СВЕТЛАНА СОЛДАТКИНА
Методическая разработка мастер-класса по изготовлению поделки в технике модульного оригами «Игрушка-антистресс»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В последнее время все популярнее становятся антистресс-игрушки. Они забавно выглядят, просты в использовании и очень эффективны при депрессии. Их создание – работа кропотливая и длительная. При создании учитываются психологические и физиологические особенности организма человека. Особое внимание уделяется форме, цвету, тактильным и визуальным ощущениям. Игрушка-антистресс должна представлять собой совершенный механизм, неосознанно действующей на наше внутреннее состояние и постепенно приводящей его в норму.
Антистрессовые игрушки бывают мягкими и твердыми, выполненными из дерева, пластика, металла и даже бумаги.
Публикация «Методическая разработка мастер-класса по изготовлению поделки в технике модульного оригами „Игрушка-антистресс“» размещена в разделах
Самые популярные антистрессовые игрушки :
• Кинетический песок – это песок, состоящий из 98 % кварцевого песка и 2% силиконовой добавки Е900. Разработан инновационный материал учёными из Швеции для детей от трёх лет и старше (3+). Используется для создания фигурок любой формы (куличики, замки, башни).
• Слайм (лизун) – это игрушка из вязкого и желеобразного материала со свойствами неньютоновской жидкости. Создателем является Джон Райт, который во время второй мировой войны искал замену каучуку, а в результате получил уникальную игрушку. Первый смайл зелёного цвета был произведён американской компанией Mattel в 1976 году и продавался в бочонке из пластика.
• Книга-раскраска – это полиграфическое издание, с напечатанными на каждой странице контурными изображениями для раскрашивания карандашами, фломастерами, красками. Первое подобное издание появилось в 1879 г. в США. Книги такого плана давно считаются самыми эффективным способом избавиться от некомфортного душевного состояния, раскраски стали частью арт-терапии и многие люди находят успокоение именно в рисунке.
• Оригами – это декаротивно-прикладное искусство, увлекательное занятие складывания фигурок из бумаги. Древнее искусство уходит своими корнями в Китай, где был изобретён материал. Занятия этим удивительным творчеством улучшает настроение, и уменьшить уровень стресса.
• Спиннер – это развлекательная игрушка способная вращаться. В центральной её части находится металлический (керамический) подшипник, по направлению радиуса расположены несколько лопастей. Небольшого размера вертушка, которую вращают в руке, представлялась, как терапевтическая игрушка для лечения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, тревожностью и аутизмом. Но эксперты разделились в оценках пользы спиннера. Одни считают, что это лишь пиар ход, и особо на здоровье игрушка не влияет. Другие уверены в целесообразности её использования для снятия стресса и повышения концентрации.
• Fidget Cube — это механическое устройство в виде небольшого кубика, на каждой стороне которого расположены различные штучки в виде рычажков, вращающихся дисков, джойстиков, кнопок, переключателей, шариков, колесиков. Данное устройство помогает людям успокаиваться и концентрироваться на решении какой-либо задачи. Например, всемирно известный Кубик Рубика изобретённый в 1974 году венгерским преподавателем Эрнё Рубиком. Куб имеет 54 разноцветные внешние грани, внутри него помещён цилиндрический механизм, за счёт которого все кубики могут вращаться. Задача игрока заключается в том, чтобы поворачивая грани куба, вернуть его в первоначальное состояние, когда каждая из граней состоит из квадратов одного цвета.
• «Мокуру» – деревянная игрушка в виде цилиндрического бочонка с прорезиненными наконечниками, очень похожая на неваляшку.
• «FUNNY BUBBLES» (мячик-антистресс) – это силиконовая форма, заключенная в сетку. При сжатии мяча, части силикона выходят через сеточные ячейки и общая форма видоизменяется. Эти «мялки» очень нравяться и детям, и взрослым, помогут справиться с приступами злости или раздражения.
• Ручки-антистресс – это конструктор из 13-и цилиндрических и 12-и шарообразных магнитных деталей, соединённых между собой в форме пишущего устройства. Антиручка разбирается и собирается. Есть мнение, что она не так безобидна как кажется. Наличие мелких деталей несёт некую опасность для здоровья ребёнка.
