МААМ-картинки

Методическая разработка тренинга для замещающих семей «Связующая нить»

Елена Шилова
Методическая разработка тренинга для замещающих семей «Связующая нить»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

тренинга для замещающих семей «Связующая нить»

Цель: укрепление детско-родительских отношений, установление и развитие сотрудничества родителя с подростком, улучшение психологического климата в семье.

Задачи:

- создать условия для эмоционального сближения членов семьи;

- научить родителей и подростков позитивному выражению чувств и актуализировать положительный эмоциональный опыт;

- сформировать навыки конструктивного взаимодействия родителей с подростком;

- способствовать сплочению семьи и гармонизации детско-родительских отношений.

Публикация «Методическая разработка тренинга для замещающих семей „Связующая нить“» размещена в разделах

Участники: замещающие родители и подростки в возрасте 12-15 лет.

Количество участников: 10-15 человек.

Время проведения: 3 часа.

Материалы и оборудование: листы А4, разноцветные стикеры, ручки, ватманы, цветные карандаши, клубки шерстяных ниток разных цветов, ленточки.

Ход тренинга

Психолог. Здравствуйте, уважаемые участники! Я рада приветствовать вас на тренинге «Связующая нить». Наличие взаимопонимания и поддержки в семье во многом зависит от умения общаться и выстраивать доверительные отношения. Сегодня, мы с вами будем развивать умения и навыки, необходимые для успешного общения. Хочу пожелать нам всем творческой и продуктивной работы.

Упражнение «Знакомство с правилами».

Цель: знакомство с правилами тренинга и сплочение участников.

Описание: Необходимо заранее подготовить четыре разных картинки с изображением правил тренинга. Объединить их в общую картину прикрепив на картон и разрезать в форме пазлов.

Перечень правил:

- забудь про телефон;

- взаимное уважение;

- участвуют все - говорит один;

- конфиденциальность всего происходящего.

Психолог. Сейчас мы с вами познакомимся с правилами, которые помогут с комфортом и пользой провести время на тренинге. Давайте для начала объединимся и соберём пазлы, которые лежат на столе.

У нас получалась картина с несколькими правилами, предлагаю их обсудить. Какие ассоциации вызывают у вас картинки (участники делятся своими вариантами).

Спасибо за ваши интересные ответы, давайте подытожим: для соблю-дения первого правила «Забудь про телефон!», следует выключить или по-ставить телефон на беззвучный режим. Это поможет не отвлекать ни себя, ни других от работы. Второе правило «Взаимное уважение», говорит о том, что нужно с пониманием и уважением относиться к присутствующим. Третье правило «Участвуют все – говорит один», при обсуждении один человек говорит, остальные внимательно слушают и не перебивают. Четвертое правило «Конфиденциальность всего происходящего», все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается. Это поможет нам быть искренними и открытыми.

Упражнение «Наши ожидания».

Цель: выявление настроения участников и ожиданий от тренинга.

Описание: Нужно заранее на ватмане нарисовать яблоню без яблок и корзину под деревом. Для каждого подготавливаются стикеры в форме яблочек трех цветов: красного, желтого, зеленого.

Психолог. Давайте сядем по удобнее, образуя кружочек, чтобы всех было видно. На доске, прикреплен плакат с изображением яблони, мы его немного оживим. Перед вами лежат стикеры в форме яблок трех цветов. Каждый цвет обозначает настроение: красный – хорошее, желтый – нейтральное, зеленый – плохое. Выберите, какое вам больше подходит, подпишите на нем своё имя и зафиксируйте свои предположения и ожидания от тренинга. Например, я выберу стикер красного цвета, так как у меня хорошее настроение. Запишу своё ожидание, что наш тренинг пройдет с пользой для каждого из нас. Работаем. В конце тренинга мы совместно проанализируем, что сбылось, а что нет. Прикрепите свои стикеры на наш рисунок.

Упражнение «Клубочек».

Цель: способствовать формированию доверия, взаимопонимания и сплоченности коллектива.

Психолог. Встаньте в общий круг, у меня в руке клубок ниток, с по-мощью него мы познакомимся. У кого оказался клубочек, называет свое имя, берет ниточку в руку, и передает человеку, который стоит напротив вас и не представился. Игра продолжается до тех пор, пока не познакомимся со всеми.

