Галина Лысенко
Методическая разработка «Мастер-класс «Традиции нашей семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
мастер-класс «Традиции нашей семьи»
Автор: Лысенко Галина Арсеньевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №75 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга
I. Введение
Традиция (от лат. traditio «предание», обычай) - это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности, поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.
Темочки:
Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей. Семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.
Традиции - это основа уклада семьи, семьи - дружной и крепкой, у которой есть будущее. Поэтому нужно сохранять семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.
II. Основная часть
Мастер-класс «Традиции нашей семьи»
Цель: - организация обмена опытом родителей по формированию и соблюдению семейных традиций.
Задачи: - поддерживать интерес к культурным традициям своей семьи;
- способствовать улучшению детско-родительских отношений.
План проведения мероприятия:
1. Актуальность темы.
2. Выступления участников.
3. Рефлексия.
Ход мероприятия:
1. – Здравствуйте уважаемые участники нашего мастер-класса! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка. Я хочу предложить Вам поиграть. Игра называется «Семья – это…» : напишите на лепестках цветов, что такое для Вас семья… У нас получилась целая полянка с цветами. И мы можем сделать вывод: семья дает ребенку главное - психологический тыл, защиту и убежище на все времена.
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому. Перед Вами ответы детей на вопрос: «За что ты любишь свой дом?» - результат подведения итогов выставки «Мой любимый дом». И это традиции семей : совместные уборки, игры, чтение…
А, если сейчас присутствующие взрослые скажут слово «детство» и закроют при этом глаза, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только Вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что, повторяясь много раз, прочно поселилась в детской памяти. Поделитесь с нами традициями, которые Вы, мамы и бабушки – хранители семейного очага, перенесли в свою семью из своего детства. Какие традиции живут в вашем доме? Наверняка те, которые запомнились Вам в детстве, окрашенные яркими красками разных впечатляющих мелочей.
2. Выступления участников:
Мама Лизы К. рассказала о совместном семейном активном отдыхе. Традицию турпоходов с родителями она сохранила в своей семье и привила мужу и дочерям любовь к активному отдыху на природе. А нас они познакомили со своей любимой семейной игрой «Пройди по очень узкой тропинке» (у нас это было по канату).
Мама Сони И. поделилась самым ярким впечатлением своего детства: её мама всегда встречала и провожала поцелуем. Ритуал встречи и проводов друг друга на работу и в школу теперь семейная традиция. Соня с мамой представили нам пантомиму, как Сонин брат-подросток реагирует на эту традицию и как любит её сама Соня.
Мама Дианы А. с детства любила ходить в театр, особенно на балет. И сейчас они всей семьёй 2-3 раза в год обязательно идут в театр. Диана очень любит танцевать, и они с мамой научили нас правильно делать реверанс.
Для мамы Андрея С. Новый год – самый волшебный праздник детства. Вот и своему сыну она рассказывает сказки о ёлочных игрушках, когда они вместе наряжают ёлку. Игрушки эти из её детства, детства её родителей и даже бабушки. Некоторые из них они принесли с собой и показывали нам, загадывая про них загадки.
В детстве мама Евы Д. любила, когда родители читали ей на ночь книги. Сейчас она сама читает их своей дочери. Одну, самую любимую она сохранила и теперь дочь с удовольствием слушает рассказы о приключениях волшебной птицы. Эту книгу они принесли показать нам.
Бабушка Алисы А. познакомила нас с родословной своей семьи и традицией гостеприимства. Она помнит, как встречала гостей её бабушка и передаёт эту традицию своей дочери и внучке. К нам на встречу они с Алисой принесли фирменное семейное печенье (по рецепту прапрабабушки) собственного изготовления. А ещё они предложили нам «Поймать рыбку» - любимое развлечение Алисы и её друзей на даче.
Мама Влады Т. тоже пришла с угощением к нашему столу. Её «жаворонки» прилетели из детства. В поселке под Оренбургом, где она жила с родителями, весну встречали «жаворонками», которые пекли всей семьёй и обязательно угощали соседей. Теперь она живёт в нашем городе и весну в своей семье они встречают «жаворонками». Сегодняшнее угощение готовили: мама, дочь Влада и подружки.
3. Рефлексия проходила за нашим гостеприимным круглым столом с «жаворонками» и фирменным семейным печеньем, чему дети были рады, а маленькие «повара» очень горды. Участники мастер-класса обменялись впечатлениями, и пришли к выводу: семейные традиции сближают всех близких родных. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Хочется, чтобы через много лет повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал и хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома.
III. Методические рекомендации
1. Место проведения: групповое помещение или музыкальный зал.
2. Время проведения: вторая половина дня (17.00, 17.30)
3. Продолжительность: 40-50 минут.
4. Организация: столы расставляются, учитывая возможность свободно перемещаться во время выступления, проведения игр и рефлексии.
5. Оборудование и материалы: мультимедиа, презентация, атрибуты для игр: «Семья – это…» - заготовки лепестков, фломастеры, «полянка» с наклеенными сердцевинами цветов; «Пройди по очень узкой тропинке» - канат.
6. Можно провести повторную рефлексию (для детей) на следующий день или в другие дни. Показывая часть презентации, предложить ребёнку самому рассказать о традиции его семьи.
7. Предварительная работа:
- индивидуальные опрос-беседы «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» с целью изучения сформированности семейных традиций;
- выставка совместных работ родителей и детей «Мой любимый дом» и рассказы детей о своей работе;
- сбор, обработка материала и создание презентации;
- оформление приглашения на мастер-класс.
IV. Список использованной литературы
1. Коломийченко Л. В., Воронова О. А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. М. : Сфера, 2013. 128 с.
2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М. :2002. 110 с.