• Змейка-тангл – это цепочка из 12-и звеньев, соединённых между собой так, что каждый сектор может самостоятельно вращаться. Изобрёл Тангл американский скульптор, который изучая философию Востока, открыл для себя понятие «Вечного узла Будды». Игрушки на рынке с 1981 г. и до сих пор пользуется огромной популярностью среди детей и взрослых. Некоторые уверены, что данная модель успокаивает нервную систему и возможно даже помогает бороться с некоторыми вредными привычками.
• Фингерборд – это миниатюрная модель скейтборда, предназначенная для катания пальцами, а также выполнения различных трюков. Существует история о том, как скейтер Эшер из-за плохой погоды вынужден был остаться дома. Недолго думая, он смастерил из подручных материалов подобие спортивного снаряда, и катался на нём, выписывая те же трюки, что и на настоящем, только используя два пальца.
• Фингербайк – это миниатюрная копия велосипеда, на котором также можно совершать различные акробатические этюды.
• Мягкая игрушка – это целый диапазон воспитательных и психологических мировоззрений. Она создать особенную, доверительную атмосферу восприятия у ребёнка. Плюшевые герои формирует у девочек и мальчиков тёплые и нежные чувства, наполняют их жизнь разными красками и впечатлениями, создают эффект защищённости и присутствия. Игрушки такого плана способствуют профилактике бессонницы и неврозов у детей с повышенной возбудимостью.
• Сквиши – это супер мягкие антистресс-игрушки в японском стиле для детей и взрослых. Изделия сделаны из материала (резина, полиуретан, полиэстер, силикон, которому свойственно восстанавливаться после сжатия. В качестве наполнителя выступают пластиковые шарики. Сквиши могут быть разного вида (животные, еда, предметы). Игрушки предназначены для снятия стресса и получения удовольствия при игре с ними. Но есть данные, что они опасны для здоровья детей, так как могут содержать вредные вещества.
• Магнитные шарики (неокуб) представляю собой головоломку, которую можно решать несколькими комбинациями. При помощи шариков получатся десятки разных фигур, всё зависит только от вашего воображения и фантазии. Данная игрушка популярна во всем мире
• Подушки-антистресс – это текстильные изделия ярких цветов, имеющие привычные или необычные формы, с забавными иллюстрациями, вызывающие исключительно положительные эмоции. Ребята могут играть с ними, спать на них. Подушки могут быть с разными наполнителями, в качестве, которых выступают искусственный вспененный материал – полистирол и материал, который при сжатии возвращается к своей первоначальной форме. Такие подушки помогают владельцу расслабиться, унять стресс, обрести спокойствие, погрузиться в полноценный сон.
• Handgum, Silly Putty «Ручная жвачка» – это ароматная масса, своеобразный пластилин, который не прилипает к рукам, не пачкает одежду и окружающие предметы. Необычная масса не даст скучать детям, и даже взрослые не упустят шанса, что-нибудь полепить. Антистрессовая «штучка» улучшает мелкую моторику, поднимает настроение, расслабляет и благотворно влияет на организм в целом.
• Caomaru – забавные рожицы, которые представляют собой небольшого размера головы, сделанные из полиуретановых смол. При растягивании меняют выражение лица, чем очень веселят владельца забавной игрушки.
Еще в недалеком прошлом человечество не задумывалось о том, что такое стресс. И это не удивительно, ведь течение жизни, было намного спокойней и медленнее. Современность заставляет жить по своим правилам, и сейчас для того, чтобы шагать в ногу со временем нужно находиться в постоянном движении. Естественно, что живя в таком ритме, организм постоянно находится в стрессовом состоянии, а это чревато различными психоэмоциональными расстройствами. Во избежание подобных неприятностей были придуманы антистрессовые игрушки, это идеальная вещь для тех людей, которые не могут все бросить и уехать отдыхать.
Главная цель этих игрушек - за какие-то доли секунд поднять человеку настроение, с чем они отлично справляются. Зарубежными специалистами доказано, что они способны производить удивительный терапевтический эффект. Стоит лишь взять антистрессовую игрушку в руки и начать ее сжимать, и вы моментально забудете о тяготах бесконечного рабочего дня. Манипуляции с этими игрушками помогают отвлечься, расслабиться, и получить массу положительных эмоций и тем самым избежать стресса. Игрушки развивают мелкую моторику, внимание, потребность в общении.
