МААМ-картинки

Организация коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в условиях интегрированного обучения

Юлия Сергеева
Организация коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в условиях интегрированного обучения
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Интегрированный подход в обучении на современном этапе развития школьного образования имеет принципиально важное значение для построения всего учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ.

Интеграция в общество человека с особыми образовательными возможностями означает процесс предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах образовательной деятельности.

Публикация «Организация коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в условиях интегрированного обучения» размещена в разделах

Цель исследования: выявить характерные черты организации интегрированного обучения для детей с ЗПР.

Предмет исследования: организация коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в условиях интегрированного обучения и воспитания

1. Условия организации коррекционно-развивающей работы в условиях интеграции

Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными.

Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.

В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями развития.

При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач:

• осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;

• проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

• оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии но отстающим от возрастной нормы;

обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки. [15]

Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т. п.).

Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка, индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня – со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.

Выбор формы проведения НОД с детьми зависит от вида и содержания НОД и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы НОД могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

НОД с детьми проводится учителем-дефектологом в соответствии с учебным планом в первой половине дня по коммуникации, по познанию (формирование целостной картины мира, по познанию (конструирование, по познанию (формирование элементарных математических представлений, организует сюжетно-ролевую игру. Помимо фронтальных НОД, проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционные НОД. Совместная коррекционная деятельность

учителя-дефектолога и воспитателя группы с ЗПР

Задачи, стоящие перед учителем-дефектологом и воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма.

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

3. Заполнение индивидуальной карты развития ребенка, изучение результатов обследования и определение уровня развития ребенка.

Обследования детей в системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.

7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.

8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения.

9. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

10. Контроль над речью детей по рекомендации учителя-дефектолога, тактичное исправление речевых ошибок воспитанников.

11. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения.

В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе может осуществляться 1-2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.

В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения ребенка, имеющего отклонения в развитии.

Второй этап отличается специализированной помощью, учитывающей структуры дефекта и специфику проявления вторичных нарушений в процессе учебной деятельности.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР в соответствии с возрастной группой. При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.

Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т. п.).

Дети с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении, задача которого – обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

2. Программа коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПОИГРАЙ-КА!»

(О. В. Петрушина)

Программа содержит широкий спектр развивающих игр и заданий, направленных на профилактику и коррекцию психофизиологических нарушений, что делает более успешным процесс предстоящей адаптации в школе и усвоения учебного курса детьми со слабовыраженными отклонениями в развитии, в том числе и с задержкой психического развития.

Цель программы: психологическая диагностика и коррекция выявленных проблем детей с особенностями развития.

Задачи программы:

• диагностика развития старших дошкольников;

• диагностика готовности детей к школе;

• формирование познавательной активности и учебной мотивации детей;

коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, познавательных процессов: организация внимания, аналитического мышления, памяти, а также развитие речи, тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции;

• профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.

Примерное содержание занятий.

1. Занятие.

• Упражнение на развитие слуховой памяти.

Детям зачитываются слова с установкой на запоминание:

одеяло, мед, круг, белка, глаз, слеза, замок, муха, журнал, ранец.

• Игра «Какой фигуры не стало?» (на развитие зрительной памяти и внимания).

Выставляют карточки с изображением геометрических фигур одного цвета. Дети запоминают их порядок. Затем одну фигуру убирают, а дети определяют, какой фигуры не стало.

• Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).

• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

Нарисовать в тетради одновременно обеими руками круг, квадрат.

5. Пальчиковая гимнастика (развитие внимания, мышления, памяти, речи, способствует овладению навыками письма).

Упражнения выполняются сначала одной рукой, затем другой, а по завершении - двумя руками вместе.

Соединять последовательно на каждое слово большой палец и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и маленький и в обратной последовательности.

УТЕНОК

Ты, утенок, не пищи,

Лучше маму поищи.

• Упражнения для профилактики нарушений зрения.

Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глазами по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево).

2. Занятие.

• Упражнение на развитие зрительной памяти.

Детям с интервалом 3-5 секунд предлагают для запоминания набор из 10 предметных картинок с изображением: ножниц, утки, дома, лампы, машины, тапочек, груши, кота, ручки, щетки.

• Упражнение на развитие слуховой памяти.

С установкой на запоминание детям зачитывают 10 слов: орех, гвоздь, клумба, забор, шашлык, цветок, муравей, рубашка, доска, яма.

• Игра «Какой фигуры не стало?» (на развитие зрительной памяти и внимания).

Выставляют карточки с изображением геометрических фигур разных цветов. Дети запоминают их. Затем одну фигуру убирают, а дети определяют, какой фигуры не стало и какого цвета.

• Дыхательное упражнение.

Медленный глубокий вдох, счет до трех: 1 и 2 и 3 и поднять руки вверх над головой. Резкий выдох - туловище наклонить и руки опустить вниз. (Повторить 5 раз.)

• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

Нарисовать обеими руками одновременно в тетради два круга и заштриховать их прямыми горизонтальными линиями.

Публикации по теме:

Циклограмма рабочей недели старшего воспитателя 1 неделя Понедельник Обход групп. Организационные вопросы. 1. Работа в МК 2. Заседание методсовета (1 раз в квартал) Вторник Обход групп.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации "Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности" я старалась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в условиях интегрированного обучения
Опубликовано: 17 июня 2014 в 14:54
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в условиях интегрированного обучения» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сергеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД