Маруся Таганова
Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Актуальность выбранной темы.
Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.
Публикация «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Задачи представление в методической разработке игры и упражнения направлены на решение следующих задач.
• способствовать обогащению игрового опыта ребенка;
• создавать благоприятные возможности для реализации ребенка и собственных игровых целей;
• выявить формы и способы игровой деятельности, влияющие на тот или иной аспект процесса познания.
• разрабатывать новые виды дидактических игр, для работы с детьми, расширить образовательное пространство группы.
Теоретические подходы к вопросу о роли дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста.
«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская (3)
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале совместное с воспитателем, а затем и в самостоятельной игре.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умения сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, соответствует из возрастным возможностям, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и, значит поставленная цель будет достигнута.
Роль дидактической игры во всестороннем воспитании и обучении детей.
Прежде чем раскрывать роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста, напомним о задачах умственного воспитания. Основными из них являются:
-формирование системы научных знаний о природе и обществе;
-развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда;
-воспитание познавательных интересов, любознательности;
-формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.
Все назначенные задачи решаются успешно с помощью дидактических игр. Через содержание дидактических игр у детей формируется правильные представления, отношения к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира.
Знания об окружающей жизни даются детям в определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом взрослых проходит в определенной последовательности: сначала знакомят с содержанием определенного вида труда (строителей, трактористов, овощеводов, швей, повара и т. д.). Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление знаний, таких игр, как «Кто построил этот дом?», «От зернышка до булочки», «Откуда стол пришел?», «Кем рубашка сшита?» и другие.
Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей.
Научными исследованиями доказана большая эффективность использования дидактических игр в целях воспитания умственной активности и самостоятельности мышления детей. Так, отмечается, что дидактическая игры представляют собой действенное средство воспитания умственной активности у детей младшего дошкольного возраста. Наиболее эффективными педагогическими условиями, способствующими развитию умственной активности, являются: формирование у детей эмоционально- положительного отношения к предстоящей умственной деятельности посредством поэтапного введения дидактических задач, облегченных в игровую образную форму; создание игровых мотивов, определяющих отношение к умственной деятельности.
Вначале умственная активность вызывалась с помощью различных эмоциональных приемов, активизирующих их внимание, обследовательско- ориентировочную деятельность. Эта активность, носящая ярко выраженный эмоционально- действенный характер, содействовала возникновению интереса для решения дидактических задач, что, в свою очередь, способствовало эффективному усвоению знаний и навыков умственной работы. Эмоции ребенка, вызванные новизной предмета, сюрпризностью его появления, переходят в эмоции, связанные с радостью познания, удовлетворения от преодоления трудности при решении умственной задачи.
Велика роль дидактических игр в развитие сенсорных способностей детей. Известно, что процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенка окружающей среды. Исследования проведенные под руководством Л. А. Венгера по ознакомлению детей дошкольного возраста с цветом, формой, величиной предмета, позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов. (1.)
Большое значение дидактические игры имеют в нравственном воспитании детей. Основными задачами которого являются:
- формирование нравственного сознания, овладение нравственными представлениями и понятиями;
- формирование нравственного поведения;
-формирование нравственных чувств и отношений.
У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношение со сверстниками и взрослыми, о положительных, нравственных качествах личности, об отрицательном отношении к таким проявлениям, как трусость, лживость, хитрость и т. д.
В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит правилам игры. «Овладеть правилом – это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, подчиняться его определенной задачи».
Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
Дидактические игры используются и в целях трудового воспитания. Однако и здесь содержание дидактических игр должно обеспечивать формирование у детей уважение к труду взрослого человека, интерес к труду, желание самим трудиться. Например, в игре «Кто построил этот дом?», в которой дети узнают кто такие строители, какие машины помогают им в постройки домов, мостов, железных дорог.
Важную роль Дидактические игры играют в Развитие речи детей :
Дидактическая игра развивает речь детей, обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.
Рассмотрим некоторые виды Дидактических игр с детьми в детском саду младшего дошкольного возраста.
1. Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки», «игры с прищепками». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Дидактическая игра «Разноцветные прищепки» :
Содержание игры: дидактическая игра направлена на развитие мелкой моторики, воображение, мышления и умения устанавливать логические связи. Также развивающие игры с прищепками, благодаря стимуляции определенных участков головного мозга, способствуют более быстрому развитию речи у ребенка, а также фантазии, изучении и закреплению цветов, пространственных отношений.
