Держак Наталья
Музыкальная сказка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему :"Музыкальная сказка в детском саду" (из опыта работы)
Восприятие музыки представляет собой сложную психическую деятельность, в которой соединяются интеллектуальные, познавательные и эмоциональные моменты [3, с. 28]. Педагоги, психологи, физиологи, музыканты, занимавшиеся изучением музыкального восприятия (Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, Д. Б. Кабалевский, А. В. Кенеман Е. В. Назайкинский, О. П. Радынова, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон и другие, считали его деятельностью, связанной с глубокими внутренними переживаниями. В настоящее время установлено, что психологические процессы, задействованные в музыкальном восприятии, включают в себя весь спектр сознания – от простейших ощущений до сложнейших операций музыкального мышления : памяти, внимания, эмоциональных переживаний, апперцепции и синестезии. Б. Асафьев отмечал: «В сознании слушателей…не размешены целиком музыкальные произведения., а отлагается сложный, очень изменчивый комплекс музыкальных представлений, в который входят и разнообразные «фрагменты» музыки, но который, в сущности, составляет «устный музыкально - интонационный словарь» [2, с. 357]. Восприятие музыки детьми младшего дошкольного возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Становясь старше, они приобретают личный запас ассоциаций и образов - тезаурус. По словам Е. В. Назайкинского: «Формирование возможно более полного первоначального тезауруса, опирающегося на речь, пение, танец, игры, синтетические виды искусства - есть одна из задач дошкольного воспитания. Оно является фундаментом для развития тонкого художественного восприятия музыки, которое хотя и начинает уже зарождаться в раннем детстве, но в основном складывается позднее» [5, с. 359]. Музыкальное восприятие лежит в основе индивидуальной музыкальной культуры, воздействуя на формирование личности в целом, что является ядром педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. Музыкальная культура предоставляет богатейший материал для взаимодействия с художественным словом. Чтобы понять сказку, первое литературное произведение, с которым соприкасается маленький ребенок, по праву считающуюся кладезем культурного наследия народа, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужна фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии, поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку [7, с. 52]. Союз этих двух искусств рождает музыкальную сказку.
Публикация «Музыкальная сказка в детском саду» размещена в разделах
Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание, которое усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Современные исследования доказывают важную роль музыкальных сказок для формирования личности ребенка дошкольного возраста. Симоновой Т. Н. считает, что музыкальные сказки развивают творческие и музыкальные способности, фантазию и воображение детей [6, с. 15]. Являясь важным средством умственного и эстетического развития детей, под неустанным вниманием и контролем со стороны воспитателей и родителей, музыкальные сказки и игры, по мнению Е. Н. Авдей, являются средством эмоционального развития и эстетического воспитания ребенка [1, с. 253]. В нашем детском саду широко используется возможности музыкальных сказок.
Цели и задачи сказочных разработок многогранны: от социализации личности и основ безопасности жизнедеятельности дошкольника до формирования у детей нравственных представлений, воспитания любви к близким людям, трудолюбия, аккуратности, развития коммуникации в детской среде, популяризации русского народного творчества. Сюжеты заимствуются их русского фольклора, произведений западноевропейских сказочников и известных детских писателей. По своему содержанию наши музыкальные сказки традиционны : волшебные, о животных и бытовые. Важное звеном является музыка и ее восприятие дошкольниками. Она оттеняет, задаёт характер героям и каждой мизансцене, подчёркивает их настроение и харизму. Музыкальным сопровождением сказочных персонажей становятся песни из любимых мультфильмов, отрывки из произведений современных композиторов, детские песни, народные мотивы и традиционная классика. Поскольку объем внимания дошкольников невелик - они могут слушать музыку в течение небольшого времени (1-2- минуты,лучше отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты. Специальные шумовые эффекты (звуки природы, города, звук шагов, крики животных, выстрелы, скрип дверей, городской шум и прочее) добавляют уникальности сказочной канве и не оставляют равнодушным ни одного ребенка.
Любимые герои, с которыми встречаются дети во время музыкальной сказки, переносят их в совершенно особый, увлекательный мир, где ребятам бывает трудно оставаться в роли зрителей, им хочется активно действовать. Поэтому в каждый сказочный сценарий обязательно включаются игры для развития речи и мышления у ребят дошкольного возраста. С этой целью используются задания: «Послушай - отгадай!», «Посмотри и сосчитай», «Доскажи словечко», «Я начну - а ты закончишь», «Хорошо ли, плохо ли», «Это - я, это - все мои друзья», «Правильно - не правильно». Они активизируют словарный запас ребенка, расширяют его кругозор, способствуют совершенствованию слухового и зрительного внимания, развитию фантазии и воображения. Речевая активность является одним из основных условий своевременного развития речи ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения [4, с. 11]. Источниками таких игр для музыкальных сказок служат загадки, рифмованные задачки, известные ребятам пословицы, поговорки, стихи А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, а так же различные тематические вопросы.
