Оксана Дербилова
ООД «Театральные ступеньки»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Аннотация
Данная методическая разработка «Театральные ступеньки» поможет воспитателю детского сада организовать свою деятельность и научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях; зародит стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
2. Введение
Публикация «ООД „Театральные ступеньки“» размещена в разделах
Данная форма организации деятельности с детьми старшего дошкольного возраста актуальна, она отвечает требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС, а именно реализации Программы «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова и др., которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова и др., которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Ряд условий должны обеспечить полноценное художественно-творческое развитие дошкольников (Е. А. Дубровская) :
• овладение ребенком системой соответствующих эталонов и степень сформированности операций по соотнесению этих эталонов с воспринимаемыми качествами объектов (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец);
• опыт восприятия ребенком разных произведений искусства и сравнение различных способов реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литература и др.);
• обеспечение возможности детям дошкольного возраста проявлять способность и потребность к импровизации — в изобразительном (Т. С. Комарова, В. С. Мухина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и др.) и музы-кальном (Н. С. Карпинская, В. И. Глоцер, Л. С. Фурмина и др.) искусстве;
• достаточно высокий уровень сюжетной игры, основанной на подражании и творческой переработке полученных представлений;
• полноценность и глубина восприятия ребенком литературного произведения, предназначенного для драматизации;
• способность ребенка управлять своими чувствами, подчинять им игровые действия.
Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе и творческих способностей, оказывает театр, как синтетическое искусство, обладающее большими возможностями воспитания у них желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать. Вот почему видные деятели культуры настойчиво пытались внедрить театральное искусство, хотя бы в виде кукольного театра, в сферу дошкольного образования и культурно-досуговую деятельность детей (Н. И. Сац, Н. С. Шер, Л. Г. Шпет, В. С. Шербаков и др.).
Развитие креативности детей посредством тетрализованной деятельности.
Креативность личности ребенка дошкольного возраста характеризуется активной позицией, готовностью к спонтанным решениям, любопытством, способностью к речевому комментированию процесса и результата своей деятельности, стойкой мотивацией достижений, развитым воображением. Ребенок способен создавать творческий образ, отличающийся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
Возможность формирования креативных качеств личности в процессе развития интеллектуальной и литературной способностей детей дошкольного возраста теоретически обоснована в работах известных ученых. Однако существует противоречие, заключающееся в том, что, несмотря на востребованность решения данной проблемы и ее теоретическую обоснованность, до сих пор не разработаны соответствующие диагностические и обучающие программы и методики. Программы, связанные с развитием творческих способностей, используются отдельно от программ амплификации интеллектуального развития и литературного образования дошкольников.
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театра является актуальным направлением воспитательно-образовательной работы. Решение данной проблемы связано с поиском наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации занятий с целью наиболее полной реализации творческого потенциала младших дошкольников, и развития их творческих способностей.
В этой связи возникает необходимость целенаправленной организации досуговой деятельности детей, пересмотра ее содержания, форм и средств, способствующих целенаправленному развитию их творческого потенциала. Именно с точки зрения развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, можно рассматривать искусство театра, которое хорошо вписывается в систему дошкольного образования.
Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом.
Выбор театрализованной игры в качестве условия и средства формирования креативных качеств личности в процессе развития интеллектуальной способности воспитанников обусловлен результатами анализа взаимосвязи между уровнями развития способностей воспитанников детского сада.
Театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественнотворческой деятельности, в процессе которого ее участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д., участвуют в подготовке и разыгрывании разного рода театральных представлений, приобщаются к театральной культуре. К специфическим особенностям театрализованной деятельности дошкольников относят ее совместность, ансамблевость, публичность, импровизационность, синтетичность, многофункциональность, неповторимость процесса и результата детского творчества.
Любое художественное произведение: музыкальное, литературное, изобразительное – знакомит дошкольников с новыми явлениями, расширяет круг детских представлений. В то же время оно учит детей выделять существенное в предметах и явлениях, понимать художественные образы, а, следовательно, эстетическое восприятие ведет за собой развитие познавательной деятельности ребенка.
Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы к образованию, педагоги озадачены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном — о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни?
Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
В основу предлагаемой разработки положен опыт автора данной работы, воспитателя детского сада №38 «Солнышко» Муниципального образования Дербиловой Оксаны, отработанный в течение одного года с группами детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
Обучающихся можно научить мимике, воплощение в роль, быть декоратором и сценаристом, развить у них интерес к театральному и сценическому творчеству.
Для этого понадобятся: театральный реквизит, куклы, декорации, музыкальные инструменты, ширма для показа кукольного театра, картотека аудиозаписей, природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения. Также подготовить наглядный материал: картинки с изображением театра, сцены, костюмов. Оборудование и материалы отвечающие интересам мальчиков и девочек.
Разные виды театров :
*пальчиковый театр;
*кукольный театр;
*театр теней;
*плоскостной театр;
*настольный театр;
*театр масок;
* театр ложек;
* магнитный театр;
* театр марионеток;
* театр «Би-ба-бо».
И, конечно же, сам воспитатель должен предварительно пройти курсы по театральной деятельности.
В театрализованных занятиях функционально применяла чтение произведений художественной литературы.
Мы играли в игры, которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движений, воображение и фантазию. Применяла упражнения и этюды: «Угадай, что я делаю?», проигрывали вместе с детьми этюды на основные эмоции «грусть», «радость», «гнев», «удивление», «страх» и др.
Такие упражнения развивают у детей умение передавать своё эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. А игры на жестикуляцию вызывают особый задор у детей: «Уходи», «Согласие», «Просьба», «Отказ», «Плач», «Прощание» и др.