Дидактическая игра «Кто что ест» и «Кто где живет»
Содержание игры: Дидактическая игра «Кто что ест» и «Кто где живет» предназначена для детей 3-4 лет. Эта увлекательная игра тренирует память, логическое мышление, наблюдательность и расширяет кругозор ребенка. С помощью данной игры ребенок получает более углубленные знания о диких и домашних животных и особенностях их питания. Игра предназначена для индивидуальной, совместной работы и самостоятельной деятельности ребенка.
Дидактическая игра «Времена года»
Содержание игры: имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Ее можно использовать во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской. Данная игра подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.
Дидактическая игра- лото «Транспорт»
Содержание игры: игра знакомит детей с различными видами транспорта, развивает внимание, воображение, познавательное развитие, речевое развитие, умение на полотне находить нужную картинку. Дети могут играть подгруппами от 2 до 4 человек.
Дидактическая игра «Животные и их детеныши»
Содержание игры: формирование представление детей о животных и их детенышах, и местах их обитания. В процессе игры развивается социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Игра подходит для небольших групп детей, так и для индивидуальных занятий.
2. Дидактические игры с различными предметами и игрушками:
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» :
Содержание игры: учить детей узнавать предметы по характерным признакам, развивать тактильные ощущения, описывать предмет, используя признаки: форму, текстуру предмета (мягкий, твердый; колючий гладкий) и т. д. В процессе игры у ребенка развиваются мелкая моторика рук, воображение, мышление, сенсорное развитие. Игра подходит для небольших групп детей, так и для индивидуальных занятий.
Дидактическая игра «Что звучит» :
Содержание игры: воспитатель поочередно показывает музыкальные инструменты, уточняя их названия, знакомит с их звучанием. В процессе игры у детей развивается устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию; развивается умение переключать слуховое внимание.
Дидактическая игра «Чего не стало» :
Содержание игры: воспитатель выставляет в ряд предметы, просит детей запомнить все предметы. После ребенок закрывает глаза, педагог убирает один предмет, ребенок должен вспомнить какой предмет отсутствует. В процессе игры у детей развивается память, внимания, восприятия и воображение речи. Игра подходит для небольших групп детей, так и для индивидуальных занятий. В более старших группах можно использовать различные формы предметов и цветов.
Роль и место педагога и воспитателя в дидактических играх.
Успешность проведения игры на занятии целиком зависит от воспитателя. Педагог должен организовать игру, уметь ввести их в неё, заинтересовать. Что для этого необходимо сделать воспитателю и как это сделать? Во время игры, педагог должен создать в группе атмосферу доверия, уверенности детей в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность воспитателя, поощрение, одобрение действий детей.
Заключение
В дошкольном возрасте позиции дидактической игры достаточно прочны, объективно – это база для развития познавательной деятельности детей, овладение им социальной ролью, а позднее и для овладения учебной деятельностью. Субъективно же – она доставляет ребёнку радость, создаёт психологический комфорт. Высоко ценила дидактическую игру Н. К. Крупская, она неоднократно обращала внимание педагогов на дидактическую игру, как на результативное средство учебно-воспитательной работы, подчёркивая, что сам процесс игры и есть самая настоящая учёба для ребёнка.
Как мы выяснили, дидактические игры направлены на конкретные задачи, овладения теми или иными навыками и умениями, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра служит одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей к предмету изучения, способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, даёт возможность повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.
На сегодняшний день, существует великое множество классификаций дидактических игр, используемых воспитателями в учебно-воспитательных целях. Игры классифицируются в соответствии с содержанием обучения и воспитания, с материалом, группируются по виду деятельности детей.
Особое внимание при воспитании и обучении детей дошкольного возраста уделяется дидактическим играм и упражнениям, направленным на развитие мышления ребёнка. Ведь вся познавательная деятельность детей раннего и дошкольного возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире.
В свою очередь и развитие мышления в этом возрасте связано с практическими действиями ребёнка и с восприятием свойств и отношений предметов окружающего мира. Соответственно развитие мышления идёт двумя путями – от наглядно-действенного мышления к наглядно - образному и логическому. Другой путь – от восприятия к наглядно - образному мышлению, с одной стороны, и к логическому, с другой. Оба эти пути развития существуют одновременно и, хотя на определённом этапе сливаются воедино, имеют свою специфику и играют особую роль в познавательной деятельности человека.
Важно помнить, что достижения этого периода не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а выполняют роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому несформированность процессов мышления может оказаться невосполнимой или повлечь за собой ряд трудностей в более позднем возрасте. Именно поэтому роли дидактических игр, при организации учебно-воспитательного процесса дошкольников трудно переоценить.
Список использований литературы:
1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. М. ,1973
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Пособие для воспитателей детского сада. – М. :Просвещение, 1985.-176с.
3. Крупская Н. К. Пед. соч. М., 1959