светлана пастухова
Сохранение и укрепление здоровья ребёнка посредством привития культурно-гигиенических навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.
Публикация «Сохранение и укрепление здоровья ребёнка посредством привития культурно-гигиенических навыков» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
Важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закрепить их, чтобы они стали привычками. Гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирование у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении является одним из разделов воспитательно-образовательной работы и заключается в рациональном использовании условий внешней среды, сообщении детям элементарных гигиенических сведений и формировании на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.
В младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности. Поэтому, в современном ДОУ важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков.
Вопросами гигиены детей интересовались передовые учёные и врачи России. Ещё в 1919 году была поставлена задача создания сети дошкольных учреждений (яслей, детских садов). Выполнение этой задачи потребовало научного обоснования многих гигиенических вопросов, связанных с воспитанием детей раннего и дошкольного возраста и в связи с этим выделения в гигиене детей раздела дошкольной гигиены. Немалый вклад в дошкольную гигиену внесли видные отечественные педиатры: Н. М. Шелованов, Е. А. Аркин и другие. Их труды помогают работникам дошкольного воспитания правильно с гигиенической точки зрения организовать работу с детьми.
Обучение культурно-гигиеническим навыкам в детском саду проводится как индивидуально, так и коллективно. Именно в младшем дошкольном возрасте закладывается фундамент гигиенической культуры. Мною были выделены основные задачи по обучению культурно – гигиеническим навыкам :
- формировать культурно – гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста;
- закреплять представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
- воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;
- активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования культурно – гигиенических навыков у детей, и, способствовать созданию традиций семейного гигиенического воспитания через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
Для решения этих задач необходимы совместные усилия медицинского и педагогического персонала, а также родителей. Необходимо выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
В воспитании навыков я опираюсь и на хороший пример самих детей. Обращаю внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это. Предложив убрать детям игрушки после игры, я замечаю, что им помогает и не участвовавший в игре ребёнок. «Посмотрите, дети, Игорь не играл с вами, а тоже убирает, помогает товарищам. Все вместе вы уберёте игрушки». Другие дети тоже принимаются помогать. Однако, используя положительные примеры, следует проявлять такт, не допускать противопоставления одних детей другим.
Для успешного усвоения детьми культурно – гигиенических навыков мною проводятся игры и упражнения, направленные на формирование навыка приёма пищи, одевания и раздевания. Дидактическая игра хороша тем, что малыши видят конечный результат своей деятельности. Дидактические игры и упражнения дают положительные результаты. Это обстоятельство вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Мною разработан цикл мероприятий по привитию культурно – гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста на темы: «Учимся одевать и раздеваться», «Мы обедаем», а также составлены алгоритмы «Учимся мыть руки», «Учимся правильно одеваться».
У детей моей возрастной категории (от 3 до 4 лет) основным видом мышления является наглядно-действенное. Поэтому в своей работе использую наглядный материал, который стимулирует продуктивную деятельность детей: презентации, плакаты, иллюстрации, картинки. Я считаю, что привитие навыков должно идти на положительном эмоциональном фоне, и непрерывном воспитательном процессом. Например: использование иллюстраций к художественным произведениям при проведении гигиенических процедур и режимных моментов: К. Чуковский «Мойдодыр», Е. Благина «Алёнушка». При проведении гигиенических процедур и режимных моментов использую иллюстрации к художественным произведениям, например иллюстрации к стихотворению А. Барто «Девочка чумазая», «Федорино горе».
Во время проведения гигиенических процедур формирую представление и освоение способов безопасного поведения. Чтобы научить детей мыть руки, предварительно рассматриваю с детьми сюжетные картинки, а во время умывания на наглядном примере рассказываю и показываю, как правильно пользоваться краном, как правильно умыться и не расплескать воду, как правильно пользоваться полотенцем. При умывании использую игры с водой, мыльными пузырями. Во время приёма пищи – рассказываю, для чего нужны столовые приборы и показываю, как ими пользоваться.
Ребёнок приобретает необходимые навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и конечно в семье.
Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, полученные ребёнком в ДОУ. Важно чтобы взрослые подавали ребёнку пример и требовали от него выполнение определённых правил, которые должны выполнять сами. Так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. «Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу, - советовал А. С. Макаренко, - то и сами не должны этого делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают». Об этом всегда должны помнить и воспитатели детского сада, и родители.
Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать. В настоящее время особой популярностью пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. В своей работе я также воспользовалась этой формой работы: анкетирование родителей по данной проблеме, «Круглый стол», родительские собрания в форме «Мастер класс», «Душевный разговор». Работая в тесном контакте с родителями, мною были проведены тематические собрания, консультации. В нашей группе собран обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников, формированию навыков здорового образа жизни. Этот материал постоянно обновляется на информационном стенде для родителей и помогает в вопросах семейного гигиенического воспитания.
Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Я считаю, что только при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих ориентацию на здоровый образ жизни. Процесс формирования культурно – гигиенических навыков имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать культурно – гигиенические навыки.