Анастасия Карташева
Пособие по сенсорному развитию «Паровоз для зайчат»
▼ Скачать + Заказать документы
Паровоз для зайчат
Методическая разработка
Тема: «Паровоз для зайчат»
Направление: сенсорное развитие
Номинация: «Авторские разработки в работе с детьми раннего возраста»
Разработали воспитатели ГБДОУ № 123:
Карташева Анастасия Александровна
Соловьёва Татьяна Олеговна
ГБДОУ №123 Центрального района
Санкт-Петербурга,
Использование сенсорного панно «Паровоз для зайчат» для сенсорного развития детей раннего возраста.
Пояснительная записка:
Публикация «Пособие по сенсорному развитию „Паровоз для зайчат“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Поезд, паровоз. Дидактические игры, пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2022
Сенсорное полотно «Паровоз для зайчат» это многофункциональное пособие, которое развивает мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, глазомер. Также знакомит малышей с основными цветами и формами, помогает включить в работу по развитию мелкой моторики родителей, способствует совместной игре взрослого и ребёнка. В тактильном панно задействована работа зрительного, слухового и тактильного анализаторов. Это тот фундамент, на который ляжет все познавательное и речевое развитие в ближайшем будущем ребенка.
Новизна данного пособия заключается в том, что это авторская разработка, которая переводит игру из вертикальной плоскости в горизонтальную (расположена на стене). Пособие многофункционально: помогает знакомить и обучать детей цветам, формам, величине, содержит в себе детали из различных тактильных материалов, а также развивает интерес и познавательную активность.
Словарь:
- Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве.
- Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных и мелких движений кистями и пальцами рук.
- Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия ещё называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхностей и структуры того, к чему прикасаются.
Актуальность:
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста (1,6 – 2,4) обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка на кончике его пальцев». В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность и память.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школе и именно в этой области дети испытывают серьёзный трудности. Поэтому мы считаем, что работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста.
А с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами – путём ощупывания предметов или обведение его по контуру.
Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Таким образом, начальный объём знаний они в буквальном смысле получают на ощупь.
Правильное развитие мелкой моторики и тактильного восприятия определяет формирование у ребёнка сенсомоторной координации согласованного действия рук и глаз. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребёнок открывается всё больше и больше новой информации.
Цель: развитие мелкой моторики и разных форм (зрительного, слухового, тактильного) восприятия у детей раннего возраста с помощью тактильного полотна «Паровоз для Зайчат».
Задачи:
- развивать у детей гибкость и подвижность пальцев;
-продолжать закреплять у детей сенсорные эталоны;
-стимулировать речевую активность в процессе занятия с пособием;
-привлекать родителей к совместным играм для развития мелкой моторики рук;
-развивать произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
Пособие включает в себя: пробковое полотно, которое расположено во внегрупповом пространстве (коридор, на нём находятся паровоз и два вагончика, выполненные из фетра, колёса – из пластмассы, а в соединении вагонов используются пуговицы. Корзинка с морковками и лавочка для зайчиков выполнены из фетра. Сами изображения зайчат заламинированы, что позволяет детям легко использовать их в игре и не повредить. Зайчата легко обрабатываются дезинфицирующим средством. На паровоз и вагончики прикрепляются небольшие детали-украшения, такие как морковка из фетра; ёлочка из дерева; окошко из фетра – всё это легко отсоединяется и прикрепляется обратно за счёт липучек. Зайчат можно рассаживать по вагончикам, на лавочку, давать им морковки. Это пособие многофункциональное и трансформируемое. Оно направлено на развитие мелкой моторики рук и на тактильные ощущения за счёт использования предметов из различных материалов. Пособие развивает координацию движения и глазомер.
Достигнутые результаты:
Все игры, в процессе которых ребёнок что-то трогает, прикасается к поверхности, знакомится с разными фактурами, оказывают благотворное влияние на развитие тактильных ощущений. В результате использования тактильного полотна мы смогли достичь:
- развития произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти;
- развития речевой активности;
- развития у детей гибкости и подвижности пальцев;
Также с помощью пособия мы смогли привлечь родителей к совместным играм с детьми. Они активно принимают участие в играх со своими детьми, когда приводят их в детский сад и когда забирают домой.
Примерный перечень игр при работе с сенсорным полотном:
1) Найди лишнее.
Цель: создать условия для развития зрительного внимания, мышления у малышей, развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения за счёт использования предметов из различных материалов
Ход игры: детям предлагается рассмотреть иллюстрации животных, найти лишнее и посадить его на скамейку, а одинаковых животных рассадить по вагонам.
2) Чем питаются зайчики?
Цель: познакомить, чем питаются некоторые виды животных; развиваем внимание, память, логическое мышление и мелкую моторику рук
Ход игры: воспитатель задаёт вопрос: «Кто сидит в вагончиках?», дети отвечают: «Зайчики». Далее воспитатель спрашивает: Что любят кушать зайчики? «Кто любит кушать морковку? Кого мы угостим?», дети показывают на зайчиков. Воспитатель просит детей положить морковки в корзинку, а затем угостить каждого зайчика.
3) Прищепки в корзине.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев; развивать умение снимать и надевать прищепки
Ход игры: Детки, посмотрите, к нам пришёл зайчик и что-то с собой принёс. Дети рассматривают корзину с прищепками. Воспитатель говорит: «Зайчик хочет с вами поиграть» и показывает действия с прищепками. Дети пробуют надевать и снимать прищепки с корзины.
4) Разноцветные прищепки.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев; закреплять знания основных цветов; совершенствовать навык находить среди прищепок разного цвета нужный цвет.
Ход игры: воспитатель в роли зайчика берёт прищепку красного цвета и надевает на корзину, затем просит ребёнка взять прищепку такого же цвета или другого и также надеть на корзину.
5) Найди нужный цвет.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев; закреплять у детей умения находить нужный цвет; развивать самостоятельность.
Ход игры: воспитатель просит детей посадить одного зайчика в красный вагон, а другого в синий вагон. Затем просит детей дать одному зайчику красную морковку, а другому оранжевую.
- проведи ладошкой по вагонам;
- обведи пальчиком колёса;
- погладь зайчиков;
- найди такую же ёлочку;
- посчитай пуговицы;
- собери морковки.