Обратите внимание, что у нас получилась «Паутинка». Такие невиди-мые нити соединяют всех нас и мы связаны между собой невидимыми ли-ниями. Каждый представляет важное звено большой цепи, но она не доста-точна, прочна, мы ее сделаем более прочной и добавим еще много нитей. Переданный клубок символизирует обращение. Во время передачи говорите друг другу приятные фразы: «на удачу», «лови успех», «лови хорошее настроение» и т. д.

Упражнение «Знакомьтесь это моя семья».

Цель: познакомить участников и способствовать развитию навыков взаимодействия подростков с родителями.

Психолог. Нам необходимо познакомится. Родители будут представ-лять детей, а дети родителей. Вам необходимо рассказать в нескольких словах о положительных качествах и увлечениях. Например, мою дочь зовут Наталья, она добрая, любит готовить и рисовать.

После того, когда все представятся, охарактеризуйте свою семью од-ним общим качеством. Например, наша семья читающая или спортивная, или дружная.

Упражнение «Именной гость!».

Цель: развитие межличностного доверия и навыка взаимодействия в семье.

Психолог. Выполняя упражнение, вы попробуете себя в роли журналиста и знаменитого артиста. Объединитесь со своей семьёй. Выберете, кто сначала будет артистом, а кто журналист, потом необходимо поменяться. В течение пяти минут вам необходимо узнать больше о том человеке у которого будете брать интервью. При общении вы должны относится к человеку как к именному гостю. Приведу несколько примеров вопросов: какой твой любимый цвет, цветок, животное, время суток или года? Какой любимый фильм, сериал, певец, актер? Чем любите заниматься в свободное время? Вопросы можете задавать свои, подумайте, какие вы бы задали настоящей звезде или своему кумиру.

После опроса подростки садятся, родители встают за их спинами, кладут руки на плечи и рассказывают о них. Потом родители меняются местами с детьми.

Описание: У психолога заранее подготовлены вопросы, которые смогут завести в тупик участников. Примеры вопросов: какая у вашего ребенка самая любимая компьютерная игра? Какие любимые исполнители у ваших родителей? Как правило, участники затрудняются ответить на данные вопросы. Педагог-психолог подводит родителей и подростков, к тому, что желательно больше общаться и больше времени проводить вместе.

Упражнение «Совместное увлечение».

Цель: способствовать подбору совместного время препровождения родителей с подростками.

Психолог. Ни для кого не секрет, что лучше всего семью сплачивает общее дело. В течение пяти минут подберите совместное занятие, чтобы оно было интересно для всех членов семьи. Например, устраивать чаепитие в семейном кругу каждое воскресенье; ходить в кино по выходным; снимать видеоролики для социальных сетей. После обсуждения, каждая семья поделится с группой своими планами.

Упражнение «Эликсир».

Цель: научить участников выяснять интересы партнера, прежде чем формулировать и отстаивать свою позицию.

Описание: Участники должны прийти к выводу, что переговоры – это не борьба, а процесс поиска взаимовыгодного решения, который должен привести к результату. Решение, приемлемое для обеих сторон, можно найти практически всегда. Главное – не зацикливаться лишь на собственной выгоде, а попробовать взглянуть на ситуацию объективно и понять мотивы и желания другого человека. В упражнении в роли продавца выступает тренер. Он только наблюдает, не помогает и не подсказывает участникам во время упражнения.

Психолог. Для дальнейшей работы разделитесь на две команды, в этом вам поможет коробочка. В ней лежат ленточки двух цветов, по очереди вытяните по одной и сгруппируйтесь по цвету лент.

Каждая команда получит по одной инструкции. Ознакомьтесь с ней и приступайте сначала к совместному обсуждению, а потом начните переговоры с другой группой.

Инструкция для первой команды

Вы – доктор Иван Степанович, биолог фармацевтической компании. Недавно вам удалось разработать химическую субстанцию, которая лечит онкологию.