Итогом всех занятий являлся мини - спектакль. Выбирались сказки, стихи, распределялись роли по желанию детей. Часто такие инсценировки проходили экспромтом. Особенно ребятам понравилось придумывать сюжет самостоятельно.
С ребятами я уделяла большое внимание отражению сказочных образов животных, анализируя характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, грустный и веселый клоун, снежинки кружатся, плавно ложатся на землю. Предлагала детям игрушки, атрибуты для ряженья, маски зверей для разыгрывания русских народных сказок, добиваясь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц. В процессе постановки сказки дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. В представлениях использовали стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям. Поддерживали коллективное придумывание диалогов, вместе сочиняли маленькие истории. Дети самостоятельно сочинили историю про Машу и Медведя – что случилось с ними летом, зимой… Дети проявляют большой интерес к танцевальным движениям.
Цель методической разработки: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи по формированию у дошкольников художественно-эстетического сознания, развитию творческих способностей:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей перед другими группами и пр.).
3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Ознакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Содержание образовательной деятельности:
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Дети получат ответы на вопросы:
• Что такое театр, театральное искусство;
• Какие представления бывают в театре;
• Кто такие актеры;
• Какие превращения происходят на сцене;
• Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
• Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках.
• Подготовка декораций, реквизита, афиши (сами придумываем, рисуем, клеим).
Интеграция образовательных областей в театрально-игровой деятельности
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ГОС ДО: (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).
Социально-коммуникативное развитие:
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
• воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
Познавательное развитие:
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации)
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие:
• содействие развитию монологической и диалогической речи
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Художественно-эстетическое развитие:
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие:
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование осанки.
Предварительная работа по проведению театрализованного занятия :
Содержание театрализованных занятий включают в себя:
• Просмотр кукольных сценок
• Театрализованные игры
• Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок
• Беседы о театре
• Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного,
• танцевального творчества
• Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей
Занятия в основном строятся по единой схеме:
1. Введение в тему, создание эмоционального настроения
2. Театрализованная игра (обыгрывание стихотворений, сказок) :
• действия детей с кукольными персонажами
• непосредственные действия детей по ролям
• литературная деятельность (диалоги и монологи)
• изобразительная деятельность - дети создают декорации, костюмы персонажей
• музыкальное исполнительство - исполнение знакомых песен от лица
персонажа, их инсценирование, напевание.
Материалы и оборудование:
• Настольный театр игрушек.
• Настольный театр картинок.
• Стенд-книжка.
• Фланелеграф.
• Теневой театр.
• Пальчиковый театр.
• Театр Би-ба-бо.
• Театр Петрушки.
• Детские костюмы для спектаклей.
• Взрослые костюмы для спектаклей.
• Элементы костюмов для детей и взрослых.
• Атрибуты для занятий и для спектаклей.
• Ширма для кукольного театра.
• Музыкальный центр, видеоаппаратура
• Медиотека (аудио- и CD диски).
• Декорации к спектаклям
• Методическая литература
Планируемые результаты:
• Педагог сможет организовать творческую и художественную деятельность на основе театральной деятельности в детском саду, которая, возможно, перерастет в постоянную и послужит основой для социально-значимых проектов.
• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
• Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
• Каждый ребенок почувствует себя Актером.
• Видимым результатом станет постановка спектакля
3. Основная часть:
Педагогу прежде чем проводить занятие необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.
Во время занятий необходимо:
- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
- если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;
- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
- спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;
- в заключении различными способами вызывать у детей радость.
Дети постепенно переходят:
- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;
- игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
- игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
- создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:
- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух – трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);
- игры - драматизации по рассказам по рассказам на тему " Труд взрослых";
- постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).
Театрально - игровые этюды и упражнения по «Угадай, что я делаю», положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно - образного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям. Импровизация становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.
4. Заключение
В процессе театрализованных игр дети создают образ действием и словами, что дало возможность активно развивать речевую деятельность: артикуляционную моторику, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; сценическое мастерство: мимику, пантомимику, движения, жесты.
Благодаря систематическому использованию театрализованных игр, у детей обогатился словарный запас, ребята меньше допускают грамматических ошибок, используя в речи разные типы предложений; самостоятельно могут пересказать небольшой рассказ, более подробно и интересно описывают действия и состояния персонажей. Дети стали выразительнее и с удовольствием пересказывать любимые стихи, используя артистические средства.
Ребята приобрели речевые навыки: пополнился словарный запас, совершенствовался грамматический строй речи. Данная работа способствовала полноценному развитию всех сторон речи: диалогической и монологической, и интонационной выразительности.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализации произведений можно также решить все задачи по формированию культуры общения и совершенствования техники речи у детей, и наряду с основными методами и приемами речевого развития нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Применение театрализованной деятельности как средства формирования эмоциональной и коммуникативной сферы детей, оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной речи, воображение, формирование основ образного мышления. Наблюдается значительное повышение речевой активности, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение); овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общения; развитие связной, диалогической, монологической речи.
5. Список литературы:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -
М. : ТЦ Сфера, 2006.
1. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М. : РОСМЭН, 2000.
2. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
3. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2005.
5. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М. : “Скрипторий 2003”, 2006.
6. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.
7. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М. : Просвещение, 1969.
8. Карпов А. В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб. : Речь, 2008.
9. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
10. Лаптева Е. В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М. : Астрель, 2013.
11. Лебедев Ю. А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М. : ВЛАДОС, 2001.
12. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.