Елена Смурова
Развивающая предметно-пространственная среда и ее роль в речевом развитии детей ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно- пространственную среду. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среда должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Одним из важных условий при создании развивающей среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту-одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны каждому отдельному ребенку.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда и ее роль в речевом развитии детей ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Задачи построения речевой развивающей среды
* Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
* Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
* Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
* Обеспечение комфортного состояния ребенка и проявления речевых реакций;
* Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.
Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.
Речевая развивающая среда в младших группах.
* Создание игровых и практических ситуаций, стимулирующих разнообразные действия с предметами, игрушками, элементарное экспериментирование.
* Создание условий для самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книжек и др.
* Создание образовательных ситуаций, ситуаций общения.
В младшем дошкольном возрасте появляются попытки ребенка выступить инициатором общения, при этом, как правило, ребенок реализует потребность передать свои эмоции, впечатления, желания. На этом возрастном этапе задачей педагога является:
-создания условий для появления и развития экспрессивного мотива путем использования ярких звучащих игрушек, специальных приемов (сюрпризные моменты, игровые ситуации, обыгрывания игрового персонажа и т. д.). Наличие сильного, яркого, экспрессивного мотива способствует принятию ребенком трех лет цели речевой деятельности и активному вступлению в нее.
Речевая развивающая среда в средней группе.
Освоение связной монологической речи. В это время происходят изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества. В средней группе основное внимание воспитатель уделяет проявлению речевой инициативы и самостоятельности ребенка, как в процессе разговорного общения, так и в монологической речи.
Особенности организации литературного центра.
* Книги, способные удовлетворить разнообразие детских интересов: сказки, рассказы, сборники стихов, энциклопедии.
* Учет интересов девочек и мальчиков.
* Детские журналы.
* Тематические выставки.
* Создание библиотеки в группе.
Речевая развивающая среда старшей и подготовительной группе.
В Старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Материалы среды регулярно пополняются. В подготовительной к школе группы среда отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи.
Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с правильно организованной предметно-развивающей средой познавательное и речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.