Вы уже разработали формулу. Вам необходимо приготовить это средство из шкурок апельсинов сорта «Солнечный». К сожалению, в этом сезоне можно получить только 4 000 апельсинов.

Из конфиденциальных источников вам стало известно, что один экс-портер фруктов, предлагает 3000 штук «Солнечных» апельсинов. Продаст партию апельсинов тому, кто сделает более выгодное финансовое предложение. В вашем распоряжении есть только 250 000 рублей для покупки 3000 апельсинов. У вас нет больше финансовых ресурсов.

Вы также слышали, что некий доктор Петр Васильевич, глава химического подразделения конкурирующей фармацевтической компании пытается вступить в контакт с мистером по поводу покупки «Солнечных» апельсинов. Перед тем как встретится с поставщиком, вы решили поговорить с Петром Васильевичем. Вы хотите убедить его — не становиться препятствием для вас при покупке «Солнечных» апельсинов. Встреча состоится прямо сейчас.

Инструкция для второй команды

Вы доктор - Петр Васильевич, глава химического отдела известной фармацевтической компании. Недавно вам удалось разработать химическую субстанцию, которая вылечит СПИД.

Сыворотку можно получить из сока мякоти очень редкого сорта апельсинов, который называется «Солнечный». К сожалению, в этом сезоне можно получить только 4000 штук этих апельсинов. Когда появится следующий урожай - будет уже слишком поздно.

Из конфиденциальных источников вам стало известно, что один экс-портер фруктов, предлагает 3000 штук «Солнечных» апельсинов. Продаст партию апельсинов тому, кто сделает более выгодное финансовое предложение. В вашем распоряжении есть только 250 000 рублей для покупки 3000 апельсинов. У вас нет больше финансовых ресурсов.

Вы также слышали, что некий доктор - Иван Степанович, глава химического подразделения конкурирующей фармацевтической компании пытается вступить в контакт с мистером по поводу покупки «Солнечных» апельсинов. Перед тем как встретится с поставщиком, вы решили поговорить с ним. Вы хотите убедить его — не становиться препятствием для вас при покупке «Солнечных» апельсинов. Ваша встреча состоится прямо сейчас.

Упражнение «Какой Я».

Цель: проработать неэффективные формы поведения и общения, которые мешают нормальному взаимодействию в семье.

Психолог. Каждый человек хочет жить в мире и спокойствии. Чтобы этого достичь необходимо, понимать, как правильно реагировать и вести себя, если вас что-то не устраивает в поведении другого человека. Нам предстоит плодотворная и продуктивная работа. Данное упражнение будет состоять из трех этапов.

Первый этап направлен на индивидуальную работу.

Перед вами на столе лежит лист бумаги. Подписывать его не нужно. Вам необходимо охарактеризовать участника, с которым вы пришли на тренинг : родителя или ребенка.

Напишите качества, которые вам нравятся и не нравятся в этом человеке. Если вас в нем всё устраивает, вы не видите отрицательных качеств, напишите только положительные. Описывая хорошие и плохие качества, нужно соблюдать соотношение на одно плохое - три хороших. Например, мне нравится, что сын хорошо учится в школе, играет в футбол, помогает по дому, но не нравится, что он со мной огрызается. При выполнении задания будьте предельно честными. Работаем.

Второй этап будет проводиться в групповой форме.

Объединитесь в две группы, участники из одной семьи не должны выполнять это задание вместе. Продолжим работать с листами, которые вы ранее заполняли. Так как они не подписаны, другие участники не будут знать чьи они. Выберите одного человека у которого будут находиться все ваши листочки, он будет их зачитывать вслух и записывать рекомендации. Например, подросток не любит наводить порядок в комнате. Каждый присутствующий может предложить на свой взгляд выход из данной ситуации. Можно посоветовать убирать комнату совместно с подростком. После обсуждения листы отдаете мне. Выполняйте.

Третий этап знакомство с мнением и советами.

Подойдите по одному и заберите свои листы, после отдайте их участ-нику, которого вы описывали. Читая перечисленные качества и советы, не нужно оспаривать или упрекать человека. Лучше проанализируйте и заду-майтесь, над чем вам стоит поработать, чтоб улучшить взаимоотношения в семье.

Упражнение «Нет».

