Елена Воловикова
Методическая разработка «Модели организации работы в ДОУ по формированию основ финансовой грамотности и воспитания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Модели организации работы в ДОУ по формированию основ финансовой грамотности и экономического воспитания детей»
Совместная образовательная деятельность. Старший дошкольный возраст
Месяц Презентации (наглядный материал) Дидактические игры Занятие Рабочие листы (итог, результат, закрепление) Сюжетно ролевые игры
Публикация «Методическая разработка „Модели организации работы в ДОУ по формированию основ финансовой грамотности и воспитания детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Тема: «Деньги»
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «банковская карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
Сентябрь «История возникновения денег». Закрепить знания детей о возникновении денег.
Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор.
Формировать умение работать в команде. «Бартер».
Вспомнить сказки, в которых производился обмен товарами;
- продолжать
развивать представления детей о деньгах, товарах;
- воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность;
- закрепить понятие «бартер» на практике.
«Поезд монет и купюр».
Учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр.
«Азбука денег».
Познакомить детей с возникновением денег, развивать воображение детей, учить их думать, развивать творческие способности. - посмотри на картинки и ответь на вопросы;
-сколько денег не хватает;
-реши задачи;
-какие монеты нужно взять чтоб купить мороженое; «Размен».
Научить детей считать деньги.
«Дорого - дешево»
Познакомить детей с понятиями
«дороже, дешевле».
Тема: «Труд»
Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода. Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность». Продолжать формировать элементарные представления почему взрослые работают, о различных профессиях, специальностях.
Октябрь «Зачем человек трудится». -закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»;
-продолжать формировать элементарные представления о различных
профессиях, специальностях.
«Угадай профессию по движениям».
-расширить представления детей о разных профессиях. -развивать логическое мышление, память, внимание, речь, воображение. -воспитывать творческую самостоятельность;
«Мы ребята, деловые»
-способствовать формированию экономического образа мышления.
-формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансовой грамотности учащихся.
«Деньги и их значение»
-продолжать знакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег
-продолжать формировать у детей представление о понятиях ««покупка», «дорого», «дешево», учить соотносить стоимость товара и имеющуюся сумму, возможности и желания в условиях игровой ситуации.
-воспитывать уважение к труду, как источнику получения денежных средств.
-нарисуй 6 предметов, которые нужны, чтобы выжить на необитаемом острове.
-найди как можно больше различий на двух рисунках и раскрась их. «Открываем супермаркет»
-развивать интерес и уважение к профессиям торговли
- развивать диалогическую речь
-воспитывать вежливое, доброжелательное отношение к окружающим людям и друг другу.
«Сбербанк»
-систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний;
- способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и выполнения игровых действий.
Тема: «Бюджет».
Цель: раскрыть сущность понятий экономия, семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).
Ноябрь «Бюджет семьи»
Закрепить представления детей об экономических понятиях: семейный бюджет, доход и расход, потребность;
-познакомить с экономическим понятием: потребность – «Хочу» и «Надо». «Что важнее?» Закреплять умение ориентироваться в
понятиях «предметы роскоши» и «жизненно
необходимые предметы»; учить дифференцировать
предметы по степени их значимости, делая
логические выводы.
«Хочу и надо»
Познакомить детей с многообразием
потребностей и ограниченными возможностями.
Научить определять разницу между «хочу» и «надо». «Кошелёк и его друзья»
Закрепить понимание того, что у каждой семьи есть свой семейный бюджет (доход и расход, а также сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги, банковские операции.
Развивать умения соотносить свои желания и возможности. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей -где можно сохранить и приумножить свои сбережения;
- выбери правильный ответ;
-обведи в круг, из какого аппарата выдается нам зарплата?
«Семейный бюджет» Познакомить воспитанников с семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств, научить рассчитывать свои доходы и расходы на месяц. Развивать познавательные способности воспитанников на основе упражнений; развивать способность сравнивать и анализировать.
Тема: «Экономика в сказках»
Цель: изучить возможности сказки в формировании экономических представлений у дошкольников. Сформировать представление на примере сказок о жадности, щедрости и трудолюбии.
Декабрь «Сказки читаем, финансы изучаем»
-проанализировать сказки, в которых герои совершают финансовые ошибки. Сформулировать уроки финансовой грамотности для школьников. Провести социологический опрос на знание финансовой грамотности. «Что? Где? Почём?»
Продолжить обучение детей экономному использованию материала. Закрепить знания о профессиях. Закрепить понятия бюджет, заработная плата, реклама, рекламист.
«Деньги любят счет»
Продолжать знакомить с рыночными терминами, употребляемыми в экономике. Развивать логические мышление, любознательность, творческий поиск.
«Сказки как средство экономического воспитания»
развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас, развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение. -в какой сказке жадность оставила медвежат без обеда? Нарисуй эту сказку.
- герой какой сказки закопал 5 золотых монет на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы вырастить золотое дерево?
-обведите в круг, что нашла Муха, когда пошла по полю в сказке «Муха-Цехотуха»? «Лесное кафе»
Создать у детей хорошее настроение, развивать у детей коммуникативные качества, умение взаимодействовать со своими сверстниками и взрослыми.
«Почта»
Расширение и закрепление знаний детей о разных формах почтовой связи : почта, телеграф, телефон.
Тема: «Профессии»
Цель: формирование у дошкольников целостных представлений о различных профессиях и их особенностях. продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.
Январь «В мире профессий»
-пробуждать у детей любознательность и интерес к деятельности взрослых.