Антистрессовые игрушки снимают напряжение, помогают преодолеть депрессию. С ними приятно отдыхать, расслабляться, веселиться и получать удовольствие от жизни. Мягкие антистрессовые подушки и игрушки это очень приятные на ощупь уникальные изделия, которые доставляют невероятное удовольствие при прикосновении к ним.
На сегодняшний день существует много игрушек - антистресс. И даже если они не помогут преодолеть стрессовую ситуацию в целом, то обязательно на какое-то время отвлекут от неприятностей и доставят немало положительных эмоций. А игрушки-антистресс, выполненные своими руками, помогут освоить ещё и практические умения и знания в различных техниках изобразительного искусства.
Технологическая карта занятия " Игрушка-антистресс"
Возраст учащихся: 10-11 лет
Цель: создание условий для формирования у учащихся умений конструировать модульную игрушку-антисресс из бумаги.
Образовательная: - формировать у учащихся представления о применении модульного дизайна, знания терминологии темы, умения конструировать модульную игрушку-антисресс из бумаги.
Развивающая: - развивать у детей произвольное поведение, произвольное внимание, память, творческие способности.
Воспитательная: моделировать собственные системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения (уважительное отношение, толерантность)
Тип занятия: «открытие» нового знания
Форма проведения: творческая мастерская
Педагогические технологии : личностно-ориентированная технология
Педагогические методы обучения : беседа, диалог, объяснение, сюрпризный момент, проблемная ситуация, поисковый с постановкой проблемных вопросов, деятельностный, игра на эмоциональный настрой и раскрепощение, демонстрация презентации, образца работы, практическая работа.
Дидактический материал: Презентация с фотографиями примеров модульного дизайна, образец выполненной работы и отдельно выполненный модуль, небольшой мячик для игры.
Подготовка учащихся: 8 квадратов из цветной бумаги, клей-карандаш
Предполагаемые результаты:
Знать: Терминологию занятия, иметь представления о применении модульного дизайна
Уметь: конструировать модульную игрушку-антисресс из бумаги, участвовать в диалоге, совместно обсуждать свои и чужие работы, анализировать работы, видеть ошибки
Контрольно-оценочные средства: рефлексия «Дерево успеха», выставка и защита работ
Участники МК: учащиеся и педагоги дополнительного образования, приглашённые гости.
Предварительная работа:
• Организация пространства для проведения занятия
• Подготовка выставки и образцов открыток, изобразительных материалов
Составление технологической карты занятия, нахождение необходимого методического материала.
План проведения МК:
1. Организационный момент, подготовка рабочего места. 5 мин.
1. Организация учебного помещения, оформление доски;
2. Организация присутствующих участников процесса, нацеливание их на работу с помощью игры на раскрепощения;
3. Проверка готовности инструментов и материалов.
2. Постановка темы и цели занятия. 15 мин.
1. Введение в тему занятия.
2. Просмотр презентации «Модульное оригами. Игрушка-антистресс».
3. Проблемные вопросы.
4. Рассматривание алгоритма работы.
5. Формулировка темы занятия.
6. Сообщение о времени, отведённом на работу.
3. Физ. минутка 3 мин.
4. Практическая часть. 40 мин.
Правила техники безопасности.
Фронтальная и индивидуальная работа с участниками МК
5. Итог занятия. Рефлексия. 17 мин.
Фронтальная беседа с учащимися, вопросы, анализ работ
Рефлексия «Дерево успеха»
Итого: 80 минут
Этапы занятия
1. Орг. Момент Проверка готовности к занятию.
-Здравствуйте, девчонки и мальчишки, знакомые и незнакомые, гости и хозяева кабинета! Я приглашаю вас принять участие в мастер-классе по изготовлению игрушки-антистресса! Готовы?Давайте проверим подготовку к занятию. У всех есть 8 бумажных квадратов и клей?
Хорошо, ребята, что нельзя делать с клеем? Если ваш клей жидкий, то нужно быть аккуратными, чтобы не испачкать стол.