Цель: подвести подростков к осознанию связи между родительскими запретами и заботой о них.

Психолог. Давайте разделимся на две группы, родителей и детей. Представьте, что вы обладаете способностями видеть будущее, и вы увидели, что завтра с участниками другой группы произойдет что-то плохое. Ваша задача заключается в том, чтобы отговорить их от запланированного. Вы можете придумать свою ситуацию или воспользоваться предложенной.

Ситуация для родителей. Завтра дети, собираются пойти на дискотеку, вы увидели, что у них там произойдет драка и они серьезно пострадают. Вам следует отговорить их, чтоб они не ходили на дискотеку.

Ситуация для детей. Завтра родители, собираются пойти на ярмарку за продуктами, и вы увидели, что у них украдут кошелек с большой суммой денег. Вам требуется уговорить их, чтоб они не пошли на ярмарку.

Затем детям и родителям предлагается по очереди выступить в роли «пострадавших», а другой команде необходимо их отговорить.

Описание: Первых отговаривают детей взрослые, как правило, они справляются с этой ролью быстро. Затем детям необходимо отговорить своих родителей. Родителям заранее проговаривается, чтобы они ни на какие уговоры не соглашались и настаивали на своем, что они все равно пойдут куда запланировали.

Упражнение «Родные люди».

Цель: гармонизация детско-родительских отношений.

Описание: В помещении закрываются окна, выключается свет и включается спокойная музыка.

Психолог. Родители, встаньте напротив детей и возьмитесь за руки, говорите шепотом на ушко, как вы любите и цените друг друга.

Упражнение «Наши ожидания».

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Психолог. Вначале тренинга мы прикрепляли на дерево яблочки с вашими ожиданиями. Пора подвести итоги. По очереди каждый участник должен подойти снять свое яблоко, прочитать, что он написал и, если ваши ожидания оправдались, прикрепите яблочко на нарисованную корзинку под деревом, если ваши ожидания не оправдались, прикрепите стикер обратно на дерево.

Описание: Происходит обсуждение, педагог-психолог благодарит каждого участника за его высказывание и участие в тренинге.

Публикации по теме:

Месячник «Безопасность ребенка» Ожева Надежда Николаевна. Декабрь (Безопасность ребенка) «БЕЗОПАСНОСТЬ» 1. Подготовительный этап (1 неделя) Определение проблемы,.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Стихи для монтажа ко Дню родного языкаСтихи для монтажа ко Дню родного языка Стихи для монтажа Разбирала свои архивы и нашла давно написанный монтаж ко дню родного языка. А тут - завтра 21 февраля, как раз этот.

Методическая разработка ко Дню космонавтикиМетодическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Методическая разработка по организующему моменту НОДМетодическая разработка по организующему моменту НОД Кроссворд, как заинтересовывающая форма организации Фотография Оксаны Теликовой, выставляется с её разрешения. В таком виде кроссворд.

Методическая разработка-территория здоровьяМетодическая разработка-территория здоровья «Группы дошкольного образования - территория здоровья» В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика.

Методическая разработка «Весёлые фигуры»Методическая разработка «Весёлые фигуры» Появление персонажей на занятиях помогает мне привлечь внимание детей. Они с большим интересом выполняют просьбы персонажей, приходя им.

Методическая разработка «Задача про дни недели»Методическая разработка «Задача про дни недели» Вера Калужина в публикации от 28.10 с. г. представила очень интересную работу с фетровой Жар-птицей, в которой было такое задание: Иван.

Методическая разработка «Животный мир Антарктиды»Методическая разработка «Животный мир Антарктиды» Пояснительная записка. Экологическое воспитание детей очень актуально и задача педагогов сейчас состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольника.

Фотоотчет «Праздник «День святого Валентина» в отделении сопровождения замещающих семей»Фотоотчет «Праздник «День святого Валентина» в отделении сопровождения замещающих семей» ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Шелехова». Отделение сопровождения замещающих семей. Всю неделю у нас.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка тренинга для замещающих семей «Связующая нить»
Опубликовано: 27 ноября 2020 в 11:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка тренинга для замещающих семей «Связующая нить»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД