МААМ-картинки

Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Бурбах Наталья
Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7»

Методическая разработка

Тема: «Дидактическое пособие многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учрежде-нии»

Выполнила воспитатель:

Бурбах Наталья Валериевна.

г. Вилючинск 2022г.

Содержание

Введение….3

1. Технология использования пособия. …. 4

Публикация «Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах

2. Требования к стандартам развивающей ширмы….9

3. Описание пособия…. 9

Заключение …. 28

Список использованной литературы…. 29

Приложение 1 …30

Введение

Мы живем в век интенсивного речевого общения. ФГОС дошкольного образования предъявляет особые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным, интересным, увлекательным. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании грамотной и правильной речи.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми; активнее осуществляется его психическое развитие.

Именно поэтому перед нами, педагогами, возникает проблема поиска эффективных способов, средств и методов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющим недостатки в речевом развитии. Исходя из этого, мы разрабатываем и внедряем в систему коррекционной работы разные дидактические пособия, одним из которых является многофункциональная развивающая ширма.

1. Технология использования пособия

В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложен один из основных принципов: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».

Основным видом деятельности дошкольников является игра. С помо-щью игры закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребёнка : развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и др.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. И обязательно должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Среда, в которой ребенок проводит до 12 часов в день, это не просто сопутствующее условие для нормального развития, но и образовательное средство. Обстановка группы, окружающие предметы либо способствуют любознательности, творчеству, смелым пробам и открытиям, либо блокируют все это, из-за строго ограниченного пространства.

Чтобы развивающая предметно-пространственная среда выступала как, развивающая, подвижная и легко меняющаяся я пришла к решению создать универсальную многофункциональную ширму для использования в игровой, театрализованной и познавательно-образовательной деятельности детей. Предназначено данное пособие для детей от 2 до 7 лет. Содержание игр и

картинок зависит от возрастных особенностей и интересов детей. Все три секций используются на занятиях и помогают детям формировать математи-ческие и сенсорные способности. Дети закрепляют навыки счета, состав чис-ла. В процессе занятия на ширму на липучки можно вешать геометрические фигуры, классифицировать их по цвету, форме, величине и даже составлять узоры. Детям предлагаются разные игровые задания «Состав числа», «По-рядковый счет», «Составь и реши задачу», «В каком домике живёт цифра, фигура». (Рис 17, 18.) Ширма служит для изучения и закрепления знаний у детей по теме: «Овощи», «Домашние и дикие животные», «Счёт», умению считать предметы, составлять предложения, вести диалог, в индивидуальной работе с детьми на закрепление тех или иных знаний у детей с использованием разнообразного наглядного материала (картинки, муляжи фруктов, овощей, животных, домашних птиц и т. д). В области по развитию речи : это и всевозможные сценки, составления рассказов по серии картинок, и драматизация сказок с использованием фетровых персонажей известных русско-народных сказок, дидактические игры.

Данное пособие может использоваться в любых сферах деятельно-сти детей на территории учреждения, ширма многофункциональная, на ней можно разместить всевозможные развивающие игровые и познавательные материалы.

Таким образом, наша ширма не просто эстетична, но и выполняет функцию информационного объекта, с которым активно взаимодействуют все субъекты образовательного процесса, она способствует организации си-стемно - деятельностного подхода к образовательному процессу и, конечно, содействует обеспечению благоприятного психоэмоционального климата в группе.

Д. Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.

Среди всех игр особое, ведущее место занимает сюжетно – ролевая игра. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. Играя и вживаясь в какой – то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир. Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку». Ребёнок может забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы, работе воспитателя, врача, шофёра и т д., следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нём участие.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами – заместителями, ребёнок начинает действовать в условном пространстве. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учиты-вать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра может сделать ленивого – трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого – умельцем. Она помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать поступки других.

Таким образом, можно сделать вывод, что через сюжетно – ролевую игру ребёнок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествую-щий социальный опыт. В ней ребёнок получает навыки коллективного мышления. А так же является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог формирует личность ребёнка, её духовную и общественную направленность, доставляя каждому ребенку ра-дость и удовольствие уже самим своим процессом.

При разработке моего дидактического пособия «Многофункцио-нальной ширмы», я в первую очередь ставила приоритет в повышении мотивации к процессу обучения, максимальной коррекции и развития речевых процессов. А так же интереса к изучению окружающего мира в целом и по отдельности, развитии любознательности, интереса к образовательной деятельности, и для помощи реализации различных идей педагога и детей, придавая образовательному процессу новизну и актуальность.

Цель: использование нестандартного оборудования в процессе совер-шенствования развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

-Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику и тактильные ощущения;

-формировать элементарные математические представления, целост-ную картину мира, расширять кругозор;

-работать над звукопроизношением и связной речью;

-развивать все виды восприятия : зрительное, слуховое, тактильно-двигательное;

-совершенствовать координацию руки и глаза, ориентироваться на плоскости;

-способствовать развитию интегративных качеств;

-принцип гибкого зонирования;

-способствует обогащению самостоятельного игрового опыта детей;

-способствует развитию мышления ребенка;

-развивает творческую активность, создает условия для дальнейше-го развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с другими детьми.

Ожидаемые результаты:

• Возникновение самостоятельной сюжетно – ролевой игры:

-Дети активны, играют дружно, умеют договариваться и распределять роли.

-Дети способны действовать в соответствии с выбранной ролью, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, используя для этого реаль-ные предметы и их заместители.

- Дети могут действовать в реальной и воображаемой ситуации.

• Обеспечение благоприятного психо – эмоционального климата в группе.

• Создание условий для развития мышления, психических процессов ребёнка.

Многофункциональная ширма может использоваться в любых до-школьных образовательных учреждениях.

2. Требования к стандартам развивающей ширмы :

- Безопасность.

(Речь идет об устойчивости конструкции)

- Трансформируемость.

(Способность менять свое положение путем передвижения)

- Доступность.

(Речь идет не о цене, а о возможности каждого ребенка осуществлять определенные действия)

- Вариативность.

(Возможность менять наполнение)

- Содержательность и насыщенность.

- Многофункциональность.

(Совокупность вышеперечисленных)

3. Описание пособия:

Каркас ширмы-трансформера изготовлен из пластиковых водопроводных труб, соединенных уголками. Три секции (75*105см) скрепляются специальными соединителями, а так же 2 секции для крыши(105см*45см) и соединительная секция 105*105 для устойчивости каркаса.

Ширма имеет подвижные соединения, позволяющие ее полностью разбирать, собирать, складывать и удобно хранить. Положительным является небольшой вес ширмы, что обеспечивает и безопасность при работе с ней.

При использовании ширмы придайте ей горизонтальное положение, развернув два блока. Задав ширме горизонтальное положение, мы предлагаем детям принять участие в увлекательных Сюжетно – ролевых и дидактических играх («Зоопарк», «Туристы», «Двор для домашних животных» и других всевозможных играх. Завораживают малышей театрализованные постановки, которые мне удается организовать с помощью ширмы.

Ширма-трансформер применяется в самостоятельной, игровой, позна-вательно-исследовательской деятельности детей. Кроме того, яр-кая ширма используется при организации развлечений и праздников, подходящих на эту тематику. Дети с удовольствием включаются в любой вид деятельности с использованием ширмы, а благодаря ее функциональности каждый находит задание по душе. Совершенствуя развивающую среду мы, сможем добиться эффективного развития игровой деятельности детей в любой образовательной области.

Для изготовления каркаса нам потребовались пластиковые трубы, уголки и подвижные фитинги, как соединительные детали, утюг для сварки пластика (Рис. 1.). Для изготовления тканевого наполнения: ферт, тюль, бре-зент, швейная машина. (Рис. 2.)

Рис. 1 Элементы изготовления ширмы.

Рис. 2 Изготовление элементов к ширме.

Я обратилась к родителям своих воспитанников за помощью в изготовлении дополнительных элементов. Хочу поделиться некоторыми пособиями, которые изготовили нам мамы, это сшитые на фетровой основе объёмные овощи (так же на липучках) (Рис. 16.)

