Екатерина Кайзель
Организация взаимодействия семьи ДОО в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Бывает не просо найти контакт с родителями и очень сложно порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним.
Как заинтересовать родителей в совместной работе, научить ребенка думать, играть, размышлять, слушать и слышать?
Родители – самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения.
Темочки:
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Необходимо создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса!
Н. К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимумом, привлечение их к работе детского сада». Она подчеркивала, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет… на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.
Воспитателям в ДОУ необходимо проводить работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Почему же необходимо устанавливать контакт с семьей? Один из важных механизмов социализации ребенка - это повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день, их последовательность со стороны педагогов и родителей.
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что в его разум и сердце вошло из окружающего мира - от этого, в решающей степени, зависит каким человеком станет сегодняшний малыш.» В. А. Сухомлинский
При составлении календарного планирования на первое место я ставлю работу с родителями, где указываю темы индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, и другие формы взаимодействия с родителями.
Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание.
На этих собраниях я знакомлю родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за поведением детей в группе, я подбираю материал для коллективных бесед-консультаций, групповых родительских собраний.
Наглядное информирование семьи – это разнообразные формы от информационных педагогических стендов, фотомонтажей, выставок, папок-передвижек, позволяющих родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а педагогам поддерживать «обратную связь» с семьёй.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В настоящее время разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
ФГОС рекомендует : «Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников».
В моей душе всегда есть место для родителей детей. Понимаю, что они – самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ можно вести по направлениям:
• Информационно-аналитическое;
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет детского сада.
На сайте есть информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных развивающих, эстетических и оздоровительных услуг. На форуме происходит общение родителей, с воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ.
Так же информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей.
Анкета, как один из видов работ воспитателя с родителями. С помощью анкеты можно получить данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания. Проанализировав ответы, можно сделать вывод о взглядах родителей на вопросы воспитания детей.
• Познавательное направление;
В нём нужно стремиться обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно активными участниками образовательного процесса.
К познавательному направлению относятся семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством.
• Наглядно-информационное направление включает в себя:
*родительские уголки;
*папки – передвижки;
*семейный и групповые альбомы;
*фотомонтажы;
*фотовыставки;
В своей работе я использую самые разнообразные формы работы с родителями. Пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки, где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и специалистами.
Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. В своей практике очень часто использую информационный стенд и папки- передвижки. Всегда прошу родителей обратить внимание и ознакомиться.
Важные моменты:
• все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, эстетично оформлены;
• содержание регулярно обновляется, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
• оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
• содержание предлагаемого материала важно и действительно интересно большинству родителей.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Специфика взаимодействия педагога с родителями – это задача любого педагога обучать и воспитывать не вместо, а вместе с родителями. При этом очень важно авансировать взрослых доверием. Ведь некоторые вещи родители лучше знают, чем воспитатели.
Целью своей работы с родителями считаю: установление взаимодействия и формирование равноправных доверительных отношений с семьями воспитанников.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Объединить усилия для развития и воспитания детей;
2. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
4. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях;
5. Предоставить всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности.
Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Для того чтобы реализовать поставленные задачи, использую позитивный настрой на общение, который является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа воспитателя с родителями. Считаю, что в общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Индивидуальный подход важен не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей.
В конце года я всегда отмечаю благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.
Очень важно знать, что успешно решать все проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности усилий педагогов.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Семья и детский сад друг друга не могут заменить; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!
Используемая литература:
1. Данилова Е. Ю «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями». М., 2009г.
2. Емельянова М. «От сосуществования к сотрудничеству и партнёрству».
3. Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал №7-М., 2009г.
4. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.
5. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2