Приветствие учащихся. Игра «Давайте поздороваемся» :
Дети по сигналу хаотично двигаются по кабинету и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определё нным образом:
Один хлопок- здороваются за руку,
Два хлопка –здороваются плечиками,
Три хлопка –здороваются спинками. Приветствуют преподавателя, проверяют готовность к занятию.
2. Основная часть. Изучение учебного материала.
Включаю презентацию, где на первом слайде показаны изображения модульного оригами.
-Ребята, кто-нибудь знает, что же это такое?
-Может быть кто-то знает, как это называется?
Если ребята сами говорят название, то продолжаю задавать наводящие вопросы, если нет, то говорю им полное название техники (модульное оригами). Пролистываю на слайд, где изображен отдельный модуль японского оригами.
-Ребята, а что же это такое, своими словами? (модуль)
Выслушиваю ответы учащихся, наводящими вопросами помогаю прийти к примерному ответу.
Модуль - это какая-то часть объекта, которая может существовать отдельно, но в сочетании с другими модулями, позволяет создавать различные конструкции и композиции.
-Давайте посмотрим где же находит свое применение модульный дизайн!
Показываю презентацию с изображениями различных объектов с применением модулей. (модульная кухня, архитектурные сооружения, простые объекты повседневного пользования).
-Что же является модулем в этом сооружении?
-Какие ещё вы знаете объекты с применением техники модулей?
-Где вы впервые могли встретиться с применением модульной техники? (детский конструктор, кубики)
-Хорошо, давайте проведем небольшую игру и приступим к практической части.
Физминутка: «Горячая картошка»
Ребята встают, так чтобы получилась замкнутая линия (круг, овал, кривая). Читаю маленькие стишки, в это время ребята передают мяч друг другу. Тот, у кого остается мяч в конце стиха садится на место.
Стишки для игры:
1. Любит зебра по лужайке
В полосатой бегать майке.
Зебра даже за конфетку
Не наденет майку в клетку.
2. Васин папа очень горд
Тем, что Вася любит спорт!
Называется тот спорт —
«Кто быстрей съест мамин торт»
3. Крендель-мендель-колбаса,
Свинка взмыла в небеса,
А какой-то мужичок
Ее хвать — и прям в сачок,
Ее хвать — и прям в леса.
Крендель-мендель-колбаса.
4. На меня ползет козявка,
Будто я какая травка.
И садится мотылек,
Будто я какой цветок.
5. Танцевать я не умею
И стихов я не пишу,
Самолётики не клею,
За футболом не слежу.
Не умею петь я басом
И из глины не леплю,
но зато — один из класса —
я ушами шевелю!
(Активно включаются в предложенную игру, рассуждают, думают, обобщают свои наблюдения из жизненного опыта опыт. Получают новую информацию в ходе решения проблем)
3. Практическая работа учащихся.
-Хорошо, оставшиеся тоже могут садиться на места. Сейчас мы с вами выполним такую подвижную игрушку-антисресс, которая тоже состоит из модулей!
Показываю образец выполненной работы.
-Ребята сейчас, я поэтапно буду показывать выполнение модуля. Вот такого, он похож на сердечко. Таких нам нужно 8 штук.
-Вместе с вами я выполню только 1 модуль, поэтому вам необходимо запоминать последовательность действий, чтобы затем самостоятельно выполнить остальные модули. На слайде я открой для вас последовательность, но будет хорошо, если вы запомните эту схему.
Для обучения выполнения игрушки, можно посмотреть видеоролик по ссылке (для преподавателя) : https://yandex.ru/efir?stream_id=vs3jfzYE080s&from_block=player_context_menu_yavideo
Педагогических показ поэтапного выполнения одного модуля игрушки. Фронтальная и индивидуальная работа с учащимися.
Этапы выполнения ОДНОГО модуля :
1. Квадрат нужно согнуть по диагонали (из угла в угол) с обеих сторон, чтобы получился крест.
2. Затем каждый угол согнуть к середине листа, чтобы получился квадратный конверт.
3. Затем я разгибаю, и мы видим, что с каждой стороны у нас получились линии сгиба. К середине линии, я снова загибаю уголок. Середина-это пересечение двух линий, диагональной и вспомогательной. Так делай с каждой стороной.
