Елисеева Людмила
Урок географии для обучающихся техникума «Субрегионы и страны Зарубежной Азии»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
урока
Тема: «Субрегионы и страны Зарубежной Азии»
дисциплина: ОУД. 12 «География»
Разработчик: преподаватель ГБПОУ РО «ВТИТБиД» Елисеева Л. И.
Пояснительная записка к уроку по дисциплине
ОУД. 12 «География»
на тему:
«Субрегионы и страны Зарубежной Азии»
Дисциплина: ОУД. 12 «География»
Раздел III. «Регионы и страны мира».
Тема 3.1 «Зарубежная Азия».
Публикация «Урок географии для обучающихся техникума „Субрегионы и страны Зарубежной Азии“» размещена в разделах
- География. Уроки географии
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Урок № 35, 36 «Субрегионы и страны Зарубежной Азии».
Тема урока «Субрегионы и страны Зарубежной Азии» относится к разделу III «Регионы и страны мира» и теме 3.1 этого раздела «Зарубежная Азия». На изучении этой темы в программе отведено 8 часов. Тема «Субрегионы и страны Зарубежной Азии» изучается на 5-6 уроке. На предыдущих уроках обучающиеся изучили особенности географического положения региона, история формирования его политической карты, познакомились с характерными чертами природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Тип урока : комбинированный; урок формирования умений и навыков (по основной дидактической цели). На уроке используется электронная презентация с помощью мультимедийного комплекса.
Занятие разделено на 5 этапов: организационный этап, этап проверки домашнего задания и актуализации опорных знаний, этап формирования умений и навыков, этап контроля знаний, этап подведения итогов и информации о домашнем задании.
На первом этапе педагог проверяет готовность и явку обучающихся на урок, сообщает тему, цель и план занятия.
На втором этапе ведется работа по подготовке к изучению нового материала, в основе которого лежат знания учебного материала предыдущего занятия. Для актуализации опорных знаний и контроля знаний преподаватель использует устный недифференцированный фронтальный опрос. Домашнее задание тесно связано с новым материалом, проверяется индивидуально с помощью карт атласа.
На третьемэтапе проводится работа по формированию умений и навыков по выявлению социально – экономические особенностей стран различных субрегионов Азии. Проводится самостоятельная работа по группам (4 группы по 5 человек).
На четвертом этапе проводится проверка усвоения изученного материала. Используется тестовая самостоятельная работа. Проверка осуществляется с использованием слайда с эталонами ответов.
На пятом этапе преподаватель выставляет оценки и выдает домашнее задание.
Оценивание проводится комплексно: учитываются устные ответы, работа в группе, итоги проверочной самостоятельной работы.
Важную роль на уроке играет визуализация информации, поэтому используются электронные презентации.
Основные методы обучения, используемые на уроке : словесные (беседа, сообщения обучающихся); наглядные (презентация); репродуктивные (воспроизведение знаний по образцу, алгоритму); проблемно поисковые; исследовательские. Использованы элементы технологии проектов и технологии модерации.
Методические указания по организации и проведению урока
При подготовке к уроку педагог формулирует образовательные цели и их связь с развивающими и воспитательными задачами; определяет оптимальное содержание данного урока с учётом уровня подготовки и подготовленности обучающихся; прогнозирует уровень усвоения студентами научных знаний, сформированности умений и навыков; делает выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, сочетание различных форм коллективной, фронтальной и самостоятельной работы на уроке.
Характеристика студенческой группы:
Урок по теме «Субрегионы и страны Зарубежной Азии» проводится в группе 13-16, обучающейся по специальности 43.01.02 Парикмахер.
15% обучающихся имеют высокий уровень подготовки, легко овладевают теоретическими знаниями, основными видами учебной деятельности.
75% обучающихся имеют средний уровень подготовки, то есть неплохо воспринимают и запоминают учебный материал, владеют умениями работать с дополнительной литературой, могут участвовать в беседе.