-расширять знания детей о многообразии профессий, об их трудовых процессах, предметах и орудиях труда (более конкретно познакомить с работой врача, повара, полицейского, строителя, парикмахера и т. д.).
«Оденем куклу на работу»
-учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.
«Кто, чем занимается»
-закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.
-учить детей соотносить действия людей с их профессией. «Все профессии важны, все профессии нужны»
-расширить представление детей о разнообразии профессий,
конкретных трудовых действиях.
-формировать
обобщенное понятие «профессия», обогащать
активный словарь.
-воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение
к труду взрослых.
-раскраски с заданиями
-подбери специальный транспорт и профессию
-обведи по клеточкам, и ты узнаешь кто здесь работает. «Путешествие по стране мастеров».
-продолжать знакомить детей с профессиями взрослых через игровую деятельность.
-повышать мотивационный интерес к профессиям через игру.
-соотносить инструменты к соответствующим профессиям. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.
Тема: «Реклама»
Цель: дать представление о назначении рекламы, кто её придумывает – рекламщики, пиар агенты, пиар компании.
Февраль "Реклама и ее виды"
-дать представление о рекламе и её назначении
-развивать умение отличать собственные потребности от тех, которые навязывает реклама.
-развивать положительное отношение к рекламе.
-познакомить с разнообразными видами рекламы, что такое реклама, назначение рекламы, виды рекламы, кто производит рекламу.
«Современный город»
-закрепить представления детей об истории возникновения рекламы
-показать каким образом люди раньше узнавали о различных видах товара
«Чья реклама лучше»
-учить детей создавать рекламу для любого продукта.
-подводить к правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнёра.
«Реклама: желания и возможности»
-формирование у
детей представления о рекламе.
-учить детей правильно воспринимать рекламу, поощрять у них объективное отношение к рекламе.
-воспитывать разумные потребности.
-развивать умение рассуждать, образное мышление. -помоги доктору выбрать правильные инструменты для лечения
-проведи линии (кто? Что? Изготавливает)
-выбери подарки для Маши и Миши «Рекламное Агентство»
-формирование экономических представлений детей, предпосылок экономического мышления;
-формирование предпосылок поисковой деятельности.
«Телевидение»
-развивать умение получать необходимую информацию в общении, умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
-совершенствовать коммуникативные способности, расширять словарный запас детей.
-развивать фантазию и воображение, диалогическую и монологическую речь. -знакомить детей с профессиями людей, работающих на телевидении.
Тема: «Потребности»
Цель: формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний. Закрепить понятия "потребности", «семейный бюджет", учить уважать людей, которые трудятся. Сформировать представление о богатстве и бедности.
Март «Потребности и возможности»
- развивать познавательный интерес.
-развивать умение рассуждать, делать выводы. «Кому что нужно?»
-формировать представление о разнообразии потребности
-формировать у детей разумные потребности.
Игра «Заветные желания»
-способствовать формированию у детей первоначальных представлений о потребностях.
-объяснить детям, что не всегда желания совпадают с возможностями. «Приключения Умника и торопыжки»
-формирование у детей первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.
-закрепить названия основных потребностей и что к ним относится.
-уточнить от чего зависят потребности человека. - найди лишний предмет
- один-много
- найди правильную тень «Фермер»
-научить детей согласовывать свой игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры.
-побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.
«Первобытные люди»
-сформировать представление о том, чем люди пользовались раньше и то, что необходимо сегодня современному человеку.
Тема: «Бережливость»
Цель: формировать умение экономно и рационально тратить деньги. Воспитывать бережное отношению к приобретённым товарам.
Апрель Сохранить и приумножить
- формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность)
- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления
- выделять слова и действия, относящиеся к экономике
«Груша-яблоко»
-научить считать деньги и ресурсы
-развивать у детей умение принимать правильные решения
«Запланированная покупка»
-сформировать у детей понятие «список покупок»
-учить детей следовать запланированному «списку покупок».
-продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.
«Во саду ли, в огороде»
-продолжать формировать представления о труде
-закреплять и уточнять знания о хранении и приумножении чего-либо на примере овощей и фруктов.
-раскрась домик из сказки три поросенка, который самый надежный и крепкий
-обведи в кружок материал, из которого сделан надежный и крепкий домик
-помоги каждому поросенку найти свой домик
«Семья»
-побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.
-совершенствова-ние умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
-формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.)
Тема: «Копилка»
Цель: научить детей правильному отношению к деньгам, способам накопления и использования.
Май «Копейка рубль бережет»
-создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей
-научить понимать и ценить окружающий предметный мир
-формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. «Нужные покупки»
-закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
-продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
-закреплять понятие «потребность» и «полезность».
«Дорого – дешево».
-познакомить с понятиями «дороже/дешевле».
-дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.
-учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно.
-закреплять умение классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие).
Закрепить умение находить товары дешевле (дороже). «Что? Где? Почем?»
-развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой
-воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
-какой предмет лишний
-положи в корзинку предметы, которые можно использовать при покупке товара
-разложи предметы в одной части которые необходимы, а в другой желаемые
«Аукцион»
-закреплять знания детей о таких формах продажи товара, как магазин, рынок, ярмарка
-знакомить с особенностями продажи товара на аукционе
упражнять в постепенном увеличении первоначальной цены товара
-развивать навыки счёта, внимание, мышление, речь
-воспитывать интерес к играм с экономическим содержанием.
«Ярмарка»
-учить детей давать оценку изготовленным изделиям
-объективно оценивать работу товарищей и свою
-дать представление как можно увеличить доход банка за счет успешно проданных товаров
-воспитывать эстетическое восприятие, умение видеть и ценить красивое