Беляева Надежда
Методическая разработка «Сочиняем сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Сочиняем сказки»
Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.
Цель: Овладение связной монологической речью как условие благополучного социального развития дошкольника».
Дошкольный период – это период формирования характера и правил поведения ребенка. Никакие психологические качества или форма поведения не появляется в готовом виде.
Публикация «Методическая разработка „Сочиняем сказки“» размещена в разделах
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Современному дошкольнику часто не хватает общения, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Поэтому детский сад, это то место, где он реализует принципиальные для него потребности.
Поскольку одной из приемлемых форм по социально-коммуникативному направлению является ознакомление со сказками, то сказка может стать одним из главных средств в формировании социального поведения ребенка.
С давних времен сказка являлась важным средством воспитания. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия: честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.
Участвуя во всероссийском конкурсе «Эколята – молодые защитники природы», мы с детьми сочинили экологическую сказку «Мудрый Ёж», дети проиллюстрировали эту сказку. И это дало толчок для создания целого сборника сказок.
Данный подход помог взглянуть на экологическую сказку как на средство обучения, воспитания, развития ребенка, привлечение его внимания к изучаемому материалу, активизации знаний, социально-коммуникативному и нравственному развитию.
Учились мы сочинять сказки, на хорошо известной и доступной для работы с детьми методике «Карты Проппа», эти несложные картинки значительно облегчали процесс рождения новой сказки. Изготовили мы их сами.
«Экологическая сказка – это литературное произведение, отражающее явления, объекты, взаимосвязи и взаимозависимости в фантазийной форме. Формирует экологическое, гуманное отношение к природе»- говорит педагог-исследователь Н. И. Рыжова.
В экологических сказках должны отражаться реалистичные представления о природе в целом, и о животных в частности; содержание сказочного произведения не должно нарушать экологические правила; должно содержать примеры экологического поведения и экологической этики, мы старались в процессе сочинения соблюдать все эти правила.
Сочинение детьми экологических сказок сопровождалось или специально подобранным подходящим по теме иллюстративным материалом, либо раскрасками или рисунками детей. И это тоже обязательное требование при сочинении экологических сказок.
Нашим детям нравится участвовать в совместном творческом создании со взрослыми интересных историй и сказок. Иногда эти истории записывались мною, иногда забывались, при повторном пересказе могли полностью поменять смысл. И тогда, был создан интерактивный сборник, полюбившихся сказок. Где были представлены наши сказки, дополненные, нарисованными детьми иллюстрациями.
Авторы сказок дети подготовительной группы № 5 «Детского сада № 222» г. Краснодар и воспитатель Беляева Надежда Сергеевна
Экологическая сказка
«Мудрый Ёж Бим»
Жил был в одном самом красивом месте на Земле мальчик Дима. Село его находилось на окраине густого красивого леса, в котором любил гулять Дима, наблюдая за его обитателями: дождевыми червями, которые рыли длинные подземные тоннели; муравьями, которые казались мальчику самыми сильными жителями леса; красивыми, разноцветными бабочками, которые игриво порхали с цветка на цветок на лесной полянке. Но был у Димы самый любимый друг - старый, мудрый ёж Бим. Бим рассказывал Диме о лесных обитателях: птицах, зверях, насекомых много интересных историй.
Однажды Дима как всегда пришёл побродить по лесу. Ему навстречу шёл испуганный Бим. Дима поинтересовался у своего маленького друга, что же его так расстроило? Бим рассказал Диме, что в лесу случился пожар. Он произошёл из-за людей, которые придя в лес, развели костёр, а уходя, не потушили его. Дима представил себе, что же может произойти с теми лесными жителями, про которых ему так много рассказывал ёж. Мальчик со всех ног кинулся в своё село, зовя на помощь родителей и соседей - ребят, живущих рядом с их домом. Прибежав в лес, люди начали дружно тушить пожар, таская воду из лесного озера. Справившись с такой сложной задачей, все отправились по домам, а Дима ненадолго задержался в лесу, чтобы попрощаться со своим мудрым, маленьким другом. Бим радостно благодарил мальчика за спасение леса и его обитателей.
«Зелёная сказка»
Однажды на старом подоконнике появилось много разных комнатных цветов: роза, фиалка, герань и кактус.
Когда наступала ночь, все цветы оживали и начинали красоваться друг перед другом!
Первой всегда начинала роза:
- «Я самый красивый цветок! Мой аромат распространяется по всей комнате!»
- «А я хоть и не ароматная, но зато красота моих цветов радует глаз!» сказала фиалка
- «Вот сравнивать с собой я вас не хочу! Все мы красиво цветем и радуем глаз!» сказала герань. И только кактусу нечем было похвастаться, потому, что у него не было красивых цветков, а только одни колючки!
Это заметила роза, и сказала, что не все цветы в этой комнате радуют глаз, что среди них есть один бесполезный цветок - это кактус!
Цветы возразили, ведь и у розы тоже есть колючки!
А роза ответила: - «У меня хоть и есть колючки, но все обращают внимание на мой красивый бутон! Цветам пришлось согласиться с розой и не обращать внимание на кактус!
Как-то раз, одним солнечным деньком, хозяйка цветов выставила их на свою клумбу, чтобы полить! Мимо пробегал ёжик и увидел кактус, который грустил. Ёжик спросил у кактуса, почему он такой грустный?
Кактус всё рассказал ёжику, и ёжик предложил стать друзьями, ведь у него тоже есть колючки.
Теперь каждый день ёжик проходил мимо подоконника и рассказывал кактусу, что он видел в лесу, и что колючки есть не только у них, но еще у ёлки и многих других растений, которые он видел. Кактус с интересом слушал ёжика.
Через некоторое время, у кактуса появился красивый цветок! Все цветы с подоконника восхищались цветочком кактуса!
А кактус радостно отвечал: - Я тоже приношу пользу! И теперь я тоже радую своей красотой, хоть и колючий!
Розе и всем остальным цветам, стало стыдно…. Они попросили прощения у кактуса и предложили ему дружбу. С тех пор, на подоконнике царила не только красота, но и дружба!
ВОТ ТАКИЕ НАШИ СКАЗКИ!