10% обучающихсяимеют низкий уровень подготовки, то есть с трудом воспринимают и запоминают учебный материал, могут участвовать в несложной беседе.
Студенты коммуникабельны, контактны, умеют работать в группах, самостоятельно трудиться над развитием собственного интеллекта и культурного развития.
В будущей профессиональной деятельности обучающиеся группы способны :
-уметь думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы;
- обладать критическим и творческим мышлением;
- владеть богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний.
Студенты данной учебной группы позитивно относятся друг к другу, способны оказывать взаимопомощь в учебном процессе, имеют высокий уровень познавательных интересов, умеют самостоятельно работать с информационными источниками, успешно пользуются дидактическим материалом на уроках. Предполагается, что участники урока будут проявлять активную учебную деятельность – не менее 70% студентов.
План урока
Тема урока : «Субрегионы и страны Зарубежной Азии».
Раздел III. «Регионы и страны мира».
Тема 3.2 «Зарубежная Азия».
Цели урока :
1. Образовательные:
- систематизировать знания учащихся по теме “Субрегионы и страны Зарубежной Азии”
- выявить социально – экономические особенности стран различных субрегионов Азии.
2. Развивающие:
- продолжить развивать умение самостоятельно анализировать различные источники географической информации,
- проводить сравнения по основным экономико-географическим показателям,
- выделять черты сходства и различия и делать выводы.
3. Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, ответственность;
- способствовать развитию культурного всесторонне развитого человека через познание культур других народов и стран;
- воспитывать культуру общения, работать в группе;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Основные методы обучения, используемые на уроке : словесные (беседа, сообщения обучающихся); наглядные (презентация); репродуктивные (воспроизведение знаний по образцу, алгоритму); проблемно-поисковые; исследовательские.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока : мультимедийный комплекс, презентация, карта настенная «Политическая карта мира», атласы «Экономическая и социальная география мира», рабочие тетради, карточки с заданиями.
Тип урока : комбинированный; урок формирования умений и навыков (по основной дидактической цели).
Форма организации теоретического обучения : фронтально-групповая
I Вводная часть
(3мин.) Организационный этап Приветствие.
– Здравствуйте.
Проверка присутствующих.
- Проверка по журналу явки студентов.
Проверка готовности студентов к уроку.
- Готовность рабочих ученических мест, готовность компьютерной техники.
Организация внимания.
- Все студенты мобилизованы, сосредоточены, внутренне организованы. Готовность к уроку хорошая. Приветствуют преподавателя.
Слушают преподавателя.
Сообщение
темы, целей урока
Сообщение структуры урока
Сообщение темы урока.
- Тема урока : «Субрегионы и страны Зарубежной Азии».
Сообщение целей урока.
- Цель урока : сформировать умения и навыки выявления социально – экономических особенностей стран различных субрегионов Азии Сегодня на уроке
- проверим домашнее задание;
- обобщим понятия региона и субрегиона;
- повторим эгп Зарубежной Азии
- приобретём новые учебные действия;
- проведём групповую и индивидуальную самостоятельные работы;
- подведём итоги урока. Слушают преподавателя.
Записывают в тетрадь тему урока.
Слушают преподавателя. Слайд 1,2
Целевая установка, мотивация. Вы уже знаете, что З. Азию можно представить как один из очагов зарождения человечества, родину земледелия, искусственного орошения, городов, многих культурных ценностей.
- Площадь Зарубежной Азии составляет 27,7 млн. кв. км. Все 39 государств можно разделить на островные, внутриконтинентальные и приморские. К островным государствам относятся, например, Япония, Мальдивы и др., к приморским – Индия, Южная Корея и др., к внутриконтинентальным – Монголия, Непал и др.
- Из 39 стран только 4 государства можно назвать экономически развитыми. Это Япония, Сингапур, Израиль, Южная Корея. Остальные страны относятся к группе развивающихся стран. Слушаю тпреподавателя.
