Елена Казачкова
Реализация программы «Разговор о правильном питании» посредством активных форм работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В последнее время во всём мире наметилась тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Темочки:
Воспитание основ здоровья и умения его сохранить у детей дошкольного возраста ставит перед собой цель сохранить и преумножить здоровье подрастающего поколения. Однако особенности развития дошкольников заставляют искать специальные методы и приёмы для обучения этих детей.
Необходимость данной работы подтверждается тем, что при успешном овладении знаниями и умениями по укреплению и сохранению собственного здоровья, увеличивается степень успешной адаптации детей к школьной жизни, а привычка правильно питаться останется у ребенка на всю жизнь.
Как правило, задачи по формированию положительного отношения к собственному здоровью редко ставят перед собой родители, хотя они должны являться основными участками педагогической помощи в этом направлении. Свои приоритеты они отдают получению знаний, умений, навыков, которые облегчат переход ребенка к обучению в школе. Вопросы оздоровления остаются закрытыми, а ведь зачастую плохая успеваемость ребенка в школе напрямую зависит от его состояния здоровья.
Коллектив нашего дошкольного учреждения ставит перед собой одной из главных задач обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни и правильному питанию, как его составляющей, несомненно, также является одной из задач сохранения и укрепления здоровья детей нашего дошкольного учреждения.
Программа «Разговор о правильном питании» реализуется в детском саду с 2008 – 2009 учебного года, и за эти годы удалось добиться следующих результатов:
• Значительно расширился диапазон знаний и умений воспитанников, связанных со здоровым образом жизни, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей.
• У детей повысилась осведомленность о правилах здорового питания.
• Изменились предпочтения детей в питании. Дети охотнее выбирают продукты, полезные для здоровья.
• Родители и дети отмечают, что стали больше времени уделять подготовке семейных праздников, используя при подготовке знания, полученные на занятиях и консультациях.
• Повысилась убежденность детей в бесценности своего здоровья. Дети не только убедились в необходимости вести здоровый образ жизни, но и пропагандировать его.
• Автоматизировалась привычка соблюдать гигиенические нормы и правила поведения.
Реализованы проекты «Традиции питания русских православных праздников», «Обучение дошкольников основам кулинарии».
Проект «Традиции питания русских православных праздников» позволил объединить программу «Разговор о правильном питании» с программой «Воспитание маленького волжанина», добавить в программу нравственно-патриотический компонент, познакомить детей не только с тем, что ели наши предки, но и с традициями, бытом, песнями, играми народов Нижнего Поволжья.
Проект «Обучение дошкольников основам кулинарии» традиционно дополняет теоретические занятия с детьми практической деятельностью, закрепляет интерес к полезным продуктам, позволяет детям попробовать свои силы в приготовлении несложных блюд.
Проектная деятельность выбрана педагогами нашего дошкольного учреждения неслучайно. Она позволяет включить в творческий процесс наибольшее количество детей, сделать их активными соучастниками, режиссерами и исполнителями любой доступной для детей деятельности.
Идея проекта может быть, как спланирована заранее, так и быть ситуативной. Педагог идет вслед за детьми, корректируя, направляя их деятельность. Воспитанники самостоятельно планируют деятельность, опираясь на собственный опыт, в реализации проекта каждый ребенок принимает посильное участие. Если планов множество, в группе организовывается конкурс идей, на котором каждый ребенок презентует свой план и голосованием выбирается лучший.
Результатами проектной деятельности могут стать выставки рисунков, конкурсы, праздники и развлечения. Это позволяет детям продемонстрировать свои достижения родителям, которые могут быть членами жюри, зрителями, болельщиками и даже соучастниками презентации!
Представляем вашему вниманию методическую разработку, проект «Булочки с изюмом».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 39 «Солнышко»
г. Волжского Волгоградской области
Творческий проект «Готовим сами подарки маме!»
Казачкова Е. В., старший воспитатель
Толстолыткина Л. С., воспитатель
Предварительная работа :
• экскурсия на кухню детского сада,
• занятия в рабочей тетради «Плох обед, если хлеба нет», «Время есть булочки»,
• беседа с детьми «Хлеб всему голова»,
• разучивание стихов, песен, подготовка к праздничному концерту, посвященному 8 марта.
Цель: Подготовить сюрприз для совместного чаепития с родителями после праздника 8 марта.
Участники: воспитанники подготовительной группы № 9
Определение сферы деятельности: Что делаем? – Печем булочки с изюмом к чаепитию после праздника.
Выбор модели деятельности: Как делаем? – Разрабатываем технологическую карту, проводим практическое занятие.
Ресурсный анализ: Что мы имеем? – Фартуки, колпачки, разделочные доски, кухонная и столовая посуда. Что нужно? – продукты для приготовления булочек.
Задачи:
• развивать интерес детей к правильному, здоровому питанию, к кулинарии;
• обогащать и расширять знания детей о приготовлении различных блюд;
• моделировать ситуации, побуждающие нравственные чувства детей;
• продолжать обучать детей пользоваться алгоритмами, рецептами (технологическими картами) для приготовления различных блюд;
• продемонстрировать родителям успешность детей в освоении программы «Разговор о правильном питании
Организованная образовательная деятельность
в форме практического занятия
«Булочки с изюмом».
Воспитатель готовится к предстоящему занятию: вместе с дежурными раскладывает на столах необходимую посуду, разделочные доски, продукты, вывешивает на доску технологическую карту «Булочки с изюмом». Дети на ковре, заняты свободной деятельностью. Открывается дверь, в группу забегает запыхавшийся домовёнок Кузька.
