Екатерина Соболева
Анализ работы и планирование по теме «Рисование человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по теме «Рисуем человека»
Рисование для детей - это чудо занятие! Ведь на небольшом листе бумаги может поместиться весь мир!
Как интересно наблюдать за малышами, которые первый раз берут в руки кисточку,
обмакивают её в краску, какой восторг у них написан на лице, когда эта кисточка, оставляет яркий след на бумаге.
Рисуя солнышко или травку, они мечтают, о том, что когда - ни будь, они будут рисовать автомобили, самолёты, города и, конечно же, людей!
Публикация «Анализ работы и планирование по теме „Рисование человека“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Планирование. Планы работ
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Планирование
- Темочки
Самой сложной темой для детей, является именно рисование человека.
Просмотрев достаточно много методической литературы, я пришла к выводу, что чёткой и простой схемы по рисованию человека нет. В имеющейся литературе представлены таблицы, пропорции, но это совершенно не подходит для детей детского сада.
Поэтому я решила тщательно изучить этапы эволюции детского рисунка.
Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.
Первая стадия- стадия марания.
Первые пробы рисования - это настоящие «Марание», «каракули». Ребёнок играет с карандашом, на бумаге появляются какие-то линии, и это его радует. Он получает большое удовольствие и удовлетворение от того, что чувствует себя виновником появления каких-то линий на бумаге.
Вторая стадия- стадия примитивных изображений.
Случайная удача «привязывает» ребёнка к чему-то такому, что очень похоже на образ, на предмет или на человека. У ребёнка появляется умение рисовать некоторые формы : неровные круги, нечто похожее на многоугольники, углы, отрезки линий…
Треть стадия-стадия схематических изображений.
На третьей стадии начинается изобразительный этап, это происходит примерно с 3-х лет. Ребёнок начинает рисовать людей. Первый рисунок человека у ребёнка- это «головоног», представляющий собой округлую голову и отходящие от неё или расположенные рядом чёрточки- руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют черты лица (глаза, рот, нос). Такие «головоноги» вполне соответствуют норме, вплоть до четырёхлетнего возраста.
К четырём годам ребёнок постепенно переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека.
На шестом году жизни ребёнок овладевает представлением о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, тот теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Пятилетний ребёнок рисует конечности двойными линиями, руки отходят от середины туловища
К шести годам ребёнок часто рисует руки от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы. Для шестилетнего возраста является нормальным детализированное схематичное изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее важных второстепенных деталей (шея, пальцы, ступни, волосы или шапка, брови, одежда).
Реалистическим рисунком с правильным изображением человеческой фигуры ребёнок овладевает в младшем школьном возрасте.
Проанализировав этот материал, я определила для себя цели и задачи, придерживаясь которых, смогу помочь детям научиться рисовать человека.
Младший дошкольный возраст
Цели:
-Научиться рисовать лицо, используя элементарные приёмы рисования.
-Научиться видеть границы одежды при разукрашивании шаблонов на куклах.
Задачи:
Научиться рисовать круг (овал) закрашивать его, используя формообразующие движения.
-Научиться рисовать концом кисточки точки, полукруглые линии.
Средний дошкольный возраст:
-Цели:
-Научиться рисовать фигуру человека в одежде.
-Научиться рисовать лицо человека.
Задачи:
-Научиться на основе простого рисунка человека (круг, овал, палочки) создавать объём. Аккуратно разукрашивать одежду, не выходя за контур
-Учиться рисовать части лица, брови, ресницы, нос, рот.
Дать элементарные понятия о пропорциях.
Старший дошкольный возраст:
Цели:
Знакомство с различными видами портрета (автопортрет, групповой портрет)
-Знакомство с видами изображения человека (голова, голова с плечевым поясом, полуфигура, фигура).
Научить рисовать человека в спокойном состоянии, в движении.
Учиться рисовать портрет, добиваясь внешнего сходства.
Задачи:
-Учиться рисовать фигуру человека поэтапно, предварительно составив набросок, аккуратно прорисовывать все части тела, стараясь соблюдать пропорции.
-Учиться рисовать человека в разных позах, показать, как изменяется форма, с характером движений.
Учиться аккуратно прорисовывать части лица, добиваясь внешнего сходства, при помощи цвета, стараться передавать характер человека.
Подготовительный к школе возраст:
Цели
-Учиться рисовать автопортрет, передавать особенности внешнего вида, настроение.
Учиться передавать характерные особенности изображаемого.
-Продолжать тренироваться рисовать фигуру человека в спокойном состоянии и движении.
-Самостоятельно выбирать позу при рисовании человека.
Задачи:
Учиться смешивать цвета на палитре, для получения нужного оттенка кожи. Аккуратно разукрашивать одежду, используя всю палитру красок.
Уделять внимание мелким деталям и аккуратно их прорисовывать.
Изучив темы по рисованию, которые предлагаются в плане- программе «Детство», я решила их дополнить, для более полного раскрытия по теме «Рисование человека».
Темы для конспектов, я разрабатывала исходя от простого, к сложному, постепенно усложняя задания.
Работу я решила начать с детьми младшей группе. Для этого я разработала следующие конспекты :
«Украсим сарафан матрёшке»
«Узоры на платье куклы Тани»
«Наряди Снегурочку»
«Колобок»
Эти темы служат основой для рисования человека. Когда дети рисуют Колобка, они учатся правильно располагать части лица. Разукрашивая платья и сарафаны, они держат в руках куклу, рассматривают части тела, смотрят, где находится одежда, какие части тела, она закрывает.
В средней группе мы учимся «одевать» человека, состоящего из круга, овала и палочек, учимся создавать объём тела. Начинаем знакомство с портретом, не говоря о нём, как о жанре. Для закрепления материала разработаны конспекты :
«На прогулке»
«Милой мамочки портрет»
В старшей группе начинается более конкретное освоение приёмов рисования человека. Дети знакомятся с портретом, как с жанром изобразительного искусства. Знакомятся с разновидностями портрета. Учатся рисовать человека в полный рост, в движении.
Для изучения темы, совместная деятельность с детьми проходит по следующим направлениям:
«Знакомство с портретом»
«Рисование фигуры человека»
«Рисование фигуры человека в движении»
«Рисование человека (лицо)»
«Наш участок зимой»
«Зимняя улица»
Наша Армия родная»
«Портрет мамы»
«Я иду в детский сад»
«День победы»
В подготовительной группе дети совершенствуют свои умения и навыки в рисовании человека. Имея прочные знания, они с удовольствием создают всё новые и новые образы.
Выполняются рисунки на тему: «Как я провёл лето»
«Моя мама»
«Как весело было на празднике ёлки»
«Лыжная прогулка»
«Любимое занятие моей семьи»
«День Защитника Отечества»
«Мой друг»
«День Победы»
«День рождения города»
Разнообразие тем и постоянное повторение пройденного материала, помогло получить детям прочные знания в разделе «Рисование человека».
В процессе работы, мной были разработаны и изготовлены большие дидактические куклы, которые изображают фигуру человека в профиль, и в анфас. Благодаря им, дети легко освоили приёмы рисования человека в спокойном состоянии и в движении.
Благодаря большому количеству разнообразной съёмной одежды, дети могли самостоятельно составлять комплекты одежды и смотреть, как правильно рисовать её на человеке.
Используя дидактическую игру «Составь портрет», дети знакомились с мимикой лица, наблюдали, как может меняться лицо, изображающее разные эмоции.
Мной была разработана диагностика по теме «Рисование человека», материалом для которой послужила следующая литература:
Л. А. Венгер, В. С. Мухин «Психология», М. : Просвещение 1980.
Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько «Детская психология», Мн. : Университетское, 1988.
Для воспитателей детского сада была проведена консультация «Рисование человека»
Речь, на которой шла о возрастных особенностях детей, о том, что они должны уметь рисовать в определённой возрастной категории. Как помочь ребёнку нарисовать человека, если у него возникли затруднения. Был подобран раздаточный материал, в помощь воспитателям.
Анализируя проведённую работу, я вижу, что разработанный мной материал, помог детям в освоении такой сложной для них темы, как рисование человека.