Называют отличительные черты данного региона Слайд 3,4
Сообщение критериев оценки. Итоговая оценка за урок будет складываться по общей сумме баллов, которую вы наберёте по всем задания. Каждый из вас заполнит оценочную ведомость и подведет итог своей работы. Знакомятся с оценочной ведомостью.
II Актуализация опорных знаний
(10 мин) Проверка домашнего задания
(7 мин) Предлагает воспроизвести визитную карточку Зарубежной Азии, охарактеризовать эгп региона, природные предпосылки для развития промышленности и с/х.
- Какой можно сделать вывод? Проверяют домашнее задание, отмечают итог в оценочной ведомости.
- По площади Зарубежная Азия уступает только Африка, а по числу жителей намного превосходит все другие регионы. Главное богатство региона, во многом определяющее его роль в международном разделении труда, - это нефть. Используются карты атласа и настенные карты
Слайд 5
Повторение понятий: регион, субрегион (3 мин)
Регион (лат. regio страна, область) — термин, используемый для обозначения участка суши или воды, который можно отделить от другого участка (например, того, внутри которого он находится) по ряду критериев.
субрегион — часть крупного региона, объединяющая несколько соседних стран с общими особенностями развития.
Обобщают понятия региона и субрегиона. Слайд 6
III Этап формирования умений и навыков (52 мин.)
1. Подготовка к самостоятельной работе в рабочей тетради
(3мин) В состав Зарубежной Азии входит 4 субрегиона : Центральная и Восточная Азия, Юго-Восточная, Южная Азия и Юго- Западная. Знакомятся с визитной карточкой каждого из 4-х субрегионов
Показывают на карте страны, Слайд 7.
3. Постановка задания.
(1мин)
Задание1. «Страны»
Заполнить таблицу 2 следующим образом:
рассмотреть данные Таблицы 1;
в Таблице 2 в столбце 2 (страны) указать номер страны, из выше перечисленных стран (указанных в таблице 1, которые соответствуют данному субрегиону. Слушают преподавателя, сравнивают положение стран в атласе и на к/к Слайд 9
4. Групповая форма организации познавательной деятельности студентов.
(3 мин) Контролирует организацию работы в группах
Помогает при необходимости. Выполняют задание, работают с таблицей, показывают на карте страны, входящие в каждый из 4-х субрегионов
5. Постановка задания.
(1мин)
Задание2. «Черное золото»
Какой из субрегионов выделяют зарубежную Азию в МГРТ? Назовите главные районы добычи нефти в зарубежной Азии. Перечислите 10 стран, в которых ведется добыча нефти.
Слушают преподавателя, подготавливают необходимые карты атласа
Сла йд 11
6. Групповая форма организации познавательной деятельности студентов. (4 мин) Наличие полезных ископаемых является одним из факторов, определяющих развитие тех или иных отраслей экономики. Выполняют задание, заполняя карты, работая в группах.
Представитель от группы работает у карты
7. Постановка задания.
(1мин)
Задание3. Слушают преподавателя.
Выслушивают утверждение и поднимают номер той страны, которая не относится к данному утверждению Слайд 12
8. Групповая форма организации познавательной деятельности студентов. (5 мин) Контролирует организацию работы в группах
Помогает при необходимости. Определяют специализацию стран одного из четырех субрегионов.
Виртуальная экскурсия. (3 мин) Предлагает совершить виртуальную экскурсию по стране восходящего солнца – Японии.
(демонстрация видеофильма о Японии)
- Удивительную страну которую называют очень странно – «Страна-наоборот». Почему?
Смотрят видеофильм о Японии
- Для этого есть все основания:
«в этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурный». Слайд 13-14
(видео)
9. Постановка задания.
(1мин)
Задание 4. «Задание 4. «Визитная карточка» Японии.
