Получи документы

Консультация для педагогов «Ребенок и время. Знакомство детей с временными понятиями»

Тампио Светлана
Консультация для педагогов «Ребенок и время. Знакомство детей с временными понятиями»
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок и время. Знакомство детей с временными понятиями

Методическая разработка

«Ребенок и время»

Учитель – дефектолог

Тмапио С. А

Ярославль 2023г.

Наверно нет необходимости говорить о значении знакомства детей со временем и временными понятиями. И это знакомство надо начинать как можно раньше. Уже в младших группах детей знакомят с понятиями «времена года» и их приметами. Дети знают, что приходят в детский сад утром, а уходят вечером и т. д. Постепенно у детей накапливаются представления о временных отрезках, значении времени в жизни людей и детей в частности.

Публикация «Консультация для педагогов „Ребенок и время, Знакомство детей с временными понятиями“» размещена в разделах

Этот накопленный опыт позволяет в дальнейшем понять некоторые причинно - следственные связи и самим ответить на интересующие их вопросы. Воспитывая интерес к окружающему нас миру, необходимо подвести детей к понятию не только тех явлений, которые происходят вокруг нас, но и за границей их восприятия.

Я хочу остановиться на работе по этому разделу с детьми старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте дети могут усваивать наибольшее количество понятий о времени, природных явлений, некоторых закономерностях.

Некоторый опыт моей работы, позволяет сделать вывод о том, что данная разработка наиболее эффективна, так как носит коррекционную направленность, т. е решает многие коррекционные задачи (развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления и т. д.)

Мою работу можно назвать «Дети рисуют время». Для более успешного усвоения материала для каждого ребенка готовлю альбом, в котором он будет «зарисовывать» весь предлагаемый материал. Эта наглядность помогает на последующих занятиях, так как следующие занятия необходимо начинать с повторения прошлого материала. Постепенно эти зарисовки переходят в зрительные образы.

Работа по развитию восприятия времени и временных понятий кропотливая и продолжается в течение всего учебного года, поэтому необходимо набраться терпения, но результаты себя оправдывают. Работу строю от большего к меньшему, т. е будем с детьми делить год на составные части.

Итак, мы должны выяснить, почему каждый день рождения на торте увеличивается количество свечей (становимся старше, возраст увеличивается на год). Что такое год, из чего он состоит? Мы вспоминаем сказку «12 месяцев». Поскольку месяцы наступают в определенной последовательности, то целесообразно предложить детям изобразить месяцы в виде цветка, у которого каждый лепесток - месяц. Детям даю трафареты (круг и сектор, по которым они сначала обводят «серединку цветка», а затем «лепестки – месяцы». Каждый «лепесток» мы обозначаем соответствующей буквой. Новый год наступает 1 января (дети очень любят вспоминать праздник, подарки, поэтому самый верхний «лепесток» обозначаем буквой «Я» и рисуем елочку. Далее в каждом «лепестке» пишем букву и отображаем яркое событие («Ф» – рисуем солдатика, «М» - мимоза и т. д).

В круге пишем «Год». Этот рисунок поможет детям запомнить последовательность месяцев.

Для закрепления провожу игры, для этого изготовляю карточки с буквенным обозначением месяцев.

1. Ребенок выбирает нужную карточку и прикрепляет на магнитную доску. Для усложнения дети закрывают глаза, а педагог меняет карточки местами. 2. Каждый ребенок получает карточку и все разбегаются. По команде необходимо найти свое место в «году».

Если дети начинают более уверенно называть месяцы, можно перейти к следующей работе. На «лепестках» мы должны обозначить времена года. 8 марта – это первый весенний праздник, поэтому на «лепестках» «М» «А» «М» рисуем зеленые круги – весна. На «лепестках» «И» «И» «А» рисуем красные круги- «лето красное». На «лепестках» «С» «О» «Н» - рисуем желтые круги. На «лепестках» «Д» «Я» «Ф» – голубые круги.

На дальнейших занятиях детей прошу назвать месяцы по порядку, «дружков» у заданного месяца, месяцы по сезонам и т. д.

Зная, что за зимой наступит весна, а за весной лето, за летом обязательно осень и снова зима, мы должны выяснить, почему это происходит. Для этого необходим макет, изображающий движение Земли вокруг Солнца: настольная лампа и глобус.

Прежде, чем начать работу с макетом, необходимо познакомить детей с некоторыми понятиями :

• Траектория движения Земли – определенный путь, по которому происходит движение Земли.

