Наталья Черемных
Методическая разработка «Социальное партнерство в сопровождении профессионального самоопределения воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Человек славен трудом»
Народная мудрость.
Слайд 2
В современной образовательной практике пропагандируется и активно реализуется идея ранней профориентации на ступени дошкольного образования.
В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Публикация «Методическая разработка „Социальное партнерство в сопровождении профессионального самоопределения воспитанников“» размещена в разделах
Сегодня, профориентационная работа приобретает статус важного условия социализации личности и её гражданского становления, способствует гармонизации взаимосвязи профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Человек, который выбирает профессию, должен знать свои индивидуальные особенности, интересы, склонности, способности, мотивы, потребности для того, чтобы соотнести свои возможности, требования с требованиями, которые предъявляет профессия к человеку. Однако, на рынке труда все меняется стремительно, и это влечет за собой не только появление новых профессий, но и устаревание ряда старых - в связи с ускорением технологического прогресса профессии начинают появляться и исчезать все быстрее.
Слайд 3
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Ребенок дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка, уже в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Организация работы ДОУ в рамках осуществления профессионального самоопределения дошкольников
Слайд 4
Среди задач, направленных на формирование профессионального самоопределения, можно выделить следующие:
• предложить детям начальные и максимально разнообразные представления о современных профессиях;
• способствовать формированию у детей эмоционально-положительного отношения к труду и профессиональному миру;
• предоставить детям возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Слайд 5
В качестве одного из путей осуществления ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста мы рассматриваем установление прочных связей с социумом.
Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и образовательными организациями дает дополнительный импульс для развития и обогащения личности ребенка с первых лет его жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования.
Предметом взаимодействия и социального сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Именно поэтому главным направлением в осуществлении социального партнерства являются родители и ближайшие родственники воспитанников.
Сотрудничество с родителями значительно облегчает профориентацию в учреждении, так как налажены такие формы работы, как практические занятия, деловые игры, круглые столы, конкурсы, выставки, дни открытых дверей, рассказы родителей о профессии, тематические праздники.
В нашем учреждении родители легко идут на контакт и с удовольствием рассказывают ребятам о своих профессиях. Безусловно, каждая встреча с родителями по этому вопросу проходит под чутким руководством педагога. Так, например, мы помогаем родителям адаптировать текст повествования для восприятия детьми определенной возрастной категории, подготовить наглядный материал, подобрать игры и упражнения для закрепления усвоенного материала.
Слайд 6
Однои из форм социального партнерства являются также профориентационные экскурсии. Во время экскурсий дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о профессии.
Так, мы с детьми и их родителями совершаем познавательные экскурсии на промышленные предприятия (например, хладокомбинат, шоколадная фабрика итд, федеральные службы по обеспечению безопасности (пожарная часть, торговые предприятия (супермаркет).
Тесное сотрудничество с местной библиотекой позволяет воочию увидеть труд библиотекаря.
Отдельную категорию ознакомительных мероприятий занимают виртуальные экскурсии, позволяющие, не выходя из здания детского сада познакомиться с отдаленными предприятиями и службами города. Современные интерактивные технологии позволяют проводить беседы с представителями определенных профессий в режиме реального времени. Для этого мы используем возможности программ Skype и Zoom.
Слайд 7
Хочется отметить, что результатом проделанной работы с детьми, стали следующие показатели:
- у детей расширились и систематизировались представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- расширились представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- сформированы первоначальные представления о труде как экономической категории;
- систематизированы знания о труде людей в разное время года;
- у детей заметно активизировался интерес к трудовой деятельности взрослых;
- дети активно внедряют полученные знания в игровую деятельность (заметно расширилась тематика сюжетно – ролевых игр, продуктивную деятельность (в своих творческих работах дети изображают родителей на работе, себя в будущем);
- высказывания детей стали интереснее и осознанней: они дают оценку отношениям людей к своим трудовым обязанностям, замечают взаимосвязь трудовых процессов, общественную направленность труда, многие выражают желание в будущем избрать профессию мамы или папы.
Слайд 8
Подводя итоги, хочется отметить, что у человека все закладывается с детства, не является исключением и профессиональная направленность. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Необходимо развить у него веру в свои силу путем поддержки его начинаний, будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Список литературы
1. Климов Е. А. «Психология профессионального самоопределения» – Р Н/Д, 1996 г.
2. Красоткина Н. В. статья «Промышленный туризм. Ранняя профориентация дошкольников», 2016г.
3. Пасечникова Т. В., Елькина С. В., Ефимова С. А. «Проориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации» - Самара Изд: ЦПО-2013, 45 с.
4. Шатова А. Д. «Вновь о трудовом воспитании дошкольников» //Дошкольное воспитание : традиции и современность. – М., 2002г.