Ирина Давлетчина
Методическая разработка на тему «Поклонимся великим тем годам» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие на тему :
«Поклонимся великим тем годам»
Цель: формировать представления о Великой Отечественной войне : воспитывать в детях дух патриотизма, чувство гордости за свой народ.
Задачи:
1. Пробуждать интерес к прошлому нашей страны.
2. Знакомить с событиями ВОВ, показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны.
3. Развивать у детей уважение к историческому прошлому своей страны; ветеранам ВОВ, отстоявшим мир в жестоких сражениях.
4. Уточнить знания детей о празднике – День Победы.
Публикация «Методическая разработка на тему „Поклонимся великим тем годам“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
5. Развивать восприятие произведений литературы и музыки. совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, просмотр кинохроники военных лет.
Чтение рассказов, заучивание стихов, пословиц о ВОВ.
Выставка рисунков «Я помню! Я горжусь!».
Изготовление поделок и макетов на военную тему.
Экскурсия в музей МОУ Ишеевского образовательного многопрофильного лицея им. Н. К. Джорджадзе.
Посещение музея текстильного комбината им. М. А. Гимова АОЗТ «Иштекс». Выход с детьми с концертной программой в клуб ветеранов «Боевое братство».
Посещение памятника погибшим ишеевцам в ВОВ 1941-1945 г.
Прослушивание и разучивание песен военных лет.
Оформление стены и ленты памяти с портретами ветеранов ВОВ.
Изготовление с детьми голубей и гвоздик из бумаги.
Ход
Воспитатель: Ребята, в мае мы будем отмечать памятный и значимый день для всего нашего народа и страны. Как вы думаете. что это праздник? (9 мая - День Победы)
- Сколько дней осталось до Дня Победы? (Ответы)
Ребята, вот уже 70 лет прошло с тех пор, как закончилась ВОВ, но каждый год снова и снова мы вспоминаем тех, кто защищал нашу свободу и нашу Родину.
- А что такое Родина для вас? (Для меня Родина - это мой дом. А для меня - моя семья. Это мои родные и близкие. Это мирное небо над головой и т. д.)
Дети читают по одной строке стихотворения.
- Слышишь песенку ручья?
- Слышишь голос соловья?
- Это Родина моя!
- Школа, где твои друзья,
- Это Родина моя!
- Руки матери моей
- Шум ветвей и звон дождей
- И в саду смородина - это тоже Родина!
Воспитатель. Родина это место, где мы родились и где живут наши родные.
- Ребята, а вы знаете пословицы о Родине?
«Жить – Родине служить»
«Родина – мать, умей за нее постоять»
«Для Родины своей ни сил,ни жизни не жалей»
«Береги землю родимую,как мать родную»
«За край родной насмерть стой»
«За правое дело –стой смело»
«Тот герой, кто за родину горой»
- Молодцы, ребята, много пословиц о Родине знаете.
Воспитатель: Ребята, давайте представим мирное, предвоенное время.
- Как вы думаете, как жили люди до войны? (ответы детей)
Правильно, шла мирная жизнь: дети ходили в детский сад, в школу, родители мирно работали, отдыхали и радовались жизни.
- Ребята, а вы знаете, когда началась ВОВ? (ответы детей).
- А сейчас, ребята, мы полистаем страницы военных лет (дети садятся на стульчики и просматривают слайды). Во время просмотра идет рассказ воспитателя.
22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут, когда все города и села спали, враг неожиданно вероломно без объявления войны, напал на нашу страну.
Фашистские самолеты бомбили города, аэродромы железнодорожные станции, бомбы сыпались на жилые дома, школы, детские сады, больницы. Враг не щадил ни кого, всех убивал на своем пути.
Ребята скажите сколько длилась кровопролитная война (Ответы детей)
-Зачем немецкие войска захватили страну ( ответы детей: хотели захватить нашу страну, подчинить и поработить русских, захватить наши земли и природные богатства и т. д.)
Воспитатель:В годы войны появилась песня-призыв «Вставай страна огромная»
- К чему призывают слова песни «Вставай страна огромная»? (Ответы детей).
Эта русская народная песня стала гимном ВОВ. Повсюду были развешаны плакаты «Родина мать зовет».
- Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Каждый день увозили бойцов на фронт. Родные и близкие провожали их со слезами на глазах, но с верою в победу. Ваши родители, бабушки или дедушки рассказывали, о том, как ваши прапрадеды героически сражались на войне, защищая свою Родин, своих близких.
- Ребята, кто хочет рассказать о своих прапрадедах? (на магнитной доске расположены портреты прапрадедов, каждый ребенок рассказывал биографию своего прапрадедушки или прапрабабушки).
- Из рассказа Егора о своём прадедушке, мы узнали, что в своих письмах домой он писал слова из песни в «Землянке» .
Исполнение песни сопровождается рассказом воспитателя: Стихотворение в «Землянке» было написано Алексеем Сурковым - фронтовым корреспондентом в ноябре 1941 г, а в феврале 1942 г. Константин Листов написал к нему музыку. Так и родилась эта песня. Солдаты её пели на фронте, строки песни писали в письмах своим близким.
- Предлагаю, ребята, спеть куплет песни «Вьется в тесной печурке огонь».
Воспитатель: Ребята, на фронте сражались не только мужчины, но и молодые девушки.
- Как вы думаете. кем были женщины на войне? ( Ответы детей: санитарками, снайперами, врачами, солдатками, летчицами и т. д.).
