Клара Михайловская
Игра для детей с ТНР старшего возраста «Умные прищепки»
▼ Скачать + Заказать документы
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН
«ДЕТСКИЙ САД № 50»
Составила: Михайловская К. К.
Должность: воспитатель
Содержание
Пояснительная записка… 3
Картотека игр с прищепками…. 5
Методические рекомендации…. 9
Планируемые результаты…. 11
Список методической литературы…. 13
Пояснительная записка
Публикация «Игра для детей с ТНР старшего возраста „Умные прищепки“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Прищепки. Игры с прищепками для детей
- Старшая группа
- Темочки
Данная методическая разработка составлена для работы с детьми с ТНР старшего возраста и апробирована в работе с детьми БДОУ Детского сада № 50, Динского района.
Основной целью создания данного пособия является развитие речи. А также в поставленные задачи вошло:
развитие мелкой моторики пальцев рук
развивать память, внимание, логическое мышление
обогащение словарного запаса
развитие внимания, усидчивости, самостоятельности
Данное дидактическое пособие изготовлено из трёхслойной, шлифованной фанеры, которая служит основанием. Размер основания тридцать на тридцать сантиметров, высота двадцать пять сантиметров. По углам основания расположены четыре опоры из бруса шлифованного. Все детали скреплены с помощью декоративных гвоздей и строительного клея. Между брусьями натянута капроновая веревка на узлах. Прищепки использованы декоративные из дерева, мягкого нажима, среднего размера в три с половиной сантиметра. Основание данного пособия благодаря бортикам, одновременно служит и для хранения дидактических игр, картинок и прищепок. Верёвки закреплены на узелках, для того чтобы они оставались подвижными. Для различных игр нужно разное расстояние между линиями из веревочек.
Настоящее пособие изначально было задумано как помощь в усвоении нового материала детьми. Но, благодаря его многофункциональности на сегодняшний день сферы его применения значительно расширились. В нашей группе основной нацеленностью является развитие речи, а благодаря нашим «Умным прищепкам» детишки развиваются всесторонне. Занятия стали проходить интереснее и детьми информация усваивается намного лучше.
По словам М. М. Кольцовой: «Есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Ребенок приходит в этот мир, который разнообразен и богат. Ему необходимы знания, которые помогут познакомится с окружающей действительностью. Используя игру как средство расширения круга представлений, мы с помощью «Умных прищепок» развиваем у детей любознательность, содействуем умственному и общему их развитию. В своей работе я стараюсь уделять внимание всестороннему развитию ребенка. В данной методической разработке я постаралась учесть все возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Развитие ручек помогает детям научиться хорошо владеть своими руками. В игровых упражнениях больше всего задействованы указательный и большой пальчики, что важно для дальнейшего овладения письмом в школе.
Почему я выбрала именно такой способ закрепления пройденного материала? Ответ очень прост. Прищепки- доступный материал в помощи развития мелкой моторики рук и пальцев. Массажный эффект при работе с прищепками оказывает общий оздоравливающий эффект. Сегодня нам на рынке предлагают большой выбор. Прищепки изготавливаются разных размеров – от самых маленьких до больших, также предлагаются разнообразные материалы – пластик, дерево и даже металл. «Умные прищепки»одновременно являются завлекательной игрой для малышей и также помогают скоординировать движения пальцев, развивают точность и ловкость ручек, координируют зрительно - моторную систему детей.
При работе с «Умными прищепками» мы научились их применять в различных образовательных областях и не только для развития речи, а также в формировании элементарных математических представлениях, в познавательном развитии они также являются нашими помощниками и даже в физическом развитии ориентируясь на них мы выполняем различные упражнения. Но это не предел нашей фантазии, так как все время возникают новые идеи.
