Берёза Анна Валерьевна
Создание комплекса условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Духовно-нравственное воспитание в педагогике — это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Создание комплекса условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, своей малой Родине. И здесь педагогу нужно подавать малышу пример. Сердцем принимать эти нравственные нормы и следовать им в повседневной жизни. Слово не должно расходиться с делом. Дети это замечают, считывают и впитывают внутреннюю позицию взрослого, копируют его поведение. Духовно-нравственное воспитание осуществляется ежесекундно, на занятиях, праздниках, прогулках, в быту, в играх. При этом нравственные ценности должны не навязчиво передаваться детям и выстраиваться в их сознании в определенную ценностную шкалу. Ребенок должен сам понять, что хорошо, а что плохо, как поступать можно и нужно, а как нельзя. Педагог должен помочь ему в этом разобраться.
Аналитическая часть
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные этические представления и народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств.
Приобщая ребёнка к традициям народа, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачёва, мы растим его полноправным членом общества, потому что ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше этнокультурное наследие через включение в культуру и социальную активность.
Актуальность моей темы заключается в том, что в настоящее время дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, и мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по направлению приобщения детей к этнокультурному воспитанию в семье.
Исходя из данной проблемы, мной было определено основное направление профессиональной деятельности: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям с учетом этнокультурной ситуации развития детей и создание комплекса условий для поддержки инициативы и самостоятельности у дошкольников в разных видах деятельности, развития творческих способностей.
Для работы по данному направлению были поставлены следующие задачи:
1. Обеспечить эффективность образовательной деятельности, поддержку детской инициативы и самостоятельности через организацию развивающей предметно-пространственной среды и внедрение новых образовательных технологий, современных форм и методов работы с дошкольниками, направленных на повышение качества образовательного процесса.
2. Содействовать формированию активной педагогической позиции родителей через реализацию нетрадиционных форм сотрудничества и проектов социальной направленности.
Разработан и реализуется педагогический проект приобщения дошкольников к духовно-нравственным ценностям с учетом этнокультурной ситуации развития детей «Колоски на доброй почве». Определены цели, задачи, методы и формы работы, критерии оценки эффективности реализации проекта, сформулированы показатели духовно-нравственного развития дошкольников, разработан план мероприятий с детьми и родителями, включающий: цикл занятий «Уроки доброты», цикл занятий продуктивной деятельности, экскурсии, встречи с интересными людьми, проведение тематических вечеров, изготовление с детьми наглядных пособий, альбомов, реализация детско-родительских проектов «Пристань детства», «Генеалогическое древо и герб семьи», «В гости к бабушке на оладушки», «Край, в котором ты живёшь». В результате реализации проекта у воспитанников сформированы представления о нравственных ценностях, этических нормах, общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, подвиг, герой; воспитанники проявляют чувство гордости, познавательный интерес и уважение к важнейшим событиям истории России, героям России, культуре и традициями своей Родины. Результаты реализации проекта были представлены в виде методических рекомендаций для педагогов по использованию проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, которые используют в практической деятельности 19% педагогов ДОУ. Детско-родительские проекты «Генеалогическое древо и герб семьи», «В гости к бабушке на оладушки», «Край, в котором ты живёшь» получили одобрение среди родителей.
Я создала комплекс условий, направленный на развитие и поддержку инициативы и самостоятельности у дошкольников в разных видах деятельности, на развитие творческих способностей. В комплекс условий вошли развивающая предметно-пространственная среда, использование современных образовательных технологий.
В первую очередь создала условия для свободного выбора детьми вида и формы деятельности, участников совместной деятельности: все игровые материалы в центрах разместила в коробки, ящики и контейнеры с соответствующими зрительными маркерами и словесными обозначениями, что позволило детям легко находить нужные предметы и убирать их на место по окончанию игровой деятельности. Пополнила игровые центры предметами-заместителями, схемами и алгоритмами словесных диалогов, картотеками игровых действий, что позволило воспитанникам среднего дошкольного возраста осуществлять самостоятельное действие по знакомым образцам, правилам и алгоритмам, самостоятельно переносить действия в новые предметные условия и ситуации, старшим дошкольникам - в коллективной деятельности выступать в роли носителя образцов и нормативов, придумывать новые сюжеты знакомых игр, менять условия. По инициативе и запросу дошкольников создала условия для организации современных сюжетно-ролевых игр (турагентство, киностудия, банк, редакция, исследовательская лаборатория, служба спасения, сшила необходимые костюмы, вместе с воспитанниками подобрали атрибуты, персонажи для разыгрывания сюжетов. Обновление предметно-игровой среды стимулировало детей к созданию предметной обстановки «под замысел»; воспитанники научились комбинировать в процессе игры разные сюжетные эпизоды, самостоятельно выстраивать оригинальные сюжеты.
Обеспечивая качество образования в соответствии с ФГОС ДО, организовала образовательную среду с учетом STEM – подхода. Использовала модульную программу развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» Волосовец Т. В., Марковой В. А., Аверина С. А. Опиралась на принцип деятельностного подхода, как ключевой, в развитии интеллектуальных способностей воспитанников.
Для сенсорного развития, развития познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, формирования элементарных математических представлений и развития логических способностей использовала дидактическую систему Дары Фребеля, организованы дидактические и конструктивные игры, экспериментирование с деталями наборов, творческое конструирование и моделирование. Разработала комплекс мероприятий по познавательному и речевому развитию с применением игрового набора.
Реализуя содержание модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» для развития познавательной активности и инициативности у воспитанников организовала центр науки, в который вошли: мини-центр «Почемучка» с познавательной литературой по всем образовательным областям, энциклопедиями, атласами; мини-лаборатория с простейшими приборами и приспособлениями, материалами для исследования и экспериментирования, карточками-схемами для проведения опытов, листами наблюдений. В результате у воспитанников отмечается повышенный интерес к экспериментированию, самостоятельному познанию окружающего мира, активно развивается связная речь, пополняется словарный запас, развивается мелкая моторика.
Для развития у воспитанников творческой инициативы, конструктивно-технических умений, сенсорных и мыслительных способностей в групповом помещении создала LEGO центр, оснащенный конструкторами, многофункциональными предметами, мелкими игрушками, природным и бросовым материалом для изготовления игровых макетов для сюжетно-ролевых игр. Разработала сценарии групповой игровой деятельности, направленные на формирование навыков конструирования, дидактические материалы в виде схем, алгоритмов сборки различных моделей, рисунков и фотографий. Организовала конструктивные занятия, провела экскурсионные мероприятия по городу с целью знакомства с архитектурой города, памятниками, парковой культурой. Применяла эффективные методы формирования конструктивно-технических умений: ролевые игры с элементами конструирования, конструирование с последующим обыгрыванием, метод моделирования, работа по схеме, образцу, фото, метод коллективных и индивидуальных проектов (реализованы коллективные проекты «Зоопарк», «Моя улица», «Железнодорожный вокзал», «Театр кукол»; индивидуальные проекты детей «Машина будущего», «Детская площадка».
В группе организован центр интеллектуальных игр и головоломок, который наполнен созданными мною авторскими играми «Цветная гусеница», «Ладошки», ребусами, кроссвордами; обучающими пособиями: кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, игры «Чудо-крестики», «Чудо-соты» В. В. Воскобовича, головоломки «Кубик Рубика», «Змейки», «Цилиндры», «Лабиринты», «геоборд», с помощью которого воспитанники изучают площадь и периметр на практике.
Создала кейс словесных, дидактических и развивающих игр, схем для математического моделирования в самостоятельной деятельности детей, развивающие познавательные способности: умение мыслить, воспринимать и запоминать информацию. Разработала цикл занятий по развитию логического мышления, воображения, творческих способностей с использованием Танграма. Создала подборку занимательных задач, задач на смекалку, головоломок, ребусов, кроссвордов, в ходе решения которых дети учатся планировать свои действия, искать ответ, проявляя при этом творчество.
Применяла технологию интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты – игры» В. В. Воскобович.
Использовала технологию макетирования, совместно с детьми и родителями изготовлены игровые макеты: «Дорога», «Животные севера», «Динозавры», «Домашние животные и их детёныши».
В рамках реализации технологии «Музейная педагогика» О. В. Дыбиной в группе были организованы мини-музеи различной познавательной направленности: фотоаппаратов, телефонов, значков, открыток, календариков, предметов быта, что побудило детей к коллекционированию, развитию познавательного интереса к истории вещей.
Реализую технологию Н. А. Коротковой «Путешествие по реке времени», направленную на освоение детьми временных отношений, развитие целостного восприятия мира, логического мышления, расширение словарного запаса, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. В рамках данной технологии разработала серию занятий «Дом, где мы живем», «Профессии моих родителей», «Появление автомобиля», «История обуви».
Применение информационно-коммуникационных технологий явилось стимулом познавательной активности детей, позволило успешно решать познавательные и творческие задачи. Подобрана и использована картотека электронных презентаций различных видов, в том числе игровых, музыкальных, в форме викторин, загадок в соответствии с тематическим планированием рабочей программы. Совместно с воспитанниками созданы ролики об интересных делах детей в течение дня, о первых открытиях в природе. Родители оформляют ролики на темы «Веселые выходные», «Что узнали за лето», «Как мы помогали бабушке и дедушке» Что способствовало сближению членов семьи и ДОУ, развитию интереса у дошкольников друг к другу.
Учитывая индивидуальные особенности воспитанников, уделяю большое внимание социально-коммуникативному развитию детей. В педагогической практике активно применяла социоигровые технологии Букатова В. М., Шулешко Е. Е, Ершовой А. П. Эффективными методами данной технологии считаю: игры для рабочего настроя, игры-разминки, игры для творческого самоутверждения, игровые упражнения для положительного психологического настроя. Педагогический мониторинг показал снижение проявления агрессии среди воспитанников, развитие умений договариваться, прислушиваться к мнению взрослого и сверстников, аргументировать свое мнение.
Для решения задач речевого развития в центре речевой активности размещены созданные мною мнемотаблицы для рассказывания сказок, заучивания стихов и составления описательных рассказов; развивающие тематические альбомы с индивидуальными карточками – заданиями на развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса; пособия для развития речевого дыхания; оформлены картотеки с колыбельными, сказками на сон, со звуками природ; пальчиковые гимнастики; стихи для заучивания по темам. Для развития мелкой моторики создала и использовала методический кейс, в который вошли картотеки с малым мячом, карандашом, пальчиковые игры по основным темам календарно-тематического планирования.
Для установления партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, повышения уровня педагогических знаний и формирования практических навыков родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста разработала систему педагогических мероприятий: мастер-классы «Изготовление светоотражающего элемента», педагогическая гостиная «Готовимся к школе вместе», совместные тематические выставки детского творчества: «Дары осени», «Зимушка – зима», «Снеговик – почтовик». Вышеизложенное способствовало повышению заинтересованности родителей в воспитании и развитии детей, коммуникативной компетентности, удовлетворённость образовательными успехами детей возросла с 56% до 95%.
Созданные условия способствовали развитию положительной динамики результатов освоения воспитанниками среднего и старшего дошкольного возраста основной образовательной программы дошкольного образования по всем образовательным областям.
. Педагогический мониторинг показывает стабильный рост высокого уровня результатов освоения образовательной программы по всем образовательным областям.
По результатам мониторинга дети стали проявлять инициативу и творчество в разных видах деятельности, активность в отстаивании своей позиции, взаимодействовать на принципах сотрудничества, выстраивать диалог со сверстниками и взрослыми. Заключение.
Таким образом, анализ проведенной работы доказывает эффективность, результативность и продуктивность моей педагогической работы: у воспитанников наблюдается положительная динамика показателей в освоении образовательной программы, дети стали проявлять инициативу и творчество в разных видах деятельности, активность в отстаивании своей позиции, взаимодействовать на принципах сотрудничества, выстраивать диалог со сверстниками и взрослыми.
В целях совершенствования моей профессиональной педагогической деятельности запланирована работа:
- обобщить опыт работы по приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям с учетом этнокультурной ситуации развития детей и создание комплекса условий для поддержки инициативы и самостоятельности у дошкольников в разных видах деятельности, развития творческих способностей.