Ирина Целых
Использование музыкальных игр в социально-коммуникативном развитии дошкольников
Методическая разработка мастер-класса
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
(музыкальный руководитель Целых Ирина Вячеславовна МА ДОУ МО г. Краснодар детский сад №11)
Проведение мастер-класса организовано на содержании работ
Публикация «Использование музыкальных игр в социально-коммуникативном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Картушиной М. Ю. «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности», А. И. Бурениной «Коммуникативные танцы-игры для детей» и музыкальном материале музыкального руководителя А. В. Евтодьевой.
Предназначение:
1. Актуализировать представления педагогов о роли музыкальных игр и танцев для обогащения социального-коммуникативного опыта дошкольников.
2. Представить педагогам вариативность применения коммуникативных игр в процессе организации музыкально-двигательной деятельности в разных отрезках времени (на занятиях, развлечениях, совместной деятельности в процессе режимных моментов, на прогулке и т. д.)
3. Практика в организации и проведении музыкальных коммуникативных игр и танцев.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет определённые требования к воспитанию ребёнка. Социально-коммуникативное развитие рассматривается как одно из основных направлений в воспитании личности маленького человека. Однозначно, вы согласитесь, что проблема является крайне актуальной, ведь не каждый ребёнок может свободно и естественно общаться с окружающими людьми, зачастую он испытывает трудности в решении конфликтных ситуаций.
В наше время в современном обществе проблема общения между людьми, является очень актуальной. Умение общаться, находить выходы из проблемных ситуаций и отстаивать свою точку зрения, при этом уважать мнение других людей, проявлять к ним сочувствие и эмпатию – необходимые условия успешности любой личности.
В процессе совместной деятельности с детьми наблюдались такие особенности поведения как неготовность к общению, затруднения при вступлении в контакт, низкая инициативность, неумение понять сверстника. Это проявлялось в нежелании детей объединяться в пары, подгруппы, вставать в круг при исполнении музыкально-ритмических движений, игр. Также в отказе брать на себя ведущие роли или, наоборот, в претензии на лидерские позиции, в отсутствии инициативы и творчества у детей, в непонимании действий сверстника.
Одной из причин недостаточного социально-коммуникативного развития дошкольника являются особенности здоровья ребёнка. Другая причина кроется в снижении воспитательного потенциала семьи: преобладание в семьях электронных средств коммуникации, недостаточный уровень культуры общения, занятость родителей.
Музыка тесно связана с моторно-мышечными и интонационно-речевыми ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Педагог может использовать игровой потенциал музыкальной деятельности для развития навыков общения между детьми, воспитания у них доброго отношения друг к другу. Музыкальная игра должна отвечать основным требованиям социально-коммуникативного развития ребёнка – быть коллективной, подвижной и способствовать формированию межличностных отношений дошкольников.
Я предлагаю для формирования коммуникативных умений использовать музыкальные коллективные игры на основе добровольного участия детей.
Какое же место в детских играх занимает музыкальная игра, и чем она отличается от других игр? Собственно отличается она музыкальным сопровождением и использованием песенного материала. В основе музыкально-коммуникативных игр — образы дружелюбия, партнёрской поддержки, одобрения друг друга в ситуации коллективного взаимодействия. Движения в играх — это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт играющих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и взрослыми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе. А участие всех присутствующих исключает процесс оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет самостоятельным смыслом его участие в игре.
В своей работе я применяю музыкальные игры разнообразные по форме и содержанию.
Картотека музыкально-коммуникативных игр.
Эти игры используются не только в рамках занятий, но и в самых разных формах работы с детьми и их родителями: на праздниках, развлечениях, совместных досугах, в театральных постановках и игровых программах.
Музыкальные игры.
Народные игры «Горелки», «Ручеёк», предполагают выбор партнёра, способствуют развитию доброжелательности. Хороводные игры «Вейся, капустка», «Игла-барыня», «Как у тётушки Маланьи», «Как у дяди Трифона», «Плетень» основанные на подражательных действиях, тактильном контакте (дети стоят в кругу, держатся за руки, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, эмпатии к сверстникам.
Игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения. Они направлены на развитие невербального общения. Это такие игры как «Роботы и звёздочки», «Бабочки и жуки», «Насос и кукла», «Сапожник и танцор» в них дети передают предложенные образы при поддержке музыкального сопровождения, что способствует появлению эмоционально-комфортной атмосферы в группе. В ходе проведения подобных игр дети оценивают, как свои действия, так и действия детей в группе, что способствует развитию инициативности и чувства уверенности в своих силах.
Игры – зеркала, пластические диалоги в парах направлены на развитие эмпатии. Эти игры характеризуются подражательными действиями. Сюда входят как хороводные, так и подвижные игры. «Море волнуется»-хороводная игра, где ведущий показывает любое придуманное движение, которое все дети должны повторить. Здесь важна роль ведущего ребёнка, у которого формируется вера в собственные силы, появляется инициативность в игре. «Магнитики», «Зеркало», «Обезьянки», "Шла коза" - игра в парах, когда дети практически синхронно повторяют движения за партнёром, причём ведущую роль выполняют поочерёдно. Эта игра очень сближает детей, вызывает желание активно взаимодействовать со сверстниками.