Кузя: Скорее, скорее! Я слышал тут сегодня булочками угощают! А я три дня ел не досыта, спал без просыпа… Недосыпал, вобщем. Давайте, кормите меня поскорее! Есть хочу!
Воспитатель подзывает детей, все подходят к Кузьке.
Воспитатель : Во-первых, Кузя, здравствуй!
Кузя: Привет!
Воспитатель : Во-вторых, Кузя, как порядок в группе наводить, игрушки убирать, как заниматься, так тебя мы в группе не видим! А как про угощение прослышал, так ты тут как тут!
Кузя: А что угощенье все-таки есть?
Воспитатель : Есть, да не про твою честь! Мы с ребятами договорились мамам и бабушкам праздничный сюрприз испечь.
Кузя: А зачем им ваш сюрприз? Они и сами пироги – булочки печь умеют. Вот я не умею, мне сюрприз и испеките.
Воспитатель : Ребята, давайте объясним Кузе, почему мы решили приготовить мамам вкусный сюрприз!
1-й ребенок: Мы долго думали, решали, что нам мамам подарить?
Ведь подарок нашим мамам самым лучшим должен быть!
2-й ребенок: Мы не купим им путевку, не отправим на курорт,
И поэтому решили – испечем им вкусный торт!
3-й ребенок: Нет, не торт, скорее тортик, небольшой, но от души,
Чтоб сказали наши мамы: «Поварята хороши!».
Кузя: Так вот оно что! Тогда давайте скорее делать мамам ваши тортики – булочки! Я – ваш самый первый помощник!
Кузя бежит к столам, начинает примерять фартуки, колпачки, сует нос в пакет с мукой, рассыпает по столу изюм.
Воспитатель : Кузя, Кузя! Подожди! Ты сейчас нам все испортишь! Ведь испечь хлеб, даже самую маленькую булочку – большой труд!
Кузя: Да чего тут трудного? Тяп-ляп! И готово!
Кузя имитирует работу с тестом, незаметно достает кусочек теста (подготовленный заранее). Кусочек серый, липкий. Кузя пытается слепить из него булочку, у него ничего не получается. Он обижается, швыряет тесто на стол, отходит в сторону, бурчит.
Воспитатель с детьми подходят к столам, поднимают тесто.
Воспитатель : Эх, Кузя, Кузя! Разве так можно с хлебом обращаться? Смотри, обиделся на тебя хлеб и не получилась булочка!
Кузя: Как это обиделся? Он живой, что ли? Я его бил, что ли?
Воспитатель : Нет, Кузя! Хлеб обиделся за то, что ты нарушил правила, по которым его готовят. Ребята, какие правила нарушил Кузя?
Дети:
• Кузя не вымыл руки перед тем, как начать готовить!
• Он неправильно надел фартук, колпачек!
• Кузя готовил не по рецепту!
• Кузя торопился, плохо смешивал продукты!
• Кузя не подготовил рабочее место, он неаккуратный! И др.
Воспитатель : Да, ребята, правильно. И самое главное – Кузя не старался, не вкладывал в свою булочку свою любовь к маме, а хлеб он любит добрые руки и душевное обращение. Помните пословицы и поговорки о хлебе, там отражается отношение к хлебу всего нашего народа. Давайте расскажем их Кузьме.
Дети:
• Хлеба к обеду в меру бери! Хлеб – драгоценность, его береги!
• Каков у хлеба, таков и у дела!
• Пот на спине – хлеб на столе.
• Допелись, доплясались – без хлеба остались.
• Плох обед, если хлеба нет.
• Не потрудиться – хлеба не добиться.
• Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
• Без хлеба куска везде тоска, и др.
Кузя: Ребята, вы уж меня простите, уму-разуму научите!
Воспитатель : Простим, ребята? Научим?
Дети соглашаются. Воспитатель напоминает о том, что перед работой нужно вымыть руки. Дети и Кузя идут мыть руки, с чистыми руками подходят столу, помогают друг другу надеть и завязать фартуки, готовят рабочие места : разбирают разделочные доски, тарелки, ножи.
Воспитатель обращает внимание детей на технологическую карту «Булочки с изюмом». Ещё раз разбирается последовательность действий приготовления булочек:
• Просеиваем муку в большую чашку.
• Выливаем туда подготовленную смесь теплого молока, соли, сахара и дрожжей, добавляем яйца, растительное масло.
• Начинаем вымешивать, если необходимо, добавляем еще муки.
• Даем тесту время подойти.
• Добавляем изюм.
• Вымешиваем еще раз.
• Формуем булочки.
• Раскладываем их на противень, смазанный растительным маслом.
• Накрываем чистым полотенцем.
• Несем на кухню печь.
Тесто замешивается в общей чашке. Еще одну порцию теста необходимо подготовить заранее, чтобы дети не ждали, пока тесто поднимется, а смогли бы работать с ним непосредственно после замешивания.
Воспитатель и Кузя помогают детям сформировать булочки.
Воспитатель : А перед тем, как положить булочку на противень, наклонитесь и пошепчите булочке ваше пожелание для любимой мамочки. И я уверена, все ваши пожелания обязательно сбудутся, и ваши мамы будут еще красивее, моложе и здоровей.
Кузя прощается с ребятами. Дети приглашают его на праздник и на праздничное чаепитие.
Воспитатель вместе с детьми относят противень с булочками на кухню, где его ставят в духовку. Повар говорит, что булочки можно забрать через 40 минут. Дети засекают время ожидания.