Вашему вниманию хочу представить развивающую ширму (Рис. 3., изготовленную из пластиковых труб и съемных панелей на тканевой основе

(фетре) и соответствующую всем требованиям к стандартам ширмы.

Рис. 3. Дидактическое пособие многофункциональная ширма.

Ширма разделена на три секции. На каждой секции имеется тканевое наполнение. Игровую зону ширмы дети могут изменять сами, по своему усмотрению, с помощью навесных элементов и предметов, которые закреп-ляются с помощью пришитых липучек.

Данная ширма - это обучающий инструмент со скрытыми интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи.

Актуальность пособия не вызывает сомнения, так как создаёт иннова-ционный образовательный потенциал пространства игровой комнаты, оборудование для развития детей дошкольного возраста. Учитывая индивидуальные, гендерные, и возрастные особенности детей.

Новизна данного методического пособия определяется его направлен-ностью на создание оптимальных условий для формирования устойчивого интереса к изучению окружающего мира по отдельности и в целом, исполь-зование воспитанниками в практической деятельности и в повседневной жизни практических знаний. Данное пособие помогает реализовать различ-ные идеи педагога и детей.

Многофункциональная напольная ширма, несмотря на своё довольно прозаичное название, является очень интересным предметом интерьера детского сада, а главное, многофункциональная ширма соответствует всем требованиям ФГОС ДО предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среды группы.

Ширма удобна в использовании, и имеет привлекательный дизайн, по-могающий украсить интерьер группы, внести в него нотку оригинальности. Это изделие способно превратить игру в настоящее обучающее представле-ние. Она очень яркая, красочная, что способствует расположению детей к игре.

Многофункциональность данной ширмы даёт возможность избежать перегрузок детей, удерживать внимание длительное время путём смены функций и заданий.

Обычно ширму делают из 3 элементов (Рис. 4.). Это одна центральная часть и две боковины, которые за счет подвижности могут трансформиро-ваться в разные фигуры. Но можно добавить еще необходимое вам количе-ство секций.

Рис. 4. Секции ширмы.

Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. И поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и коор-динации движений руки (Рис. 5.) должна стать важной частью развития дет-ской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к пись-му. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчика-ми, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются все психические процессы, а также обогащается словарный за-пас.

Другими словами, развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно, владеть своими руками, но и стимулируем развитие речи у ребенка.

Рис. 5. Развитие мелкой моторики с помощью дидактического пособия.

Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать детям возможность для уединения. Ширма подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. К методическому пособию прила-гаться дополнительное полотно – крыша со шторами, с помощью которого, дети могут поиграть, уединившись внутри. Шторы изготовлены из сетки, поэтому хорошо видно, что происходит внутри. Обязательные атрибуты «норки» — уютная, мягкая зона отдыха и подушки (Рис. 14.).

Зонирование пространства

Боковины ширмы можно расположить под разными углами, использовать для разделения пространства, для игр по интересам.

Можно к данной ширме крепить с помощью липучек какую-либо ин-формацию (иллюстрации, правила, символы и т. д.) для детей. Можно даже устроить выставку детских работ или фотовыставку. Еще ширма становится отличным способом зонировать помещение (Рис. 6.) при проведении викто-рин, сценок, разного рода мероприятий, чтобы дети не отвлекались на прочие дела.

Рис. 6. Зонирование пространства.

Театральная зона

Данная ширма служит для организации театральных игр, игр фантазирования. Дети могут разыгрывать спектакли по знакомым сюжетам или придумывать и показывать свои собственные истории. В театральных играх (Рис. 9,10, 10.1, 10.2.) ребенок учится проявлять эмоции, чувства, причем не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей, старается говорить четко, чтобы его поняли. Театральная зона – это любимое место детей, где они играют, фантазируют, придумывают сюжеты, проявляют творчество. Так же к ширме прилагается разработанная мною развивающая сказочная книга с интересными элементами и персонажами русских- народных сказок. (Рис. 7, 8.). Она может быть использована для детей разных возрастов, может использоваться в НОД, в самостоятельной деятельности и позволяет реализовать разнообразные идеи, использовать большее количество развивающих элементов. Её можно использовать как самостоятельное пособие, так и совместно с ширмой.

Рис. 7. Фетровая книга с дополнительными элементами к ширме.

Рис. 8. Фетровая книга.

Рис. 9. Театральные игры с помощью дидактического пособия.

Рис. 10. Театрализация сказки «Репка».

Рис. 10.1. Театрализация сказки «Колобок».

Рис. 10.2 Театрализация сказки «Теремок».

Сюжетно-ролевые и дидактические игры

Задав ширме горизонтальное положение, мы предлагаем детям принять участие в увлекательных Сюжетно – ролевых и дидактических играх (Рис. 11,12 .) («Зоопарк», «Туристы», «Двор для домашних животных» «Больница», «Кафе») и других всевозможных играх. Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей и активизируют словарь. Зона дидактических игр предполагает использование множества дидактических игр и упражнений, различные технологии. Например, в игре «Как зовут тебя малыш» это образование существительных — названий детенышей диких животных, или «Назови и покажи» - воспитатель называет глагол, дети подбирают животное и имитируют движения. Для повышения результативности мною разработана картотека игр к дидактическому пособию, воспитателям не придётся часами искать новые идеи для более интересного развития детей, ведь для этого существуют специальная картотека. (Приложение 1.)

Рис. 11 Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Кафе».

Рис. 12. Сюжетно - ролевые игры с использованием дидактического пособия.

Рис. 13 Дидактическая игра «Дикие и домашние животные». Сюжетно – ро-левая игра «Туристы».

Рис. 14. Уголок уединения.

Рис. 15. Театрализация сказки «Теремок».

Рис. 16 Работа с родителями (изготовление объёмных овощей из фетра для использования в образовательной деятельности).

Рис. 17. Использование Методического пособия на занятии по формированию элементарных математических представлений.

Рис 18. ФЭМП (счётный материал для игр, занятий НОД)

Заключение

Педагогическая ценность представленного пособия заключается в том, что обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, создавая атмосферу непринуждённости, открытости, содействует развитию инициативы, самостоятельности, поддерживая эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей.

Ширма подходит для развития любого возраста детей и может применяться в разных образовательных областях. Применение ширмы способствует развитию мышления ребенка, стимулирует психические процессы, развивает творческую активность, моторику, а значит, и речевые процессы.

Таким образом, использование напольной ширмы при организации игровой и воспитательной деятельности дошкольников, позволяет обеспечить выполнение требований образовательных стандартов нового поколения, является эффективным развивающим средством.

Список использованной литературы.

А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для вос-питателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.

Н. В. Краснощекова Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н. В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия — М. : Карапуз, 2009г.

Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Об-руч, 2012г.

С. В. Шмаков. Учимся, играя. / С. В. Шмаков. - М. : ЦГЛ, 2004

Публикации по теме:

Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды в ДОУМногофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Многофункциональная ширма - важный элемент предметно-пространственной среды группы детского сада. В данном случае декоративная ширма является.

Анализ предметно–пространственной развивающей среды ДОУ Анализ предметно –пространственной развивающей среды ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда групп организована в виде хорошо.

Дидактическое игровое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно — развивающей среды группы в ДОУ»Дидактическое игровое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно — развивающей среды группы в ДОУ» «Многофункциональная ширма как элемент предметно - развивающей среды группы». Многофункциональная напольная ширма, несмотря на свое довольно.

Многофункциональная ширма как эффективная организация предметной развивающей средыМногофункциональная ширма как эффективная организация предметной развивающей среды Воспитатель: Мамулян М. С. Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи 4. Описание дидактического пособия 5. Дидактическая ценность:.

Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУМногофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Цель: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, оптимизация предметно.

Развивающая ширма «Чудо-домик» как составляющее звено развивающей предметно-пространственной среды»Развивающая ширма «Чудо-домик» как составляющее звено развивающей предметно-пространственной среды» Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является принцип содействия.

Многофункциональная ширма для разнообразия предметно-пространственной средыМногофункциональная ширма для разнообразия предметно-пространственной среды Чтобы разнообразить предметно-пространственную развивающую среду, я разработала и создала многофункциональную ширму, которую можно использовать.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Опубликовано: 5 марта 2024 в 13:14
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Бурбах Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД