Eлена Cмирнова
Конспект НОД «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение и обогащение знаний об особенностях зимней природы.
Задачи:
Образовательная область «Познание» : Закрепление знаний о диких животных, зимующих птицах, деревьях. Активизация мыслительной деятельности, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, составлять ассоциативные загадки, находить оптимальные решения, устанавливать сходства и различия. Развитие внимания, воображения, фантазии,сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу. Закрепление умений видеть хорошие и плохие свойства предметов, явлений природы. Воспитание бережного отношения к родной природе.
Публикация «Конспект НОД „Зимушка-зима“» размещена в разделах
Образовательная область «Речевое развитие» : Пополнение словаря по теме «Зима». Формирование умения подбирать родственные слова. Развитие монологической речи.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» : Формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками. Формирование умения спокойно отстаивать свое мнение. Развитие умений перевоплощаться и отражать в речи свои ощущения. Совершенствование диалогической формы речи. Закрепление правильного произнесения звуков. Совершенствование умения согласовывать слова в предложениях.
Предварительная работа:
Планируемые результаты: Дети правильно называют признаки зимы, находят лишнюю картинку, обобщив увиденное, подбирают родственные слова. Выражают положительные эмоции. Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками.
Методические приемы:
Игровые: дидактические игры «Найди лишние», «Доскажи слово», «Верю- не верю».
Наглядные: слайды, мнемотаблица.
Словесные: вопросы, индивидуальные ответы детей
Практические: составление загадки о снеге, складывание пазла.
Технологии:
- Игровые технологии
-Мнемотаблица
- Технологии развивающего обучения (ТРИЗ – «Да – нет», «Превращение», «Сочинение ассоциативных загадок»)
-Информационно-компьютерные технологии.
Оборудование:
презентация «Зимушка-зима»,
карточки с написанными словами «ДА», «Нет»,
мнемотаблица для разучивания стихотворения «Трудно птицам зимовать», зимняя картинка, разрезанная на 7 частей.
Ход: Ребята, попробуйте отгадать загадку и узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины?
Правильно, это зима. И наше занятие называется «Зимушка – зима». За каждое правильно выполненное задание вы получаете одну часть картинки. В конце занятия попробуем собрать настоящую картину.
1 задание. Вспомните и назовите зимние явления природы. Правильно, снегопад, метель, гололед, изморозь, оттепель, мороз. А теперь послушайте задание: найдите и назовите лишнее явление природы. (слайд № 1)
2 задание. Дидактическая игра «Доскажи слово»
Зимой всё вокруг покрыто белым снегом. Давайте придумаем слова, похожие на слово снег. (слайд №2)
1. Тихо-тихо, как во сне, падает на землю (Снег)
2. С неба все скользят пушинки - серебристые (Снежинки)
4. Вот веселье для ребят- всё сильнее (Снегопад)
5. Все бегут вперегонки, все хотят играть в (Снежки)
6. Словно в белый пуховик нарядился (Снеговик)
7. Рядом снежная фигурка - это девочка (Снегурка)
8. На снегу-то, посмотри- с красной грудкой (Снегири)
3 задание.
Как называются птицы, которые не улетают от нас на юг? Правильно, зимующие.
1. Каких зимующих птиц вы знаете? (сорока, дятел, снегирь, синица т. д.)
2. Какую птицу называют белобокой? (Сорока)
3. Какую птицу называют желтогрудой? (Синица)
4. Какую птицу называют красногрудым? (Снегирь)
5. Какая птица воркует? (Голубь)
6. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
7. Какая птица днём спит, а ночью мышей ловит (Сова)
8. Какая птица самая дружная в своей стайке? (Воробей)
4 задание.
Ребята, но с приходом зимы кому- то бывает очень трудно. Как вы думаете, кому? Правильно, птицам. А почему? Как мы можем помочь птицам? Давайте вспомним стихотворение. (слайд №3). Дети рассказывают стихотворение А. Чепурова «Трудно птицам зимовать» (по мнемотаблице).
5 задание.
Я предлагаю поиграть в игру «Верю -не верю». Я буду вам что- то рассказывать. Если вы считаете, что это верно, поднимайте значки со словом «да». Если считаете, что не верно, поднимайте значки со словом «нет».
- Все деревья на зиму сбрасывают листву.
- Зимой дни становятся длиннее, а ночи короче.
-Заяц меняет шубу два раза в год.
-Деревья зимой умирают.
-Медведь питается зимой мышами и зайцами.
-Ледоход бывает летом.
-зимой не бывает росы.
-Зимой птицы не выводят птенцов.
-Дятел и синица зимой улетают в теплые страны.
-Птицы улетают на юг, потому что им холодно.
-Заяц питается зимой травой.
-Когда лед тает, он превращается в снег.
-Лепить лучше из влажного снега.
Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы.
Физкультминутка.
Мы на лыжах в лес идем, Дети машут руками,словно
Мы взбираемся на холм работают лыжными палками.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер, Вращение туловищем вправо
Он деревья крутит, вертит и влево.
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет, Прыжки.
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок.
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
6 задание.
А сейчас произойдет чудо. Вы из детей превратитесь в деревья и окажетесь в зимнем заснеженном лесу. Покрутись, покрутись, и в зимнее дерево превратись. Расскажите, в какие деревья вы превратились? Расскажите, как вам живется в лесу зимой? Хорошо вам? Почему? А может быть кому-то плохо? Почему? (слайд № 4). Дети рассказывают, как влияют на жизнь деревьев снег, человек, птицы, ветер. Что чувствуют в этот момент деревья? Что чувствует дерево, когда к нему приближается дровосек, подкрадывается заяц, дует сильный ветер, идет снегопад? Хорошо это? Плохо?
7 задание.
Сейчас вам нужно придумать загадку о снеге. Расскажите, какой снег? (легкий, белый, холодный, пушистый). Что он может делать? (идти, таять). (слайд № 5,6). Посмотрите внимательно на картинку и составьте загадку о снеге. Варианты ответа детей:
Легкий, но не перышко
Белый, но не мел
Холодный, но не лед
Пушистый, но не белка
Тает, но не сахар
Идет, но не человек.
Молодцы. Вы справились со всеми заданиями. И у нас должна получится картинка о зиме. (дети собирают пазл)