Ирина Савченко
Пальчиковые игры для формирования и развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида 160».
Методическая разработка
Разработала:
воспитатель
Савченко И. Ю.
Краснодар 2020
Содержание:
Введение 3
Основная часть 5
Методические рекомендации 5
Пальчиковые игры 6
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Публикация «Пальчиковые игры для формирования и развития речи детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Введение
«Истоки способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев».
В. А. Сухомлинский
Цель: Формировать и развивать речь детей, с включением в непо-средственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры).
Задачи:
1. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мел-кой моторики рук;
2. Снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, игровых навыков и творческой самостоя-тельности.
Адресная направленность опыта:
Разработанная педагогическая технология, основанная на использо-вании пальчиковых игр, влияющих на формирование речи детей, может представлять интерес для практических работников: педагогов дополни-тельного образования, воспитателей - работающих с детьми в ДОУ, лого-педов.
Актуальность:
Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сен-сорные впечатления, у него развивается внимательность и способность со-средотачиваться. Пальчиковые игры формируют добрые взаимоотноше-ния между взрослым и ребёнком.
Условия реализации:
На занятиях используются различные пальчиковые игры и упражне-ния, проводятся постановки спектаклей. Использую театральные приемы на занятиях по развитию речи.
Создала с участием родителей для проведения самостоятельно – иг-ровой деятельности игрушки пальчикового театра («Теремок», «Репка», и др., побуждаю детей играть с куклами перчаточного театра. Пальчиковые игры - весёлое, увлекательное и полезное занятие. Такие игры предназна-чены для детей 5-6 лет, которые позволяют снять накопившуюся уста-лость, так же рекомендуется проводить с детьми среднего возраста.
Известно, что между речевой и общей двигательной системой челове-ка существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между ру-кой и речевым центром мозга
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.
Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизирует-ся. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощ-ники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить коорди-нацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно исполь-зовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует разви-тие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспи-тывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более вырази-тельной.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в паль-чиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магиче-ским, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушария-ми мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Основная часть, в которой последовательно раскрывается содер-жание материала:
Проанализировав свою работу с детьми 5-6лет, столкнулась с недо-статочно сформированной речью у детей дошкольного возраста; недоста-точный словарный запас; бедная диалогическая речь.
В первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста и методической литературы Т. А. Ткаченко «Разви-ваем мелкую моторику», Е. Косина «Пальчиковая гимнастика Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика», А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Играем пальчи-ками и развиваем речь», Ю. Соколова «Игры с пальчиками». Регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе компьютер-ные технологии.
Поняла, что работа по развитию мелкой моторики должна прово-диться регулярно, только тогда может быть, достигнут наибольший эф-фект. Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал:
- бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок).
- бусы и пуговицы разной величины;
- разнообразные мелкие игрушки;
- резиновые игрушки разной плотности.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.
1. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими по-глаживаниями до приятного ощущения тепла.
2. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сна-чала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
3. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демон-стрировать собственную увлечённость игрой.
4. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможно-сти, все пальцы руки.
5. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
6. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произно-сить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста
Пять утят
Пять утят плывут вперед,
На берегу их мама ждёт,
(Одна из рук - "мама утка". Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Вы-полняют волнообразные движения по направлению к "утке". Ко-личество разогнутых пальцев соответствует количеству утят, постепенно пальцы загибаются)
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут.
Трое утят плывут.
Двое утят плывут.
Вот один плывет вперед,
На берегу его мама ждет,
И сразу пятеро утят
вернулись к мамочке назад.
(«Кивать» кистью руки т. е. «мамой-уткой»)
Котята
У кошки нашей есть десять котят,
(Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу и разъеди-нены)
Сейчас все котята по парам стоят:
(Покачивать руками не разъединяя их)
Два толстых, два ловких, два длинных,
Два хитрых,
Два маленьких самых,
И самых красивых.
(Постукивают соответствующими пальцами друг об друга от большого пальца к мизинцу)
Мои пальчики
Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут.
Поворачиваем ручки попеременно ладошками вверх и вниз.
Пять их на одной руке,
Пять и на другой руке
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Всё они могут,
Всегда мне помогут.
Попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь.
Они на дудочке играют,
Мячик отбивают,
Белье стирают,
Пол подметают
Считают, на пианино играют,
Вышивают,
Щиплют, ласкают,
Имитируем описываемые движения
И даже ковёр выбивают. хлопки по ладошке
Гости
(Указательные и средние пальцы обеих рук бегут по столу)
Гости к Жоре прибегали
И друг другу руки жали пожать две руки
Здравствуй Жора соединять пальцы друг с другом
Здравствуй Жанна
Рад Сережа
Рад Снежанна
Не хотите пирожок? соединить две ладошки
Может коржик? Иль рожок? соединить две согнутые ладо-шки
Вот драже вам на дорожку пальцем постучать об ладошку
Но берите понемножку пригрозить пальцем
С пальцев крошки мы встряхнем
И гулять скорей пойдем хлопки ладошками
Куколка
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна, укачивать куколку.
Не могу с тобой играть, пожимать плечами
Нужно мне перестирать:
Имитируем стирку.
Твои платья и носки,
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Загибаем пальчики.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Утюгом туда-сюда
Белье быстро глажу я.
Имитируем все движения
Поработали вдвоем,
Попеременно ударяем кулаком о кулак, и ладонь о ладонь.
А теперь и отдохнем.
Кладём ручки на стол.
Дом
Есть в лесу из брёвен дом,
Есть в окошко в доме том.
Посмотрите в то окно -
В доме тихо и темно.
Мы тихонько кулачком
постучимся в этот дом.
Выглянул какой то зверь,
Гав сказал и запер дверь.
Мы погромче кулачком
постучимся в этот дом.
Выглянул какой то зверь,
Беее сказал и запер дверь.
Громко-громко кулачком
постучимся в этот дом.
Выглянул какой то зверь,
Муууу сказал и запер дверь.
Киска из окна глядит,
Мяу мяу, говорит,
Хватит в домик наш стучать,
Дайте хоть чуть-чуть поспать.
Автобус (разминка)
Автобус идет, обгоняя машины.
(Поднять руки и развести их в стороны)
Шуршат по асфальту тихонько машины,
(Сделать круговые движения руками)
Стекло очищают две длинные щётки.
(Помахать руками из стороны в сторону)
Заплакал малыш на коленях у тётки.
(Потереть кулачками глаза)
Спешат пассажиры, заходят, выходят,
(Встать, потом присесть)
Водитель сигналит на переходе.
(Нажать на воображаемую кнопку гудка)
Купивши талончики у контролёра,
(«Купить и прокомпосировать воображаемый билетик)
Проходим мы все в середину салона.
(Показать ручкой назад)
Где помощник верный мой?
Где помощник верный мой?
(Спрятать ручки за спиной)
Где же пальчик мой большой?
Вот один, вот второй!
(Показать сначала правый пальчик, потом левый)
Поиграть пришли со мной.
- Как живете?
(Согнуть правый пальчик)
- Не скучаем!
(Согнуть левый пальчик)
Нам пора мы убегаем!
(Спрятать за спиной сначала правый, потом левый пальчи-ки)
По аналогии с другими пальчиками :
Где помощник мой старательный?
Где мой пальчик указательный?
Где помощник мой усердный?
Дорогой мой пальчик средний.
Где помощник долгожданный?
Где мой пальчик безымянный?
Где помощник мой удаленький?
Где мизинчик мой удаленький?
Выходите вместе, пальчики,
Выходите, раскрасавчики!
Гусеница
Гусеница долго лезла
(Взобраться пальчиками правой руки вверх по левой руке)
И на дерево залезла.
- Ох, устала я чуть-чуть,
Нужно лечь и отдохнуть
(Сжать правую руку в кулачек и накрыть левой ладошкой)
В кокон ловко завернулась
И под листиком уснула.
Зиму всю спала в кроватке
Гусеница сладко-сладко.
Вот весенние капели
Вместе с солнышком запели:
- Соня, соня, просыпайся,
Из кроватки выбирайся!
(Легонько потрясти кулачками)
Гусеница словно в сказке,
Не спеша открыла глазки.
(Распрямить пальчики на обеих ручках, соединить большие пальцы)
Крылья пестрые надела,
Бабочкою полетела.
(Помахать ручками, как крылышками)
Паучок
Паучок ходил по ветке.
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг пошел,
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предпле-чью, а затем по плечу другой руки)
Паучков на землю смыл.
(Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее дви-жение «дождик»)
Солнце стало пригревать,
(Хлопнуть ладонями по столу/коленям, затем ладони боко-выми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками «солнышко светит»)
Паучок ползут опять.
(Действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(«Паучки» ползают по голове)
Ветер
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены образуя «крону пальмы»)
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
(Дети раскачивают руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти)
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит,
(Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены «клещи». Шевелят ими)
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет,
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой …
(Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). Дети "машут"ими в воз-духе. Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнооб-разные движения)
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
(Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согну-ты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открывают и закрывают рот» крокодила)
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой…
(Перевернув руки на другую сторону, выполнять движения)
Перчатка
Веселая мышка перчатку нашла,
(Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка). Пово-рачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперед)
Гнездо в ней устроив.
(Ладони смыкаются «ковшом»)
Мышат позвала.
(Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами. Сгибают – разгибают пальцы «зовущий жест»)
Им корочку хлеба дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно нажимать на кончи-ки остальных пальцев)
Погладила/отшлепала всех
(Большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному. На слово «отшлепала» - стучать подушечкой большого пальца по остальным)
И отправила спать.
(Ладони прижаты друг к другу, кладутся под щеку)
Два козлика
Как-то раз к кому-то в гости,
Шёл козленок через мостик,
(На обеих руках прижать большими пальцами средние и безымянные)
А навстречу шел другой,
Возвращался он домой.
(Держа руки горизонтально сближать руки)
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
(На первый слог каждой строчки соединять руки с размаха)
Вот с разбега лбами - бух!
И с моста в водичку – плюх!
(На слово «бух» - хлопок в ладоши. Уронить руки на колени)
Пять голодных поросят
Пять голодных поросят,
За воротами стоят.
Поросята эти ждут,
Что им кушать принесут.
(Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять)
Пять голодных поросят,
Снизу в щёлочки глядят,
Бегают туда - сюда:
«Где же вкусная еда?»
(Пальцы одной руки просунуть между пальцами другой руки. Сгибать и разгибать большие пальцы)
Пять голодных поросят,
В дверь копытцами стучат,
(Стучать пальцами по ладошкам)
Вдруг открылась эта дверь:
«Можно выбежать теперь!»
(Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола)
Пять голодных поросят,
Громко, радостно визжат:
«Вот корыто, да, да, да,
А в нем вкусная еда!»
И в корыто, в тот же миг, головой, ногами ПРЫГ!
(Сложить ладошки как корытце, шевелить пальцами)
Избушка
Стояла изба в деревушке,
(Дети пальчиками обеих рук рисуют в воздухе квадрат, изоб-ражают ладошками крышу домика).
В ней жили смешные старушки.
("Носики". Держат пальцами концы воображаемого платоч-ка, при этом наклоняют голову набок).
Белье зашивали метелками
(Левая рука сжата в кулак. Правой кистью машут из стороны в сторону).
Полы подметали иголками,
(Двумя руками "шьют" воображаемыми иголками).
Солили волнушки в подушке
("Солят" пальцами обеих рук. Руки кладут под щеку, голову наклоняют набок).
И шли подремать на кадушке.
(Вытягивают руки вперед и соединяют их пальчик с пальчи-ком).
Им снилась изба в деревушке,
(Пальцами обеих рук рисуют в воздухе квадрат, изображают ладошками крышу домика).
В ней жили смешные старушки.
("Носики". Держат пальцами концы воображаемого платоч-ка, при этом наклоняют голову набок).
Белье зашивали иголками,
(Левая рука сжата в кулак, в правой держат иголочку, "шьют").
Полы подметали метелками,
(Машут кистями обеих рук влево - вправо).
Солили волнушки в кадушке
(Солят пальчиками : вытягивают руки вперед, соединяя паль-цы).
И шли подремать на подушки
(Потягиваются. Руки кладут под щеку, голову наклоняют набок).
Утро
Утро настает,
Солнышко встает.
(Пальчики из кулачков медленно разгибаются, образуя два сол-нышка)
Эй, братец Федя,
Буди соседей.
(Пальчиком одной руки легонько стучим по указательному паль-чику)
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
Вставай, Крошка-Митрошка!Привет, ладошка!
(Разгибаем по очереди пальчики начиная с большого до ми-зинчика, предварительно дотрагиваясь до каждого из них (бу-дим).
Домик
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук.
Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом - шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней ча-сти приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изоб-ражая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направле-на вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят –
Угощенье для ребят.
Садоводы
Палец толстый и большой
(пальцы сжаты в кулачок, а большой поднят вверх)
В сад за сливами пошел
(несколько раз большой палец сгибают, а потом разгибают).
Указательный с порога (разгибают указательный палец)
Указал ему дорогу
(несколько раз сгибают и разгибают указательный палец).
Средний палец самый меткий
(разгибают средний,
Он сбивает сливы с ветки
(сгибательные движения средним пальцем).
Безымянный подбирает
(аналогичные движения безымянным,
А мизинчик, господин, в землю косточки бросает
(сгибают и разгибают мизинец).
Сонные пальчики
(Гимнастика на загибание пальчиков)
Раз, два, три, четыре, пять!
Хотят пальчики все спать.
Этот пальчик - хочет спать.
Этот пальчик - лег в кровать.
Этот пальчик - чуть вздремнул.
Этот пальчик - уж заснул.
Этот пальчик - крепко спит.
Тише, тише, не шумите!
Пальчики вы не будите!
Полечу я на Луну
Полечу я на Луну,
(Поднять ручки вверх)
Всех друзей с собой возьму.
Хочешь полететь со мной –
Залезай в корабль мой.
(Взобраться по воображаемой лестнице)
Всех друзей с собой возьму,
Полетим мы на Луну.
(Поднять ручки вверх)
Черепашка
Вот черепашка
(Сжать пальчики в кулачек)
В коробке живет.
(Нарисовать в воздухе квадрат)
Он плавает в море,
(Махи руками)
Он в гору ползет.
(Попеременно поднимать руки вверх, а затем опускать вниз, как будто взбираетесь в гору)
Ловил как-то рыбку.
(Щелкнуть пальчиком)
Ловил комара,
(Щелкнуть пальчиком)
Ловил как-то муху,
(Щелкнуть пальчиком)
И даже меня.
(Щелкнуть пальчиком)
Словил как-то рыбку,
(Хлопнуть в ладоши)
Словил комара,
(Хлопнуть в ладоши)
Словил даже муху,
(Хлопнуть в ладоши)
Меня – никогда!
(Покачать указательным пальцем из стороны в сторону)
Веселые пальчики
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать!
Вышел пальчик на прогулку,
С маком съем большую булку.
Этот толстый господин
Пальчик с номером один!
Этот пальчик в лес пошел,
Мёд в большом дупле нашел.
Убежал от пчел едва
Славный пальчик номер два!
Этот пальчик в море ходит
На гудящем пароходе.
В шторм на палубе, смотри!
Смелый пальчик номер три!
Этот пальчик – наш силач :
Словно лёгкий детский мяч
Он подбрасывает гири!
Пальчик с номером четыре!
А последний – милый крошка,
Тихо сядет у окошка,
Чтобы книжку почитать.
Младший пальчик номер пять!
Раз, два, три, четыре, пять!
Научились мы считать!
Пчелки
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены «ёлка», на второй руке пальцы смыкаются в кольцо «улей». «Улей» прижат к «Ёлке»)
Домик маленький на елке,
Дом для пчел, а где же пчелки?
Надо в дом постучать,
(Дети заглядывают в улей)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга)
Я стучу, стучу по ёлке,
(Стучат кулачками друг о друга, чередуя руки)
Где же, Где же эти пчелки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят ими)
Раз, два, три, четыре, пять.
Белочки
Раз, два, три, четыре, пять,
Пришли белки поиграть.
(Выставляют пять пальцев)
Одна куда-то подевалась
(Спрячьте руку за спину)
Четыре белочки осталось.
(Выставляют четыре пальца)
А теперь скорей смотри
(Спрячьте руку за спину)
Их уже осталось три.
(Выставляют три пальца)
Ну и ну, какая жалость
(Спрячьте руку за спину)
Только две у нас осталось.
(Выставляют два пальца)
Эта новость так грустна
(Спрячьте руку за спину)
Осталась белочка одна.
(Выставляют одни палец)
Пока мы с тобою считали,
Белочки от нас сбежали.
Десять птичек – стайка
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.
Это - зяблик, это - стриж,
Это - развеселый чиж.
Ну а это - злой орлан.
Птички-птички, по домам!
(Обе ручки быстро сжать в кулачки, "пряча птичек")
Заключение
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллек-туальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный мо-мент психологические процессы, способствует организованному и целена-правленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и дли-тельную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмо-циональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические зна-ния, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного воз-раста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду дея-тельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять ум-ственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ведь ум ребенка находится на кончике пальцев.
Крайне важно, чтобы пальчиковая гимнастика для детей проходила в игровой атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспри-нимать гимнастику как рутинные обязательные занятия, он очень быстро потеряет интерес и пробудить его вновь будет сложно. [7].
Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напря-мую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчи-ков.
Пальчиковые игры должны выполняться без затруднения и приносить детям радость.
Очень хочется, чтобы родители во всем были заинтересованы. Тогда они поймут, какую большую пользу приносят пальчиковые игры.
Список использованной литературы:
1. Эльконин Д. Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до семи лет). – М. : Учпедгиз, 1960. – 323с.
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М. : Акаде-мия, 2000. – 416с.
3. Венгер. Л. А., Мухина. В. С. Психология. – Москва. : Просвещение, 1988. – 336с.
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 1997. – 222с.
5. Выготский Л. С. Психология. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.
6. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранова С. П. Дошкольная педа-гогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3 издание стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 1998 г. – 240 стр.
7. Кисёлева М. Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников / М. Киселева [электрон-ный ресурс] / режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=887801
8. Венгер Л. А., Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М. : «Просвещение», 1988 г.
9. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г., Соловьева Е. В., Гризик Т. И., Тербова В. В. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. - М. : «Просве-щение», 2003 г. – 78 стр.
Спасибо за внимание!