Соболева Ольга
Методическая разработка занятия по декоративному рисованию «Дымковская игрушка» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по декоративному рисованию
(для детей подготовительной к школе группы)
Цель занятия:
Формирование устойчивого интереса к народному промыслу.
Задачи занятия:
1. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
Публикация «Методическая разработка занятия по декоративному рисованию „Дымковская игрушка“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
2. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Оборудование для занятия:
• модель для раскрашивания "Дымковская игрушка"
• гуашь
• кисти
• баночка для воды
• лист бумаги
• салфетка
• ватные палочки 2 шт.
• простой карандаш
• стиральная резинка
Оборудование для воспитателя:
• дымковские игрушки
• плакаты «Дымковская игрушка»
1. Организационный момент. 3 мин.
2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10 мин.
3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 10 мин. (физкультминутка 2 мин)
4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход занятия.
Воспитатель:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Как-то очень давно на поросшем лесном берегу реки Вятка построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось селение — слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, пекли хлеб, но не только караваи хлеба поспевали в жарких печах. В слободе жили гончары, они лепили из местной красной глины посуду, а еще дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название слободы - Дымково, а игрушки, сделанными местными мастерами, стали называть дымковскими.
Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай (зерно закупали именно на этой ярмарке) - все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу.
Звучит музыка «Располным моя коробушка», заходят зазывалы
Ярмарка! Ярмарка!
На ярмарке шутки и смех, песни и пляски,
Нарядные игрушки словно из сказки!
Эй, люди добрые!
Подходите, подходите,
На товары поглядите.
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка,
А подарки для Танюшки -
Дымковские игрушки!
Налетайте! Налетайте!
Покупайте! Покупайте!
Покупайте-ка игрушки!
Водоноски и зверюшки!
Посмотрите, как живой,
Есть и конь здесь удалой!
Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он:
– Здравствуй! –
На ногах его сапожки,
На ушах висят сережки,
На головке гребешок,
Вот какой он, петушок!
Наши игрушки знатные,
Складные и ладные.
Они повсюду славятся,
Они и вам понравятся.
Спасибо за приглашение! Ребята, прежде чем отправиться на ярмарку, мы с вами познакомимся поближе с дымковскими игрушками.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ С КОММЕНТАРИЯМИ.
• Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
• Дымковские кавалеры, генералы, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.
• Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.
• Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг - символ солнца.
- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.
Вопрос: Что общего у всех этих игрушек?
Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.
Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?
Вопрос: Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?
Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.
Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?
Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Физкультминутка «Купим мы бабушка тебе курочку»
Воспитатель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модель дымковской игрушки «Петушок», сделанной своими руками. Обращать внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким).
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. Воспитатель не забывает похвалить каждого ребенка, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.