Физкультминутка «Солдат»
На одной ноге постой-ка, стойка на правой ноге
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой, стойка на левой ноге
Если ты солдатик смелый.
Раз, два – дружно в ногу. ходьба на месте
Три, четыре – тверже шаг.
- Ребята, в промежутках между боями, когда затихали пулемёты, не рвались снаряды, солдатам удавалось немного отдохнуть.
- Как вы думаете. как отдыхали солдаты? ( ответы детей: писали письма родным, пели песни, танцевали, смотрели кинофильмы и т. д.).
Ребята, несмотря на то, что шла война и было не до веселья, солдаты все же пели военные песни и танцевали под звуки русской гармошки, поднимая тем самым боевой дух и веру в победу
- Ребята, предлагаю и вам потанцевать.
(Дети исполняют парный танец под песню «Елизавета»).
- Ребята. Немалую роль на войне в битве с врагом сыграла военная техника.
- Что это за техника? Назовите её? (ответы детей).
Воспитатель предлагает детям разделиться на три группы и подойти к столам.
Задание. Каждая группа должна собрать из пазл технику по образцу, назвать её и определить вид войск ( дети собирают технику из пазл: боевой самолет – это воздушный вид войск, Катюша - сухопутный вид военной техники, военно – морской флот и т. д.).
- Ребята, много горя и страдания принесла война людям. В этой страшной войне погибли более 20 миллионов людей. Предлагаю почтить память погибших воинов минутой молчания.
Воспитатель. Предлагаю сделать круг и поиграть в игру «Война –мир».
Вы должны подобрать слова к слову «война» и сделаеть шаг внутрь круга.
- Я начну: война - это страдания… ( ответы детей: это боль, голод, холод, раны, кровь, взрывы, огонь и т. д.)
- Какой у нас получился круг? (маленький, т. к. мы не хотим войны).
- А сейчас подберем слова к слову мир и сделаем шаг из круга.
- Я начну: мир – это свобода… ( Дети продолжают: радость, дом, семья, голубое небо, шум ветра, шелест листьев, ясное солнце и т. д.)
- Ребята, а сейчас какой у нас получился круг? (Большой, потому что мы хотим мира на всей планете).
Вывод: мы не хотим войны, нам нравится мирное небо над головой.
Воспитатель. Ребята, хочу предложить вам секретное задание. Представьте, что вы разведчики.
- Кто такие разведчики? (Ответы детей).
Задание: разделитесь на две группы, каждой группе надо расшифровать схему на карте.
Задание для 1 группы: ребята, вам нужно чёрным фломастером соединить по порядку чётные цифры, а красным фломастером соединить по порядку нечётные цифры).
Задание для 2 группы: разведчики, а вы соедините цифры от 1 до 10 красным цветом, а с 11 до 20 зеленым цветом)
- Что получилось у каждой группы? (1 группа - вечный огонь – символ памяти павшим солдатам, 2 группа - гвоздика – цветок солдата победителя)
Воспитатель: Молодцы, ребята, с заданием справились.
А сейчас расскажите стихи.
- Труден был путь к победе
Жесток был смертельный бой
Но просчитались фашисты
Не сломлен народ войной!
- Переборов все трудности и беды
И разгромив в боях жестокого врага
Мы обрели великий День Победы!
И эта дата всем нам дорога
- На площадях и улицах Столицы
Всех городов, сёл и деревень
Сияют счастьем радостные лица
Да будет свят Победы нашей День!
- Ребята, скажите когда закончилась война? (ответы детей)
- Что за праздник отмечает наш народ 9 мая? (День Победы)
- Ребята, ежегодно 9 мая устраивают парад в честь Великой Победы.
- Что особенного бывает в этот день? Отгадайте загадку.
Вдруг из тёмной темноты
В небе выросли цветы, а на них то голубые
Пунцовые, золотые распускаются цветы
Небывалой красоты!
И все улицы под ними, тоже стали голубыми
Пунцовыми, золотыми.
- Что это? (Салют)
Воспитатель: правильно, это праздничный салют для всех людей, кто участвовал в ВОВ, кто погиб и кто вернулся живым. Ко Дню Победы все улицы, площади, здания украшают плакатами и флагами.
Я предлагаю вам изготовить, плакат, посвящённый 70-летию Великой победы и разместить его в фойе детского сада.
( Дети изготавливают плакат: из цветной бумаги делают гвоздики. приклеивают голубей, рамку и георгиевскую ленту).
Воспитатель: А сейчас, ребята, я хотела бы услышать ваши впечатления о сегодняшнем мероприятии. Что вам особенно запомнилось, что понравилось? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы прошли с вами нелёгкий, скорбный путь по событиям давно минувших лет, вспоминали годы Великой отечественной войны, тяжёлое военное время, вспоминали ваших прапрадедов, которые воевали в этой страшной войне.
- Ребята, меня очень радует и трогает то, что вы помните о своих прадедушках и прабабушках, храните память о них в ваших сердцах.
Мы помним! Мы гордимся! Нашими защитниками.
(Детям дарим гильзы).
- Мир – это главное слово на свете!
Мир очень нужен нашей планете!
Мир нужен взрослым!
Мир нужен детям!
Мы скажем снова «Нет войне!»
И повторим мы это слово
Пусть мирно будет на земле,
Пусть будет мир всему основой.
В заключении дети поют песню «Солнечный круг».