Анна Ярмолюк
Методическая разработка совместной деятельности «Путешествие на дачу со Скоком и Шкоком»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельностипо речевому развитию
в подготовительной группе для детей сособыми образовательными потребностями (тяжёлыми нарушениями речи)
с использованием метода биоэнергопластики
на тему: «Путешествие на дачу со Скоком и Шкоком»
Цель: формировать артикуляционный уклад в сочетании с движениями пальцев рук.
Задачи:
Публикация «Методическая разработка совместной деятельности „Путешествие на дачу со Скоком и Шкоком“» размещена в разделах
Образовательная: используя метод биоэнергопластики, создавать условия для развития артикуляционной моторики, общей моторики, координации речи с движением, выполняя заданные упражнения, в общем, для всех темпе.
Развивающая: уточнять словарь по теме: «Овощи». Расширять представления о важности труда взрослых. Совершенствовать грамматический строй речи. Автоматизировать и дифференцировать произношение звуков С-Ш в словах и фразовой речи. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, речевой слух, мышление, память, зрительное внимание.
Воспитательная: воспитывать точность, чёткость, плавность и устойчивость артикуляционных движений, развивать координацию движений кистей рук, закреплять умение действовать по словесным инструкциям. Развивать доброжелательное отношение, навыки сотрудничества.
Предшествующая работа: разучивание с детьми артикуляционных упражнений, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, знакомство с понятиями по теме: «Овощи», постановка и дифференциация звуков С-Ш.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие,социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приёмы : игровой, словесный, наглядный, практическая деятельность.
Словарная работа: уточнение и расширение словаря по теме: овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый. Скок, Шкок.
Оборудование: магнитная доска, перчатки для выполнения упражнений,картинка Скока и Шкока, предметные картинки по теме:«Овощи» (картофель, морковь, свёкла, капуста, горох, тыква, редис, лук, чеснок, огурец, помидор, карточки с заданиями по количеству детей: «Соедини верно «Как хранить овощи»», простые карандаши по количеству детей, демонстрационный материал: «Звуковые домики», корзинка с карточками «Фрукты».
Ход совместной деятельности
Ритуал начала совместной деятельности
(Приветствие детей в помещении групповой комнаты, приглашение расположиться на ковре по кругу. Дети становятся по кругу. Эмоциональный настрой, приглашение в игру. Все слова сопровождаются действиями).
Речь учителя-логопеда: ребята, здравствуйте!
Речь детей: здравствуйте!
Речь учителя-логопеда: ребята, давайте встанем в круг, улыбнёмся друг другу) :
Снова новый день настал (руки поднимаем вверх,
Снова вместе нас собрал (разводим руки в стороны).
Мы друг другу улыбнёмся (улыбаемся, смотрим друг на друга,
Дружно за руки возьмёмся (берёмся за руки,
Язычки мы разомнём ( упражнение:«Часики» : улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому,
Заниматься мы пойдём (марш на месте).
Чтобы верно говорить (знак «класс» обеими руками)
Будем язычок учить (руки «в замок»).
Мотивационно-целевой этап
Речь учителя-логопеда: Ребята, сегодня я предлагаю вам познакомиться с замечательными братьями и отправиться с ними в путешествие. Чтобы совершить путешествие, давайте оденем наши «волшебные» перчатки.
Речь учителя-логопеда: Итак, готовы?
Ответы детей: да!
Речь учителя-логопеда:Тогда в путь!
Жили-были два брата Скок и Шкок! Скок был весёлый и трудолюбивый ( Р: руками разводим в разные стороны, имитируя улыбку. Я: – язык «распластать» на верхней губе, а Шкок любил полениться ( Р: руки опустить вниз, пальцы раздвинуты. Я: – язык «распластать» на нижней губе).
Как-то раз приехали Скок и Шкок на дачу ( Р: кисти рук находятся горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладони направлены вниз. Совместно с движениями языка повернуть кисти влево, потом повернуть вправо и т. д. Я: – упражнение «Часики» / 4-5 раз.). А урожай выдался хороший в этом году ( Р: знак «класс». Я: – звонкий «Цок!»!
(Педагог акцентирует внимание детей на изображении овощей на картинке, расположенной на доске). И картофель уродился, и морковь, и свёкла, и редис, и горох – ох-ох-ох! ( Р: обеими руками за голову. Покачивание головой. Я: – губы округлены «Бублик»). Как много выдалось работы!
Взял Скок большую лопату ( Р: обеими ладонями изображаем «чашку») и глубокое вёдро ( Я: – «Чашечка» глубокая. Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их, боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам, а Шкок взял лопату маленькую ( Р: обеими ладонями изображаем «чашку маленькую») и ведро поменьше ( Я:-«Чашечка» внутри открытого рта).
Операционно-деятельный этап
Отправились братья на огород: Скок бежал вприпрыжку, вот так: ( Р: руки вытянуты вперёд,в ритм цоканья языка сжимаем и разжимаем ладони, разводя пальцы рук в стороны, Я: – язычком цокаем весело: цок, цок, цок упражнение: «Лошадка» / 4-5 раз). А Шкок шёл за Скоком, вот так: темп медленный ( Р: руки опустить вниз, поднимаем попеременно, имитируя игру на барабане, Я – язычком цокаем медленно, протяжно: упражнение: «Лошадка» / 4-5 раз).
Вдруг, смотрят по тропинке ползёт змея ( Р: кисти рук находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладони слегка расслаблены, направлены вниз. Сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец, затем вернуть в исходное положение. / 4—5 раз; Я: – «Иголка» : открыть рот, вытянуть вперед губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык, затем вернуться в исходное положение, закрыть рот / 4—5 раз).