Площадь занимаемой территории –
Численность населения –
Столица –
Форма правления (ФП) –
Форма территориального устройства (ФТУ) – Слушают преподавателя, подготавливают карточки с цифрами Слайд 15
10. Групповая форма организации познавательной деятельности студентов.
(3 мин) Контролирует организацию работы в группах
Работа с картой и текстом учебника. Заполняют визитную карточку Японии. Карта настенная «МИР»
11. Постановка задания.
(1мин)
Задание 5. «ЭГП (экономико-географическое положение) Японии». Работа на контурной карте. Слушают преподавателя, подготавливают контурные карты. Слайд 16
12. Групповая форма организации познавательной деятельности студентов.
(4 мин) Предлагает представителю группы показать географические обьекты на карте.
Наносят географические обьекты на контурную карту и показывают на карте.
Карта настенная «МИР»
13. Постановка задания.
(1мин)
Задание 6. «Возрастная диаграмма»
Изучите возрастную диаграмму населения Японии и ответьте на вопросы:
1. Какой возрастной группы населения больше? С чем это связано?
2. К какому типу воспроизводства населения относится Япония? Слушают преподавателя, изучают диаграмму. Слайд. 17
14. Групповая форма организации познавательной деятельности студентов.
(3 мин)
Контролирует организацию работы в группах
Помогает при необходимости. Анализируют диаграмму и отвечают на вопросы. Слайд. 18
16. Представление опережающего д/з в форме презентаций о традициях и обрядах (5мин) Предлагает выступить обучающимся с Какие традиции и обряды соблюдаются в стране? Что вы знаете о:
- о искусстве икебана, бонсай, каллиграфии, оригами?
- о борьбе сумо, дзюдо, карате? Слайд. 20
17. Постановка задания.
(1мин) Задание 7. «Контурная карта»
Отметьте на контурной карте:
- города-миллионеры и городские агломерации
- центры обрабатывающей промышленности
Можно ли соотнести города-миллионеры с центры обрабатывающей промышленности? Слушают преподавателя, подготавливают контурные карты. Слайд 21
18. Групповая форма организации познавательной деятельности студентов.
(5 мин)
Предлагает представителю группы показать географические обьекты на карте.
Отмечают города-миллионеры и городские агломерации, центры обрабатывающей промышленности, показывают на карте.
Слайд 22
19.«Экономическое чудо» Японии.
(6 мин)
Предлагает просмотр видеофильма о высоких технологиях страны.
(демонстрация видеофильма о роботостроении)
Смотрят видеофильм о роботостроении в Японии. Слайд 23
(видео)
20. Представление опережающего д/з в форме презентаций о традициях и обрядах (5мин) Предлагает представить свои презентации о традициях и обрядах в Японии:
-искусство составления букетов и расстановки цветов и веток деревьев в вазах;
-бонсай,
-каллиграфия,
- чайная церемония,
- женская одежда кимоно и т. д. Представляют презентации о традициях и обрядах в Японии:
-искусство составления букетов и расстановки цветов и веток деревьев в вазах;
-бонсай,
-каллиграфия,
- чайная церемония,
- женская одежда кимоно и т. д.
IV Контроль изученного материала.
(10 мин.)
1. Тестовая самостоятельная работа.
(10 мин.)
Проводит инструктаж по выполнению самостоятельной работы, ее проверке и оценке. Выдает задания самостоятельной работы в двух вариантах.
Предлагает сверить ответы с ответами на экране. Выполняют самостоятельную работу.
Проводят взаимопроверку и самооценку. Слайд 24
Итог урока, домашнее задание.
(2 мин.)
Выставление и комментирование оценок
(2 мин.)
Дается оценка работы в целом, отмечаются положительные и отрицательные моменты в работе отдельных учащихся, выставляются оценки. Слушают преподавателя.
Ставят себе оценку.
Домашнее задание
(1 мин.)
С. 241-250 Записывают домашнее задание. Слайд 25