4. Теперь подгибаю все эти стороны и переверчиваю квадрат на другую сторону. Здесь мы тоже видим крест и к середине этого креста я снова загибаю наши углы.
5. Возвращаемся к обратной стороне и здесь мы видим 4 кармашка. Выбираем два любых противоположных и тянем их вверх. Таким образом квадрат превращается вот в такой кораблик.
6. Чтобы получилось вот такое сердечко, мы заглядываем во внутрь квадрата и видим здесь ещё два кармашка, их мы тоже должны поднять вверх. Получается вот такое крестообразное сердечко. И мы просто складываем его, прижимая четвертинки друг к другу, чтобы сердечко стало плоским.
Каждый этап демонстрирую учащимся и дожидаюсь выполнения всей группы. Показываю выполнение двух модулей.
-Сейчас ваша задача самостоятельно выполнить оставшиеся 7 модулей! Я буду подходить и помогать вам. Если кто-то закончит раньше, то можете помочь вашими друзьям. На слайде я оставляют для вас этапы выполнения.
Веду индивидуальную работу с учащимися.
-Ребята у всех получилось 8 модулей? Хорошо, сейчас наша задача склеить их между собой.
Показываю ребятам на какой-нибудь выполненной работе.
-Дождитесь, чтобы клей высох.
-Когда все детали склеены между собой, наша задача соединить две крайние детали с помощью клея. Вот так!
Показываю ребятам на какой-нибудь выполненной работе, но не склеиваю.
(Личностное включение всех участников в процесс обучения. Развивают свои умения и творческие способности. Учатся выбирать, обсуждать, доказывать, мыслить, давать оценку своей деятельности и её результатам)
4. Итог занятия и рефлексия -У всех все получилось? Давайте проведем небольшую выставку работ.
-Пусть каждый немного расскажет о своей работе:
• Почему именно такие цвета?
• Будешь ли ты иногда использовать её?
• Из каких материалов можно выполнить такую игрушку?
• Придумайте оригинальное название игрушке
-Кому какая работа нравится больше всего?
Ребята что же такое модуль и где его применяют?
Что можно выполнять с помощью модулей?
Работа была сложной или легкой? Сможете повторить самостоятельно игрушку?
Рефлексия «Дерево успеха» : разместить на дереве человечков в зависимости от того на сколько дети усвоили учебный материал, каких «ветвей» они достигли. (Активное участие в обсуждении и подведении итогов)
Заключение
Стресс – это реакция человеческого организма на перенапряжение и негативные эмоции. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Антистресс – является полной противоположностью стрессу. Когда взрослый или ребёнок испытывает, какую-либо тревогу, он начинает что-нибудь крутить в руках, издавать звуки при помощи разных предметов, например, развинчивать или завинчивать ручки, грызть кончик карандаша.
Избавиться от тревожного чувства бывает очень не просто, вот тут то, и могут прийти на помощь игрушки-антистресс. Это изделия, обладающие уникальными свойствами, благодаря которым взрослые и дети снимают усталость дня, нервное напряжение, стрессовое состояние, посредством тактильных ощущений. Игрушки такого плана являются сильнейшими антидеприсантами, воздействие которых, похоже на медитацию. Родиной первых подобных изделий стала Япония.
В наше время игрушки-антистресс играют значимую роль в поддержании рабочего и эмоционального состояния всего организма человека. С помощью их можно бороться со стрессом, с волнениями, избавиться от напряжения, раздражительности и волнения. Имитируя игру, выпускать наружу скопившийся внутри тела негатив, агрессию, улучшить настроение, стабилизировать нарушение эмоционального фона. Такие изделия отвлекают от насущных дел и проблем, избавляют от тактильного голодания и одиночества. Получается «перезагрузка» всего организма, и по новой запускается механизм эмоционального и интеллектуального уровня.
Главная функция самодельной игрушки-антистресс из бумаги - это дарить радость от творчества!
Применение различных способов и приёмов в процессе изготовления игрушки даёт возможность в значительной степени улучшить процесс творчества на занятиях с учащимися, повысить самостоятельность детей в процессе обучения.
А использование на занятиях личностно-ориентированной технологии обучения повышает уровень познавательной и творческой активности каждого учащегося, так как учитываются возможности и способности каждого ребёнка.