Татьяна Кондратьева
Консультация «Курение — опасное увлечение»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ»
ИМ. С. А. ШМАКОВА Г. ЛИПЕЦКА
Методическая разработка сценария
«Курение – опасное увлечение!»
для обучающихся среднего и старшего школьного возраста
Автор - составитель:
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Кондратьева Татьяна Михайловна
г. Липецк, 2020 г.
Аннотация
Публикация «Консультация „Курение — опасное увлечение“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Консультации для родителей
- Наркотики, курение, алкоголь, ПАВ. Профилактика
- Темочки
Данная методическая разработка рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста. Она направлена на приобщение детей к здоровому образу жизни. В основу данного мероприятия заложены здоровьесберегающие принципы, а также формирование негативного отношения к курению. Как правило, именно в подростковом возрасте происходит знакомство и приобщение к сигаретам. Чаще всего, дети начинают курить из-за любопытства, желания казаться взрослыми, непонимания опасности табачного дыма. Данное внеклассное мероприятие поможет расширить знания подростков о влиянии никотина на организм, даст возможность высказать свое мнение. Поэтому главной задачей мероприятия является вовлечение обучающихся в ситуацию нравственного выбора между проблемой курения и ведения здорового образа жизни. Внеклассное мероприятие сопровождается презентацией, которая демонстрирует «страшную» правду о вреде табакокурения. Возможные последствия этой пагубной привычки, надеюсь, заставят задуматься и сделать выводы многим ребятам.
Данный сценарий адресован педагогам - организаторам, педагогам дополнительного образования, школьникам от среднего до старшего школьного возраста, а так же родителям.
Пояснительная записка
Проблемы сохранения здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Появление большого количества детей, состоящих на различных видах учета, относящихся к группе риска, находящихся под опекой, говорит о том, что в последнее время упала роль семьи. Детям уделяют все меньше внимания. Одни зарабатывают деньги, другие употребляют алкоголь, третьи просто не хотят формировать негативное отношение к вредным привычкам.
Задача педагогов заставить задуматься о своем здоровье, выработать неприятие употребления алкоголя, наркотиков и курения в молодежной среде. Только правильно организованное просвещение может принести пользу обучающимся.
Цель: формировать у учащихся отрицательное отношение к курению и потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
Образовательные: сформировать знания о вреде курения с точки зрения анатомии и физиологии человека;
Развивающие: способствовать росту самосознания и самооценки подростков; развивать умение анализировать и применять полученные знания в жизни.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения; формировать навыки личной гигиены.
Сценарий
«Курение – опасное увлечение!»
для учащихся среднего и старшего школьного возраста
Оформление: плакаты, рисунки, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Действующие лица: Педагог, Мальчик, Ученик, Сигарета, Учёные, Врач,
Психолог, Статист
Ход мероприятия:
I. Диалог мальчика и «сигареты»
Мальчик: Нет, не хочу, уйди, сказал не буду.
Сигарета: Тебя преследовать я буду повсюду…
Ты - жалкий раб мой,
И не ты один,
А атмосфера для тебя -
Табачный дым.
Педагог: Ребята, вы подрастаете. Из маленьких и беспомощных превращаетесь в подростков. Более серьёзными становятся ваши проблемы, с которыми мы сталкиваемся в вашем воспитании. Давайте задумаемся о вредных привычках подстерегающих вас. Ведь именно сейчас, формируется в вашем сознании модель будущей жизни.
Вопрос к присутствующим здесь ребятам: что вы знаете о курении (Слайд №2)
- Ответы учащихся.
Да всё это верно.
• Курить или не курить? Эта проблема встаёт практически перед каждым молодым человеком. (Слайд №3)
• Действительно ли курение опасно для здоровья человека (Слайд №4)
• Курение опасно для здоровья человека и особенно для молодого организма, поэтому лучше вообще не курить. (Слайд №5)
Ученик. Хорошее здоровье-это образ жизни, который человек выбирает для себя, если он хочет достичь благополучия. Все, что ни делает человек, так или иначе отражается на состоянии его здоровья. Доброе здоровье включает в себя все цели в жизни человека, его интересы и привычки.
Одна из вредных привычек - это привычка курить. И армия «дымящих» увеличивается с каждым днём, потому что велик соблазн, которым обладают многочисленные сорта сигарет, сигар, папирос. Человек поначалу пробует, втягивается, привыкает и наконец становится рабом вредной привычки.
Давайте обратимся к истории табака и послушаем наших учёных.
Учёный 1. Какова же история табака? Ещё древнегреческий историк Геродот, живший в V веке до нашей эры, при описании быта скифов упоминал о вдыхании ими дыма от сжигания определённых видов растений с целью обретения силы и бодрости. На вдыхание дыма от сжигаемых растений указывают и древние китайские летописи. (Слайд № :6, №7)
Учёный 2. К концу XVI века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию и Англию. В Россию табак был завезён английскими купцами в 1585году. Но, несмотря на его широкое распространение, курение через некоторое время стали запрещать, так как стали замечать, что с самых первых применений табак, а также лекарства, сделанные на его основе, начали вызывать тяжёлые отравления, иногда приводящие к смерти. Именно в XVII веке были первые попытки обуздать зло. В разных странах меры наказания были разными: в Англии «виновных» в курении подвергали казни через «отсекание головы»
(Слайд №8).
Учёный 3. На Руси, уличённых в курении, на первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, на второй раз отрезали уши или нос. После опустошительного пожара Москвы в 1636 г., причиной которого стало курение, его запретили. При Алексее Михайловиче, сыне Михаила Фёдоровича, борьба с курильщиками табака усилилась. В специальном «Уложении» от 1649 года было «велено всех, у кого будет найдено богоморское зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признаются, откуда зелье получено». Торговцев табаком повелевалось «пороть, резать носы, ссылать в дальние города».
В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближённых и разрешил свободный ввоз табака из-за границы, наложив, правда, на него высокую пошлину. (Слайд №9)
Педагог: Слово предоставляется врачу, кандидату медицинских наук
Врач: схема на мониторе. (Слайд №10)
Сейчас я поясню вам какие болезни провоцирует курение : рак лёгких, хронический бронхит, мигрень, слабость, инфаркты, инсульты, язва желудка,
гастриты, склероз сосудов, гангрена ног, задержка развития, сердечно-сосудистые заболевания, рак гортани.
Мальчик: Ну и что с организмом моим?
Неужели влияет так дым?
Одолела слюна, тошнота.
И сонливость, и память не та.
Шум в ушах, а в глазах карусель.
Вместо радости – слабость. В постель
Я улёгся. Лежу и страдаю
Учащённый свой пульс я считаю.
Как же ты до такого дошёл?
На каток лучше б с другом пошёл,
Лучше б маме по дому помог.
А я здесь вот лежу, «занемог».
Что я маме отвечу? Ведь знаю, она
И без этого очень серьёзно больна.
Ум и совесть проснулись?
Перед мамой покайся,
Выбрось в «мусорку» всё,
Больше не прикасайся! (Слайд №11)
Врач: В состав табачного дыма входят около 4000 химических, токсических веществ, свинец, висмут, мышьяк, синильная кислота.
Для подростка доза никотина от 50 до 70 мг уже может стать смертельной. Полпачки выкуренных сигарет (за один раз) могут привести к смертельному исходу.
(Слайд №12)
Психолог (обучающийся) :
«Предлагаем вам расслабиться и понаблюдать за своим дыханием. Все представляют вдыхаемый и выдыхаемый воздух. Воздух, который мы вдыхаем – прозрачный и чистый, а выдыхаемый – мутный и коричневый. Мы «выдыхаем» все неприятные мысли, негативные эмоции, а «вдыхаем» положительные впечатления о жизни и постепенно выдыхаемый воздух становится чистым и прозрачным… Как приятно дышать чистым воздухом!»
Педагог: Слово предоставляется статисту.
Статист. В результате исследований установлено, что 50% ребят и более 5-6 классов начинают курить, подражая учащимся старших классов, студентам. До 50% - стремятся испытать чувство новизны, интереса. Они хотят знать, как же это всё-таки бывает, что человеком происходит, так ли всё, как рассказывают.
Диалог между учениками:
-У меня что-то сегодня очень плохое настроение, я сильно расстроен.
Что мне делать?
- Слушай, давай сходим в бассейн, посетим тренажёрный зал или
просто погуляем на свежем воздухе.
- Это идея! Пойдём.
Ученик Брось курить, тебе под силу!
Хочешь, чтобы лучше было?
Пробовал? Не получилось?
Значит, что-то не сложилось.
Может, друг не поддержал?
Но себе ты слово дал?
Что ж, почаще отвлекайся,
Выбросить всё постарайся.
Что напомнило б тебе
(Слайд №13) О курении-беде.
Жуй морковку и конфеты,
Свою тягу одолей,
Будь здоров и не болей!
Педагог: В целях снижения вредного воздействия табачного дыма, согласно статьи 6 закона «Об ограничении курения табака» запрещается курить на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте, в закрытом спортивных сооружениях, образовательных учреждениях, помещениях. Сейчас мы хотим предложить памятку о здоровом образе жизни. Слово предоставляется врачу. (Слайд №14)
Врач: Памятка о здоровом образе жизни.
1. Побольше гуляйте на свежем воздухе!
2. Правильно питайтесь. Потребляйте больше фруктов и овощей, содержащих витамины.
3. Не поддавайтесь влиянию вредных привычек!
4. Научитесь управлять собой, своим настроением и поведением самостоятельно без помощи сигареты. (Слайд №15)
Звучит песня Владимира Высоцкого: «Вдох глубокий, руки шире, не спешите, три, четыре …»
Выходят «Сигарета» и мальчик
Мальчик: Не буду больше я курить,
Хочу здоровым, крепким быть!
(Слайд №16)
После мероприятия дети высказывают своё мнение о курении на листочках «за» и «против», и прикрепляют на доску в две колонки. Затем, подсчитываются результаты.
[/b]