Музыкальные сказки целесообразно рассчитывать на 25- 30 минут. Чтобы дети не уставали находиться в статичной позе, хорошо добавлять в сценарий своеобразные флешмобы, которые служат для закрепления танцевальных движений у дошкольников, развивают у ребят чувство ритма, координацию. Для активизации внимания и развития мелкой моторики руки для малышей запланируйте один-два комплекса пальчиковой гимнастики. Эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия музыкальной сказки, обязательно должны найти выход и получить развитие, предопределяемое педагогическим процессом. Для этого после прослушивания произведения продумывается закрепляющая беседа. Дошкольнику часто бывает непросто облечь свои чувства в слова или просто пересказать сюжет. Поэтому наводящие вопросы бывают как раз кстати. Нужно помочь ребятам перечислить действующих лиц, вспомнить завязку и кульминацию. С детьми постарше желательно поговорить о причинно-следственных связях, о нравственной стороне сказочной истории. Музыкальная сказка может долго жить в детском мире в виде различных игр и драматизаций, художественной деятельности и детском музыкальном творчестве, благотворно участвуя в процессе гармоничного развития личности ребенка.
Развитие в нашем дошкольном учреждении ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) внесло свои коррективы в процесс создания музыкальных сказок. Современное программное обеспечение позволяет нам записывать музыку и художественный текст от лица героев сюжета в аудиоредакторе, работать со стереоэффетами, миксовать, редактировать аудиотреки - выполнять сведение, мастеринг звука и оформлять музыкальную сказку в цифровом формате.
Главная цель педагогов дошкольного образования - найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности. Одним из средств развития субъективной позиции ребенка в деятельности становятся занятия по интересам, интегрирующая художественно - эстетическая деятельность, предполагающая объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора, строящаяся по законам сотрудничества и сотворчества [4, с. 15]. В нашем дошкольном учреждении с этой целью используется озвучивание воспитанниками персонажей музыкальных сказок. Результат этого непростого творческого процесса, подразумевающего кропотливую работу над дикцией и артикуляцией, постижение детьми азов актерского мастерства, производит на наших слушателей глубокое впечатление, а маленьким артистам неизменно повышает самооценку.
Таким образом, использование музыкальных сказок в детском саду открывает широкие возможности для решения задач педагогического процесса и формирования личности дошкольника в целом. Музыкальные сказки, записанные в цифровом формате удобно редактировать, хранить в медиатеке дошкольного учреждения, использовать на праздничных утренниках, развлечениях и вечерних досугах. Включение в сюжетные линии интеллектуальных игр, пальчиковой гимнастики и танцевальных импровизаций позволяет повысить объем, устойчивость и концентрацию внимания у детей. Музыкальные сказки, в том числе озвученные воспитанниками, могут стать прекрасным аудиоматериалом для кукольных спектаклей в детском саду. А так же памятным подарком для родных и близких в семейном кругу дошкольников.
Список литературы
1. Авдей Е. Н. Роль музыкальных сказок и игр в эмоциональном развитии дошкольников: Сб. ст. : Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика // По материалам III Международной научно-практической конференции/ под редакцией А. И. Улзытуевой. Издательство: Забайкальский государственный университет (Чита, 2015.- С. 250-253. URL :https://elibrary.ru/download/elibrary_23387463_65300729.pdf ( Дата обращения: 28.10.2018)
2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Л. : Музыка, 1971.-Кн. 2.-376 с.
3. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. А. Н. Зимина. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
4. Зырянова С. М. Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6–7 лет // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № Т 17. с. 11–15. URL : https://ekoncept.ru/2015/75232.htm. ( Дата обращения: 18.10.2018)
5. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. – М. : Музыка, 1972.- 384 с.
6. Симонова Т. В. Музыкальная сказка как средство развития творческого потенциала дошкольника// Педагогический опыт: теория, методика, практика, 2015.- № 2.- С. 232-235. URL :https://elibrary.ru/download/elibrary_24039274_18704965.pdf ( Дата обращения:28.10.2018)
7. Тристень К. С. Формирование нравственного здоровья детей средствами литературно-музыкальных мероприятий : практ. пособие для студентов пед. специальностей / К. С. Тристень, Е. Н. Авдей. – Барановичи: РИО БарГУ, 2012.-120 с.