Игры с именами. Эти игры являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребенку «примерить» главную роль, обратить на себя внимание всех присутствующих, позволяют детям ощутить свою значимость в коллективе. Игра «Каравай» обычно используется в случае, если у ребёнка день рождения. Звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с другими детьми, помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе. Игры «Волшебный платок», «Угадай, чей голосок», «Сиди, Яша», «Подкова» «Сидит ворон на дубу» также акцентируют внимание всей группы на одном конкретном ребёнке. Застенчивые, замкнутые дети имеют возможность обратить на себя внимание детей и проявить свои лучшие качества.
Танцы-игры со сменой партнера.
Здесь использован опыт таких педагогов и музыкантов как А. И. Буренина «Коммуникативные танцы-игры для детей», Картушиной М. Ю. «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности», музыкальный материал А. Евтодьевой. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает запоминание. Ценность танцев-игр со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в обществе. Танец-игра «Здравствуй, здравствуй мой дружок», «Сугроб дружбы», «Здравствуйте, бояре», «Добрый день», «Мишка». Игра развивает партнёрские отношения, доброжелательное общение между детьми.
Игра-драматизация, которая предполагает использование сказочного сюжета, песенного и игрового материала. Распределяя роли между детьми, я исхожу не только из творческих задатков ребёнка, но и учитываю его социальную позицию в группе. Стараюсь привлекать застенчивых, не активных детей на ведущие роли. Это также способствует развитию уверенности в себе и повышению авторитета ребёнка.
К игре-драматизации относятся и инсценировки песен, особенно из русского фольклора «Как у наших у ворот», «Два весёлых гуся», «Где был Иванушка?». Разыгрывая сюжет песни, дети выполняют разные функции. Одни исполняют роли, другие играют на детских музыкальных инструментах, остальные поют. Смена деятельности дает возможность каждому ребёнку почувствовать себя актёром, музыкантом или певцом. Такая коллективная творческая деятельность объединяет детей, развивает навыки позитивного общения, культуру поведения, активную жизненную позицию.
Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна.
В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают
радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз и т. д. Все это дает прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.
Далее предлагаются игры, которые можно использовать на занятиях, развлечениях, совместной деятельности в процессе режимных моментов, на прогулке и т. д.
II. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Деятельность педагога
Знакомит участников с целью и правилами игры Предлагает участникам поиграть в русскую народную хороводную игру «Вейся, капустка»
Деятельность участников: Знакомятся с целью и правилами игры.
Берутся за руки, образуя две вереницы и под музыку, топающим шагом, идут и поют, пока весь хоровод не завьется «в кочан капусты». Затем
«капусту» режут, трут, солят, мешают и собирают в две бочки.
Результат: В процессе игры участники выражают доброжелательное, открытое отношение друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт играющих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между участниками.
2. Деятельность педагога: Знакомит участников с целью и правилами игры. Предлагает участникам сыграть в коммуникативную игру «Космонавты» Деятельность участников: Знакомятся с целью и правилами игры. Слушают с закрытыми глазами музыку, представляя себе космическое пространство, а затем участник выходит в «открытый космос» – в центр круга. Двигаться нужно, не открывая глаз. Выходя из круга, участник должен сомкнуть за своей спиной руки своих соседей, чтобы сохранить круг. Находясь в «открытом космосе», может кого-нибудь встретить. При этом нужно не повредить «неизвестный объект», прикоснуться к нему как можно мягче и осторожнее, постараться обойти его. Из «открытого космоса» можно вернуться на «корабль» – снова встать в круг, можно выходить несколько раз.
Главное условие игры: нельзя открывать глаза. Особый смысл это условие приобретает при звучании музыки с таинственными, загадочными образами, необычными, фантастическими красками.
Результат: Знают цель и правила игры.
В процессе игры участники учатся понимать и воспринимать самих себя и окружающих людей, осваивают умение управлять своим поведением.
3. Деятельность педагога: Предлагает коммуникативную игру «Все как я» Знакомит участников с целью и правилами игры.
Деятельность участников: Знакомятся с целью и правилами игры. Стоят врассыпную. Ведущий с помощью голоса и движения изображает любой придуманный им образ, танцевальное движение. Остальные – копируют его. Затем ведущий передает свою роль (останавливается и показывает рукой на кого-нибудь из детей). Новый ведущий три раза хлопает в ладоши, громко произносит: «Все как я!» и предлагает свой вариант двигательно-интонационной импровизации.
Результат: Знают цель и правила игры.
В процессе игры участники учатся понимать и воспринимать самих себя и окружающих людей, осваивают умение проявлять инициативу.
III. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ
- Мини-опрос участников мастер-класса: Можно ли применять музыкальные коммуникативные игры в каких-то режимных моментах, на прогулке, на занятиях и т. д. Что бы Вы предложили еще использовать для реализации игр.