Речь учителя-логопеда:Ребята, а как змея разговаривает? Какой звук она произносит?
Ответы детей: - звук: шшшшш.
(Характеристика звука Ш).
Речь учителя-логопеда:ребята, а давайте вспомним характеристику звука Ш. Звук Ш какой?
Ответы детей: согласный, твёрдый, глухой. (Использование «звуковых домиков»).
Прислушались Скок и Шкок к шипению змеи ( Р: к уху; Я: – «Бублик» :зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать).
Но тут поднялся ветер и они услышали другой звук, звук: ссссссс.
Речь учителя-логопеда: Ребятки, давайте вместе произнесём этот звук – звук ветерка: ссссссс.
Ответы детей:ссссссс.
Речь учителя-логопеда:Ребята, а звук С – это какой звук? (Характеристика звука С).
Ответы детей: согласный, твёрдый или мягкий, глухой. (Использование «звуковых домиков»).
Размялись друзья и принялись за работу. Стали они выкапывать картофель: вот так ( Р: сжатие и разжатие кулачков, Я: – «Дятел» : Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом дети произносят звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д).
Капали они, капали картофель и выкопали. Картофеля получилось очень много (показывают руками).
Принялись они за уборку моркови. Выдёргивали, они выдё ргивали морковь: вот так ( Р: кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. Поднять сомкнутые пальцы вверх, опустить ладонь вниз; Я: – «Качели» : Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы).
Захотели братья пить.
(Логопед приглашает пройти детей за столы, присесть на стульчики, снять перчатки. За столами детям предлагается из корзинки взять карточку, на каждой карточке - изображение овоща).
Речь учителя-логопеда: ребята, я вам предлагаю поиграть в игру. Игра: «У кого какой получился сок». Возьмите каждый карточку из этой корзинки. Ребята, назовите по карточке, у кого какой получился сок.
Ответы детей: на карточке изображён огурец, получился огуречный сок; на карточке – помидор, получился томатный сок; и т. д.
Попили братья сок.
Шкок устал и Скоку предложил отдохнуть.
Речь учителя-логопеда:Ребята! Как вы думаете. Какими словами Шкок предложил Скоку отдохнуть.
Ответы детей, составление устных предложений: «Скок, давай немного отдохнём, я устал очень». (Работа над фразовой речью).
Речь учителя-логопеда: ребята, а давайте отдохнём, выходите на ковёр, посмотрите, как светит ярко солнышко, поднимите руки кверху, потянитесь.
Физкультминутка.
Много овощей собрали (руками знак «много»,
Собирали и устали (рукой вытирают лоб, знак «усталости»).
Посидим, отдохнём (присели, руками обняли туловище, опустили голову, закрыли глаза и слушаем как поют птички).
И работать мы пойдём (встали).
В кругу на ковре.
Речь учителя-логопеда: ребята отдохнули?
Ответы детей: да!
Речь учителя-логопеда: теперь давайте посмотрим, что произошло дальше с братьями Скоком и Шкоком?
Отдохнувши, побежали Скок и Шкок на огород. Взяли они свои лопаты.
Речь учителя-логопеда: Покажите, какие? Сейчас посмотрим, у кого лопата, как у Скока, а у кого, как у Шкока. ( Р: обеими ладонями изображаем «чашку», Я: – «Чашечка» глубокая). Молодцы, у всех хорошие большие лопаты получились.
Докопали они остальные овощи («Дятел»). Получилось очень много овощей: картофель, морковь, свёкла, редиска, горох – ох-ох-ох ( Р: обеими руками за голову; Я: – губы округлены «Бублик»).
Аналитический этап (рефлексия)
(Логопед приглашает пройти детей за столы, присесть на стульчики, снять перчатки).
Речь учителя-логопеда:Ребята, Скок и Шкок все овощи на огороде выкопали. А вот, как их убирать не знают.
- Ребята, а знаете ли вы, как хранят овощи?
Ответы детей: знаем!
Речь учителя-логопеда:А вот мы сейчас и проверим.
На картинку посмотрите, что и как храним расскажите, карандашом правильно соедините.
- Разложите овощи: те, которые можно хранить сырыми, возле ящика; а те, что нужно консервировать – возле банки.
Речь учителя-логопеда:Ребята, молодцы! Это, выполненное вами задание, будет подсказкой для Скока и Шкока в уборке овощей).
Скок и Шкок хорошо поработали, убрали все овощи, которые росли в огороде. Они дружно взялись за руки ( Р: – «Замок») и вприпрыжку побежали радостные домой ( Я: – «Накажем непослушный язычок» :улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу язык и, пошлёпать его губами, произнося: «пя-пя-пя»).
Речь учителя-логопеда:Ребята, вам понравилось наше путешествие на дачу? Скажите, как звали братьев, с которыми мы путешествовали?
Ответы детей: нам понравилось путешествие на дачу! Братьев звали Скок и Шкок.
Речь учителя-логопеда:Давайте вспомним, какая лопата была у Скока? Покажите! А какая у Шкока? Покажите.
Ответы детей: у Скока была большая лопата, вот такая (показывают язычком, а Шкока – маленькая (вот такая).
Речь учителя-логопеда: Молодцы! Ребята, я приглашаю вас собраться на ковре, в кружок.
Мы играли, достигали (руки поднимаем вверх,
Язычки тянуть старались (язычок на нижней губе).
Пальчики нам помогали (руки вытянутына уровне солнечного сплетения, пальцы в стороны).
Весело мы занимались! (Взявшись за руки в кругу, друг другу улыбнулись).
До свидания, ребята