Игры с «Умными прищепками»
Игра
Цель
Ход игры
Возрастная группа
Игра «Подбери картинку»
Закрепить знания пройденного материала по изучению букв и звуков
На веревке педагог вывешивает знакомую букву. А ребёнок должен выбрать из предложенных картинок те, которые начинаются на заданную букву
5 – 7 лет
Игра «Подбери букву»
Закрепить знания пройденного материала по изучению букв и звуков
На веревке педагог вывешивает картинки, которые начинаются на заданные звуки. Задача ребенка назвать картинку, определить первый звук. И подобрать соответсвующую букву которая соответствует звуку в начале слова
5-7 лет
Игра «Грузчики»
Развивать мелкую моторику пальцев При помощи прищепки дети загружают машину- грузовик со склада (склад- корзинка с различными картинками
2 – 5 лет
Игра «Четвертый лишний»
Учить ребенка выделять из ряда слова, отличающиеся от остальных по какому либо признаку
Педагог вывешивает серию картинок. По заданию нужно выделить и убрать лишний предмет
5 – 7 лет
Игра «Раскрась словечко»
Развивать звуко-буквенный анализ
К заданному слову нужно подобрать цветные прямоугольники, соответствующие каждой букве в слове (к гласной – красный, к мягкому согласному – зелёный, к твёрдому согласному - синий прямогульники)
6 – 7 лет
Игра «Слоги»
Учить детей делить слова на слоги
Перед ребёнком висит картинка, чтобы определить сколько слогов в соответствующем слове, нужно сначала прохлопать, а затем повесить схему или цифру.
6 -7 лет
Игра «Паровозик»
Развивать слуховое внимание (тихо – громко) Ребёнок выбирает паровозик большой или маленький, и в соответствии с размером паровозика произносит заданный звук тихо или громко.
4 – 7 лет
Игра «Найди тень»
Учить находить силуэты заданных фигур
На веревочке висят несколько силуэтов, к ним нужно подобрать соответствующую цветную картинку. Либо наоборот висят цветные картинки. К ним нужно подобрать тень из нескольких вариантов, немного отличающихся друг от друга.
3 - 7 лет
Игра «Образуй слово»
Составлять двухсложные слова Педагог вешает две картинки. Из двух картинок нужно составить одно слово. (аист и красный клюв, аист – краснокрылый)
5 – 7 лет
Игра «Шифровальщики»
Развивать звуко-буквенный анализ слова Перед ребёнком висит схема – подсказка, его задача найти подходящее слово, то есть расшифровать схему.
6 – 7 лет
Игра «Этажи»
Учить определять где находится заданный звук Перед ребёнком висит домик в три этажа. Педагог произносит слово на заданный звук. Задача ребенка определить где находится этот звук. Если в начале слова, то выбирается первый этаж, если в середине второй, и соответственно - в конце третий этаж. При выборе этажа, малыш прикрепляет прищепкой человечка, то есть поселяет его в доме.
5 – 7 лет
Методические рекомендации
Настоящее дидактическое пособие подходит как для старшего возраста, так и для детей помладше. Рекомендую использовать его, начиная уже с младшей группы. При первом знакомстве с пособием педагог предлагает сначала попробовать подержать прищепку в руках. Показать как она открывается, при это можно поиграть с ребенком приклеив к прищепке картинку с собачкой (как собака лает, курочки (напоим водичкой, накормим зернышками) либо других персонажей. Это простое игровое задание доступно для выполнения малышам уже с двух – двух с половиной лет. Далее мы учим цеплять прищепки к веревке. Здесь малышам уже нужно потрудиться, помогая себе второй ручкой. А уже после можно предлагать и вешать различные картинки на веревку. Малыши довольно быстро осваивают все три этапа. Не рекомендую давать сразу сложные задания для ребенка, ведь это может разочаровать его, а простые задания наоборот создадут ситуацию успеха, следовательно и не возникнет психоэмоционального напряжения, а ребёнок играя будет осваивать новый материал либо закреплять пройденный. Хочется обратить внимание на мягкость открытия прищепок, оно должно быть достаточно легким для пока еще слабеньких ручек малышей.
