинной и прямой.
Воспитатель: А вот еще один. (Показать детям белый). Посмотрите, что это за
гриб? А почему его назвали белым, ведь шляпка- то коричневая.
Дети: Если отломить кусочек ножки, то можно увидеть. Что мякоть у этого
гриба белая.
Воспитатель: Давайте сравним белый гриб и подберезовик. Чем они похожи?
Чем отличаются? Дети составляют небольшой сравнительно- описательный
рассказ.
Воспитатель: Идем дальше. А вот еще грибы. Кто знает, как они называются?
Дети называют, читают стихотворение.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай
Это сыроежки.
Воспитатель: Шляпки сыроежек бывают всех цветов радуги. Они как цветы,
рассыпаны по всему лесу. А название грибов обманчивое. Ни в коем случае их
нельзя есть сырыми.
дети идут дальше.
Воспитатель: Вот стоит красавец (Показывает на мухомор) Вы знаете этот
гриб?
Дети: он ядовит, это мухомор, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен
лосю и белке. Они им лечатся, а еще мы немного возьмем с собой, бабушке на
растирку.
Воспитатель: правильно, дети. В природе вообще нет ничего ненужного. Если
что-то не нужно человеку. Это может быть необходимо другому. Устали мы,
гуляя по лесу. Давайте отдохнем.
Дети садятся на ковер, а там их уже ждет старичок Лесовичок. Лесовичок:
Видел, видел, как вы собирали грибы. Скажите- ка мне главное правило
грибника.
Дети: «Собирать можно только известные съедобные грибы» «Ядовитые грибы
обходим стороной, не топчем их» «Собирая грибы, срезаем их ножом».
Лесовичок: Ну молодцы, отправляйтесь дольше.
Воспитатель: Дети, а что еще нам дарит лес? Давайте вспомним сказку В.
Катаева «Дудочка и кувшинчик». Какие ягоды собирала девочка Женя? Дети:
землянику. (из предложенных картинок выбирают нужную). Ребенок читает
стихотворение:
Я капелька лета на тоненькой ножке плетут для меня Кузовки и лукошки.
Воспитатель: Весной на кустиках земляники появляются белые цветочки.
Затем молодые зеленые ягоды. Растет земляника на солнечных полянах, тени не
любит. Летом ягоды краснеют, поспевают. А можно есть зеленые ягоды? Дети:
Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему эту ягоду назвали земляникой? Как
получилось это слово? Дети: Ее название от слова «земля».
Кто любит меня Тот и рад поклониться А имя дала мне родная землица.
Воспитатель: (Показывает картинку, где нарисована черника) а вот эта
маленькая ягодка называется черника. Как вы думаете, почему?
Дети: Она растет в тени, солнца не любит. (Дети называют)
Воспитатель: Ну, дети, пора ехать в детский сад. Занимайте свои места.
Обобщение: где были, кого встретили.
Дети подошли к «поезду», а там их ждет старичок Лесовичок. Лесовичок:
Домой собрались, а главные правила ягодника теперь знаете? Дети: Собирать
з ягоды аккуратно, не повреждая кустиков. Не собирать ягоды все до одной. Не
делать букеты из ягод.
Лесовичок: Ну молодцы, дети, я за вас спокоен, вы лесу вреда не принесете.
Приезжайте еще. До скорой встречи. Дети прощаются с Лесовиком, садятся в
«поезд».
часть. «Береги лес».
Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие. Мы сегодня много
говорили о лесе и побывали там. Мы должны запомнить: лес наш друг и
помощник. Как мы к нему должны относиться?
Дети: Бережно и внимательно, как к другу. Ребенок читает стихотворение:
Будь здоров, зеленый лес,
Стой в торжественном наряде
Парты, книги и тетради
Ты нам дал, зеленый лес.
Чтоб не застили небес
Тучи копоти и пыли
Чтоб прозрачны реки были
Будь здоров, зеленый лес.