Елена Иванова
Конспект НОД «Растения и животные леса нашего края и их охрана»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по теме «Растения и
животные леса нашего края и их охрана».
Подготовила:
воспитатель Иванова Е. П.
Цель: систематизировать знания детей о роли животных в природе и жизни человека; раскрыть факторы отрицательного влияния людей на животных; определить меры охраны природы, формирование у детей положительного отношения к природе, норм поведения в природе.
Ход занятия:
Группа делится на 4 команды.
Темочки:
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Воспитатель:Сегодня мы на некоторое время перенесемся в лес. Лес так и манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок.
(По одному человеку от каждой команды читают стихи)
1 ребенок: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
2 ребенок: Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
3 ребенок: Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
4 ребенок: Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи!
Все: Ты же видишь - мы свои!
Воспитатель: О лесе придумано много пословиц и поговорок.
Подумайте, почему так говорят:
Возле леса жить - голодному не быть.
Не от добра дерево лист роняет.
Лес - богатство и краса, береги свои леса.
Враг природы тот, кто леса не бережёт.
Много встреч вас ждёт в лесу.
Если вы отгадаете лесные загадки, то узнаете, кого можно там встретить.
Сосны, ёлки, берёзы, клёны.
Это лес - наш друг зелёный!
Добрый друг, он шумит, поёт
И в прохладную тень зовёт.
А вы знаете, для вас
Он загадки свои припас?
К загадке первой мы идём.
Смотри, стоит какой-то дом.
Дом без дверей и без окон
Народом дружным заселён.
Народ весёлый, трудовой
Охотно дом построил свой.
Все что-то тащат, все снуют,
Стараются, не устают.
Ты видел этих силачей?
Тогда скажи, дом этот чей?
(Муравейник)
Удивительный портной, -
Нет катушки ни одной,
И машинки швейной нет,
И утюг не разогрет.
Но зато иголки есть.
Сколько? И не перечесть.
(Ёж)
Бурый сладкоежка
По лесу идёт.
- Где моя малина?
Где тут сладкий мёд? –
Зря ты, сладкоежка,
К пчельнику пошёл,
Будь поосторожней –
Попадёт от пчёл!
(Медведь)
В сенокос горька, а в мороз сладка.
Что за ягодка?
(Рябина)
В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пёстрая придёт,
На зубок он попадёт.
(Орех)
Подмигнёт тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий.
(Земляника)
Красненька матрёшка,
Беленько сердечко,
На кустах растёт
И сладка, как мёд.
(Малина)
Сидит рядом с нами,
Смотрит чёрными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила.
(Черника)
Мы с вами попали в лесное царство. Смотрите, какой-то старичок сидит прямо на травке муравке. Да это же старичок Лесовичок! Добрый день, дедушка! Лесовичок: День добрый! В гости к лесным жителям отправились? А правила вежливости не забыли?
Детям предлагается выбрать правило вежливости:
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Зелени много - ещё вырастет!
3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешать!
4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6. Звери всякие важны - звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Воспитатель: Кто из вас знает, какую роль играют животные в природе и жизни человека? Дети высказывают свои предположения.
Далее детям предлагается прочитать текст из конверта №1 и сказать, о каком значении животного в нём говорится :
• продукты питания, расселение растений
• источник красоты и познания
• лекарство, опыление растений
• волокно для тканей, кожа и мех
Воспитатель: Мы видим, что животные связаны с растениями : они их опыляют и помогают растениям расселяться. А как ещё животные связаны с растениями?
Дети: Животные связаны с растениями цепями питания.
Детям предлагается составить цепи питания по карточкам из конверта №2.
Получаются следующие цепи:
Пшеница полёвка змея орёл
Яблоня тля божья коровка воробей
Орешник мышь куница
Дуб кабан медведь
Воспитатель: И так, мы видим, что животные связаны с растениями, а растения с животными. Какой вывод можно сделать?
Дети: Всё в природе взаимосвязано. Далее проводится игра «Это я, это я, это все мои друзья».
Цель: повторить правила поведения в лесу.
Ход игры: Воспитатель читает строки стихотворения. Если дети согласны с действием в стихотворении, то отвечают дружно хором «Это я, это я, это все мои друзья». Если нет, то молчат.
Мухомор, увидев, я, Мимо прохожу друзья.
Муравейник мы найдём, Понаблюдаем и уйдём.
Выпал птенчик из гнезда, В лес собачек мы возьмём,
Трогать нам его нельзя. Спокойней птичкам будет в нём.
Кто брусникусобирает, Ландышей нарву в лесу,
С корнем кустик вырывает?
На праздник маме принесу.
По тропинке кто шагает, Мы ежонка увидали,
На жуков не наступает? И домой его забрали.
Веточки мы не ломаем, Съедобные грибы в корзинку собираем,
Когда по лесу гуляем. А несъедобные мы топчем и сбиваем.
Далее идёт обсуждение по группам о причинах исчезновения животных.
Воспитатель: Какую помощь вы можете оказать животным. ?
Дети отвечают по группам.
Воспитатель: Сейчас на дворе зима. Птицы нам прислали телеграмму. Послушайте её текст:
Помогите! Мы гибнем! На дворе сильные морозы. Нам холодно и голодно. Весь доступный летом корм сейчас спрятан под снегом. Нет ни зелёных растений, ни насекомых. Мы надеемся на вашу помощь, ребята. Помогите нам. А мы отблагодарим вас весной своим звонким пением.
Воспитатель: От чего гибнут птицы? Как вы можете им помочь?
Каких можно встретить птиц зимой?
Детям предлагается собрать из мозаики из конверта №3 изображения птиц, а на обратной стороне прочитать советы, которые дают птицы.
Синица: Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза и крошками белого хлеба.
Дятел: нельзя давать птицам жареные семена. Крошки чёрного хлеба вредны для птиц.
Клё ст: Семена для птиц лучше раздавливать.
Поползень: Не навреди!
Далее каждой команде раздаются мешочки с буквами, из которых дети должны сложить названия животных и растений нашего края и кратко рассказать о каждом.
Воспитатель: Какой мы сделаем вывод?
Дети: Всё в природе взаимосвязано.
Воспитатель:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.