При выборе видов прищепок я предпочла деревяные. Это связано с экологичностью данного товара. При желании и необходимости можно разделить прищепки по цветам. Для этого их можно окрасить акриловой краской в четыре основных цвета (зелёный, желтый, синий, красный). Тогда игры и упражнения можно направить на изучение цветов, закрепления знаний, а также считать и сортировать по цветам.
Благодаря этому пособию с детьми можно закреплять знания цветов, размеров, форм, лексических тем. Играть в развивающие игры на развитие внимания, воображения, логики, памяти. Использовать в индивидуальной работе, в образовательной, а также в свободной деятельностях.
Прищепки можно использовать как счёты. Например, сосчитай сколько прищепок и повесь соответствующую цифру. Таким образом, ребёнок закрепляет или учится считать (для младшего возраста, а для детишек постарше можно усложнить задание путем подбора нужной цифры. Также можно изучать состав числа для подготовительной группы. Решать математические задачи. Подвешивая различные картинки (конфетки, грибочки, матрёшки, банты и другие) учиться находить решение наглядным способом. В игре «Найди тень» ребенок попутно закрепляет понятия «слева –справа», «над – под». Пока ребенок вешает определённое взрослым количество картинок, он закрепляет умение считать. Ему легче выполнить задание, благодаря наглядности и доступности.
В утреннем круге мы используем прищепки как массажер для пальчиков. При этом мы разучиваем стихи, считалки, закрепляем порядковый счет в прямом и обратном направлении, играем в малоподвижные игры. При самомассаже улучшается координация произвольных движений, приходят в тонус ослабленные мышцы, а напряженные мышцы напротив расслабляются.
Дети, которые имели недостаточно развитую моторику рук, благодаря пособию «Умные прищепки», играя, научились лучше владеть своими пальчиками. Им стало легче на занятиях не только рисовать, а также вырезывать, лепить. Наши занятия стали более результативными.
При игре с прищепками педагог задает вопросы, а ребенок должен ответить. При этом от ребенка требуется полный развернутый ответ. Это помогает в развитии речи, пополняется словарный запас, развивается творческое воображение.
Игры с прищепками подойдут для игр не только в группе, но и дома. Родителям нашей группы были предложены игры с прищепками для домашнего досуга. Для этого они использовали доступные подручные материалы: корзинки и бытовые прищепки разных размеров. Каково было наше удивление, когда дети не только играли в предложенные игры, но и придумывали свои сюжетно-ролевые игры, использовали как конструктор. Дети стали приносить из дома прищепки для игры в группе, очень занятными оказались эти игры. Представленный мною список дидактических игр можно пополнять, все зависит от целей и задач поставленных перед педагогом, а также вашей фантазии и запросов и возрастной группы детишек.
Планируемые результаты
Целью разработки данного пособия «Умные прищепки» было развитие речи детей с различными нарушениями речи в группе с детьми ТНР. Вместе с развитием речи я планирую:
• Развить мелкую моторику ручек. Способствовать подготовке руки к школе.
• Выработать усидчивость, внимательность, самостоятельность.
• Развить фантазию, воображение, способность анализировать.
• Развить зрительную память, внимание, логическое мышление
• Обогатить словарный запас.
• Развить навыки звукового анализа и синтеза, а также
автоматизировать и дифференцировать звуки.
• Закрепить сенсорные навыки и пространственное мышление
Список методической литературы
1. Игры с прищепками : Творим и говорим, Ю. А. ФадееваМ. : ТЦ Сфера, 2011
2. А. Ю. Хвостовцев «Умные ручки» Новосибирск 2008 г
3. И. С. Лопухина «Речь. Ритм. Движение.» СПБ : «Корона- принт» 2021 г.
4. И. С. Лопухина Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей Москва 1995 г.
5. Е. Л. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» М: «Владос» 2004 г.
6. Г. В. Ванюхина «Речецветик» Занимательное пособие для дошкольников Екатеринбург 1993 г.
7. В. В. Волина «Занимательное азбуковедение» Москва 1991 г.
8. Г. Доман «Гармоничное развитие ребёнка» Москва 1996 г.