• Траектория – элипсоидной формы

• Земля находится на оси под углом к Солнцу

• Земля постоянно движется по орбите

Теперь я могу показать, как движется Земля вокруг солнца и как происходит смена времен года на примере города Ярославля. На глобусе отмечаю Ярославль флажком. В определенный момент Земля занимает такое положение (с учетом наклона на оси, что Солнце прямо светит на Ярославль, значит в городе лето. Продвигаясь дальше, на город Ярославль попадают не прямые солнечные лучи, а косые, становится холоднее – наступает осень. Затем Земля занимает такое положение, когда на Ярославль совсем солнечные лучи не попадают – наступает зима. Дальнейшее продвижение приводит к тому, что на Ярославль опять начинают попадать лучи Солнца – наступает весна.

Вот мы и выяснили причину смены времен года – движение Земли по своей орбите вокруг Солнца.

Не забывая повторять материал, мы должны выяснить из чего состоит месяц. Я говорю, а дети верят, что месяц состоит из недель. Всего 4, а иногда с «хвостиком». Для доказательства предлагаю каждый день в календаре природы обозначать цветной фишкой, выходные дни фишками другого цвета. В итоги дети видят, месяц состоит из 4 недель и хвостика, который может быть в начале или конце месяца. Эти наблюдения зарисовываем в альбоме. Для большей убедительности рассматриваем календарь на целый год.

Следующий этап – выясняем, из чего состоит неделя. Из дней. В предыдущем разделе мы выяснили, что неделя состоит из 7 дней (5+2). Теперь их можно зарисовать в виде веселых человечков, которые крепко держатся за руки. Каждого человечка обозначаем буквой. Для закрепления проводятся игры с карточками «дни недели» : «найди свое место», «расставь по порядку».

После того, как дети познакомились с днями недели, можно ввести понятие «сутки». Каждый день недели – сутки. Теперь попробуем разделить сутки на составные части: ночь, утро, день, вечер, а затем зарисовать в альбоме. Лист альбома делим по горизонтали на две части, а по вертикали на четыре части. В первой верхней части рисуем ночное небо (звезды, луну) и обозначаем буквой «Н» – ночь. В первой нижней части рисуем закрытые глаза – «спим». Во второй верхней части рисуем «над горизонтом» солнце, голубое небо и обозначаем буквой «У» - утро. Во второй нижней части рисуем открытые глаза, зубную щетку и т. д. В третьей верхней части рисуем высокое солнце, яркое небо, в нижней части - здание детского сада (можно все, что связано с днем, обозначаем буквой «Д» - день. В четвертой верхней части рисуем солнце у горизонта, небо темное, обозначаем буквой «В» - вечер. В нижней части телевизор, книги и т д.

Перед нами опять стоит вопрос: «А почему так происходит. Почему меняются части суток». Вернемся к макету. Оказывается, наша Земля вращается не только по орбите, а и вокруг своей оси. Если г. Ярославль отвернулся от Солнца – значит наступила ночь, повернулся боком – утро, развернулся к Солнцу – день, отвернулся - вечер. Вот мы и установили причинно-следственную связь – смена частей суток происходит вследствие вращения Земли вокруг своей оси.

Теперь наша задача – разделить сутки на более мелкие составляющие. Сутки состоят из часов. Для того, чтобы научить детей ориентироваться по часам, я предлагаю родителям изготовить часы из картона, но так, чтобы стрелка длинная находилась над короткой (обязательно). Пробуем с детьми выставлять время (пока только часы). Длинная стрелка стоит на 12, короткая показывает заданный час (3,4, 1)

Нужна еще одна дополнительная работа: научить детей считать по 5 «пятками», так как каждое деление на часах – 5 минут. Выставляя поочередно руки(5 пальцев) вперед мы считаем 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60. Тренируемся на часах. В альбоме по трафарету рисуем циферблат, ставим цифру 12, и стрелкой вне круга обозначаем продвижение большой стрелки, один оборот. Рисунок подписываем 60 мин=1 час.

Новые сутки наступают в 12 часов ночи, обе стрелки сходятся. Маленькая стрелка остается на месте, а большая «отправляется» дальше, пошел первый час. Длинная стрелка сделала оборот, короткая перешла на следующее деление, пошел второй час и т. д. короткая стрелка указывает, какой час идет.

Теперь можно тренировать детей выставлять время на часах. Пример: 5 мин. четвертого, 15 мин. седьмого, и так далее.

Если чувствуете, что дети начинают правильно выставлять время, можно переходить к следующему этапу работы. В альбоме рисуем циферблат, ставим цифру 12, напротив цифру 6 и соединяем их. Дети видят, что круг разделен пополам. Стрелкой вне круга обозначаем движение большой стрелки до 6 и штрихуем половину. Это значит, что 30 минут можно назвать половина какого-то часа. Для закрепления прошу детей выставить на часах 30 минут или половину часа.

Если и эта работа прошла успешно, то ввожу понятие «четверть» часа. Для этого в альбоме рисуем циферблат, ставим цифры 12, 6, 3, 9, и соединяем. Дети видят, что круг разделен на 4 части, каждая из которых и есть четверть часа. Стрелкой вне круга обозначаем движение большой стрелки до цифры 3 и штрихуем эту часть. Дети сами могут сказать, сколько минут составляет «четверть часа», считая по 5 =15 мин.

Дальше тренирую детей в умении выставлять время с терминами «четверть», «половина».

Осталось понятие, которое мы должны ввести в обиход детей. Снова рисуем циферблат, пишем цифры, делим на четыре части и штрихуем сектор от 12 до 9. Стрелкой вне круга обозначаем продвижение большой стрелки до цифры 9 – это «без» четверти, т. е до целого часа не хватает четверти.

И последнее. Детям долго приходится считать минуты, если большая стрелка прошла больше половины пути, поэтому быстрее сосчитать в обратном направлении, это будет называться «без…. минут».

Постоянная работа с часами и определение времени по часам позволяет безошибочно справляться детям с заданиями, в скором времени дети самостоятельно определяют, когда начнется и закончится занятие.

Публикации по теме:

«Застенчивый ребенок». Консультация для педагогов«Застенчивый ребенок». Консультация для педагогов Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое чревато многими проблемами. Застенчивые дети часто.

Консультация для педагогов «Безопасность жизнедеятельности детей во время подвижных игр в помещении и на улице»Консультация для педагогов «Безопасность жизнедеятельности детей во время подвижных игр в помещении и на улице» Воспитатель должен знать состояние здоровья детей, и их отклонения в физическом развитии. Подвижные игры проводятся в помещении, и на свежем.

Консультация для педагогов ДОУ «Ребенок в роли музыкального руководителя»Консультация для педагогов ДОУ «Ребенок в роли музыкального руководителя» Подходит к завершению учебный год и я однажды решила проверить на своих занятиях вокала в ДОУ насколько дети усвоили годовой материал нашего.

Консультация для педагогов и родителей «Что значит выражение «Ждать у моря погоды» и чем можно заняться в это время»Консультация для педагогов и родителей «Что значит выражение «Ждать у моря погоды» и чем можно заняться в это время» Наверное, многие из вас слышали такое выражение: «Ждать у моря погоды». Что же оно значит? Откуда взялось? Почему именно у моря, а не,.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к детям во время НОД» Ученье есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально.

Консультация для педагогов «Ребенок — ведущий праздника в ДОУ»Консультация для педагогов «Ребенок — ведущий праздника в ДОУ» Консультация для педагогов «Ребенок- ведущий праздника в ДОУ» Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит.

Консультация для педагогов «Знакомство с часами. Как научить дошкольников понимать и определять время»Консультация для педагогов «Знакомство с часами. Как научить дошкольников понимать и определять время» Данная консультация будет полезна родителям и педагогам дошкольных учреждений. Цель: учить детей определять время. Задачи: 1. Расширить.

Консультация для родителей и педагогов «Что должен знать ребенок о празднике  «День защитника Отечества?» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей : Что должен знать ребенок о празднике - День защитника.

Консультация для родителей и педагогов «Знакомство с оперой через сказки А. С. Пушкина»Консультация для родителей и педагогов «Знакомство с оперой через сказки А. С. Пушкина» Уважаемые коллеги, здравствуйте. Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей и педагогов "Знакомство с оперой через сказки А. С. Пушкина".

Консультация для педагогов и родителей «Ребенок в углу»Консультация для педагогов и родителей «Ребенок в углу» Ни для кого не новость, что когда ребенок не слушается, взрослые зачастую ставят его в угол. Даже существует такой метод успокоения детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Ребенок и время. Знакомство детей с временными понятиями»
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 09:53
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Ребенок и время. Знакомство детей с временными понятиями»» (включая файлы) размещена пользователем Тампио Светлана (УИ 3189495) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД