Суровицкая Екатерина Сергеевна
Лэпбук «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук «Времена года»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования Динской район "Детский сад №29"
Методическая разработка
Лэпбук
Составил: воспитатель
МАДОУ МО Динской район "Детский сад №29"
Суровицкая Екатерина Сергеевна
2023 г.
Содержание:
Пояснительная записка…3
Описание дидактического пособия…3
Основные направления работы…. 4
Публикация «Лэпбук „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Лэпбук
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Темочки
Дидактические игры…4
Методические рекомендации….11
Планируемые результаты…. 11
Список использованной литературы. ….…. 11
Пояснительная записка:
Данное дидактическое пособие предназначено для работы с детьми от трех до пяти лет.
Лэпбук «Времена года» активизирует речь дошкольников, способствует расширению и закреплению представлений ребёнка о временах года, расширяет кругозор по лексическим темам «Весна», «Зима», «Лето», «Осень». Развивает умение классифицировать предметы по существенному признаку. Расширяет представления о жизнедеятельности людей в разные времена года, об особенностях поведения представителей животного мира в разное время года. Развивает мелкую моторику, зрительный гнозис и многое другое.
Дети могут работать с пособием в ходе занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) и в свободной деятельности в группе.
Практическая значимость пособия подчеркивает возможность его использования воспитателями, как групп компенсирующей направленности, так и групп общеразвивающей направленности. Данное дидактическое пособие прекрасно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками. Пособие можно также использовать в качестве диагностического материала при подведении итогов тематического блока «Времена года».
Цель методического пособия:
Основная цель - выявление, закрепление и обогащение знаний детей о временах года, формирование у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
- активизировать словарь детей дошкольного возраста по теме «Времена года»;
- формировать у детей знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности;
- формировать знания экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- формировать элементарные математические представления: много и один, сравнение равных и неравных групп предметов и т. д. ;
- развивать сенсорное восприятие, развивать мелкую моторику, любознательность, развивать ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева;
- формировать лексико - грамматический строй речи по теме «Времена года»;
- развивать речевое внимание;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать фантазию, речевое творчество;
- стимулировать творческую активность детей.
Описание дидактического пособия
Данный лэпбук представляет собой тематическую папку, который изготовлен из цветного фетра. В лэпбуке собраны игры с объемными прикрепляемыми, открепляемыми деталями на тему «Времена года». Также все страницы лэпбука скреплены разъемными кольцами, что дает возможность с легкостью листать странички книжки, а также дополнять дополнительными страницами.
Загадки с ответами помогут детям поскорее запомнить, чем отличаются времена года друг от друга. Разгадывание загадок развивает у детей наблюдательность, воображение, смекалку.
Пословицы и поговорки о временах года помогут детям познакомиться через русский фольклор с мудростью поколений; сформировать у детей свое отношение к окружающей природе; развивать память и умение правильно выбрать и к месту употреблять образное выражение.
Стихотворения о временах года помогут детям систематизировать знания об изменениях в природе с наступлением определенного времени года. Чтение стихотворений помогает развивать слуховое внимание, наглядно – образное мышление. У детей формируется эмоционально – положительное отношение к природе.
Страница № 1. «Зимний лес».
Игра «Зима» иллюстрации из фетра с изображением дерева со съемными снежинками. Возле дерева гуляют съемные фигурки оленихи и олененка, также есть елочки и снегурочка.
Игра № 1 «Зимний лес»
Задачи: расширять преставления детей о временах года (зима, весна, лето, осень, сезонных явлениях, развивать зрительную память, устную речь, наблюдательность,
формировать умение определять время года по характерным признакам, закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов, а также упражнять в согласовании притяжательных местоимений «мой», «моя», «моё», «мои» с именами существительными в роде и числе.
Ход игры. Педагог знакомит ребенка с таким явлением природы как зима. Рассказывает, как зимой холодно, зимой выпадает снег, а снег состоит из множества снежинок. Обращает внимание на картинку и показывает какие снежинки. Также обращает внимание на то, как выглядит дерево, посмотрите, кто это стоит у нас возле дерева? (снегурочка). Снегурочка внучка дедушки мороза, и она помогает дедушке укрывать деревья снегом. А как вы думаете ребята? Почему деревья зимой без листиков, а вот елочки в нашем лесу стоят зеленые и красивые ( задает загадку: зимой и летом, одним цветом? А еще в нашем волшебном лесу живут олени дедушки мороза. Они помогают нашей снегурочке.
Загадки «Зимний лес»
Я тепла не потерплю, закручу метели, все поляны побелю, разукрашу ели,
замету снежком дома, потом что я – (Зима);
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год (Елка);
Странная звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала (Снежинка);
Этот житель круглый год лишь на Севере живет. Он с ветвистыми рогами и со стройными ногами.
А на ножках тех копыта, зверь хороший, не сердитый. Мох жует он целый день, это - северный… (Олень)
Зимой и летом одним цветом (Елка);
Пословицы и поговорки о зиме:
«Мороз не велик, а стоять не велит» – даже самый небольшой мороз может быть холодным и неприятным, поэтому лучше двигаться и не стоять на месте;
«Зима – не лето, в шубу одета» – когда приходит зима нужно надевать на себя все самое теплое;
«Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий» глубокий снег может способствовать хорошему урожаю в следующем году: земля хорошо увлажнится и озимая пшеница будет накрыта снегом, как одеялом от мороза.
«Мороз ленивого за нос хватает, за щеки щипает» – если в мороз стоять на месте и не двигаться, мороз ощущается сильнее;
«Зимой солнце светит, а не греет» – солнце зимой светит особенно ярко, когда на земле лежит снег, но оно не согревает, как летом;
«Декабрь год кончает, а зиму начинает» – декабрь считается последним месяцем года и началом зимы.
Стихотворение про зиму:
И. Суриков ***
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
Страница № 2 «Зима на улице».
Игра «Зима на улице» иллюстрации из фетра с изображением елки, на которой находятся бусинки на нитке, сугробы, снеговик, мишка, зайка, домик с заснеженной крышей, месяц, и сосульки.
Игра № 1. «Где зимуют звери?»
Задачи: формировать знания детей о том, где и как зимуют лесные обитатели; систематизировать представление о признаках и особенностях зимы.
Ход игры: Педагог предлагает детям послушать рассказ: «Зимой очень красиво! Везде - в поле, в лесу, на домах расстелила зима пушистый ковер и спрятала от мороза разных зверей. А кого она спрятала?» Найдите на странице Медведя. он устраивает берлогу в лесу. Берлога - это глубокая яма в земле. В берлоге тепло. Медведь спит всю зиму. Повтори и найди где зимует Медведь. А заяц зимой бегает по лесу и полю. Зимой он сменяет шубку на белую. Заяц зимой спит где придется, чаще всего под кустами или елками. Повтори и найди где зимует заяц.
Игра № 2. «Собери снеговика»
Задачи: Закрепить представление о геометрической фигуре круг, о величинах; совершенствовать зрительное восприятие и концентрацию внимания; улучшение моторики кистей и пальцев рук.
Ход игры: Педагог предлагает игровую задачу: по сюжету снеговик весело и активно играл и рассыпался на части, и без помощи детей не получается собраться. сначала педагог должен обсудить особенность построения снеговика: основанием становится самый большой круг, на него ставится меньше и сверху самый маленький, далее прикрепляется шапка.
Загадки «Зима на улице»
Белый и холодный, ты не тронь его рукой, в теплой ручке станет он водой (Снег);
Белые шапки надели дома, холодно им наступила (Зима);
Зимой висит на крыше и капает не слышно, дотронься не растает и в тепле лишь тает (Сосулька);
Мы его слепили ловко, вместо носа есть морковка, во дворе стоять привык снежный важный. (Снеговик).
Страница № 3 «Весна»
Игра «Весна» иллюстрации из фетра с изображением цветущего дерева, на котором находятся съемные цветочки, съемные листочки; также солнышко и тучка являются съемными фигурами в соответствии с погодными условиями: дождь или солнечная погода.
Игра № 1. «Весна - красна»
Задачи: расширять преставления детей о временах года (зима, весна, лето, осень, сезонных явлениях, развивать зрительную память, устную речь, наблюдательность.
Ход игры: Педагог знакомит ребенка с весной, обращает внимание на картинку, о том, что уже начал таять снег, все больше стало солнечных дней. Солнышко все теплее греет и обогревает землю, а вместе с этим, на деревьях начинают набухать и распускаться почки, появляются первые листочки на деревьях, распускаются цветочки. Из цветочков в скором времени образуются плоды. Появляются цветы первоцветы, все кругом оживает.
Загадки «Весна - красна»
К нам она пришла с цветами, в ярком, пестром сарафане. и румяна, и ясна, а зовут ее … (Весна);
Под снегом обитает, весной расцветает (Подснежник);
Дни погожие не редки, греются на солнце ветки. И, как маленькие точки, на ветвях набухли. (Почки);
Вдоль дорожек, мчится талая вода. Снег от солнечных лучей превращается в (Ручей).
Стихотворение про весну:
И. Токмакова «Весна»
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно очень теплые
Ноги у весны.
А. Плещеев. ***
Травка зеленеет,солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше, и весна милей.
Прощебечь с догори нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песни спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
Страница № 4 «Весна - Бабочки и цветы»
Игра «Весна - бабочки и цветы». На странице расположены иллюстрации из фетра с изображением цветочков разного цвета и бабочек. Все фигуры съемные на липучках.
Задачи: формировать у детей умение различать цвета; обогащать речь словосочетаниями «такого же цвета», «одинакового цвета», «разного цвета».
Игра № 1. Ход игры: Предложить детям помочь бабочкам найти свои цветы - посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не было видно и никто не смог их поймать.
Игра № 2. Ход игры: Предложить детям найти и назвать цвет цветка и соответствующей бабочки. Можно усложнить, например красная бабочка прилетела на оранжевый цветок.
Пословицы и поговорки о весне:
«Увидел грача-весну встречай» – грачи прилетают с наступлением тепла. Увидел грача, значит морозов уже не будет.
«Кто спит весною – тот плачет зимою» – пословица значит, что урожай нужно высаживать весной, или зимой не будет никаких запасов.
«Кто весной трудится рад – то осенью будет богат» – пословица говорит о том, что усердная работа весной принесет богатый урожай осенью;
«Весна красна цветами, а осень пирогами» – пословица говорит о том, что каждый сезон имеет свои особенности, каждый сезон уникален.
Страница № 5. «Лето»
Игра «Лето» иллюстрации из фетра с изображением дерева, на котором поспели съемные фигуры летних фруктов: яблочки, да груши с вишней. Для сбора фруктов имеется корзина, также на нашей замечательной летней полянке цветут цветы и летают бабочки.
Игра № 1 «Лето жаркое»
Задачи: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление; расширять преставления детей о временах года (зима, весна, лето, осень, сезонных явлениях, развивать зрительную память, устную речь, наблюдательность,
Ход игры. Педагог знакомит ребенка с летом, обращает внимание на картинку, о том, что летом ярко светит солнышко, бабочки летают, цветочки разные растут, а также растут на деревьях разные ранние фрукты такие как яблочки, груши, вишня, черешня. Скажите ребята, а все любят фрукты кушать? А вы помогаете старшим собирать? А во что вы собираете? Я думаю, что в корзину будет удобнее собирать, посмотрите какая у нас под деревом корзина большая, все фрукты поместятся в нее. А какие еще фрукты вы знаете?
Загадки о лете:
Солнце печет, липа цветет,рожь поспевает, когда это бывает? (Летом);
После дождя бывает, полнеба закрывает. Дуга красивая, цветная появится, затем растает (Радуга)
Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет? (Бабочка);
Круглое, румяное, я расту на ветке, любят мня взрослые и конечно детки? (Яблоко);
Изумрудные луга, в небе радуга-дуга. Солнцем озеро согрето, всех зовет купаться. (Лето);
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком, по земле не хожу, ротик есть, но не говорю (Рыба);
В небесах они летают, на деревьях восседают, и живут и там, и тут, а еще они поют (Птицы).
Стихотворение про лето:
А. Барто «С утра на лужайку»
С утра на лужайку
С утра на лужайку
Бегу я с мячом,
Бегу, распеваю
Не знаю, о чем…
А мячик, как солнце,
Горит надо мной,
Потом повернется
Другой стороной
И станет зеленым.
Как травка весной.
Страница 6 - «Лето-морской пейзаж»
Игра «Лето - морской пейзаж» иллюстрации из фетра с изображением рыбок- 2 маленькие и 1 большая, птица, солнышко, море, кораблик из составных частей.
Игра № 1.«Плавает или летает»
Задачи: знакомить детей с понятиями «небо, вода»; закрепить умение детей распознавать птиц и рыб; стимулировать активную речь.
Ход игры: Педагог предлагает детям определить среду обитания: рыбки плавают в воде и птицы летают в небе, расположить на странице. Познакомить с понятиями «Выше, высоко, ниже, низко». Птица высоко в небе. Птица выше, чем море, чем рыбки. Рыбки низко в воде. Рыбы ниже, чем корабль, чем птицы.
Игра № 2. «Собери корабль»
Задачи: закрепить знания детей геометрических фигур- прямоугольник, треугольник; закрепить знания основных цветов-красный, голубой, белый. развивать воображение, развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: Педагог рассказывает, что на море поднялся ветер и случилось кораблекрушение. Капитан корабля просит помочь - собрать кораблик. Предложить детям рассмотреть и определить на какую фигуру похожи детали корабля: треугольник, прямоугольник. Какие еще фигуры можно найти? - круги. Предложить детям собрать кораблик.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Задачи: развитие моторики кистей и пальцев рук.
Ход упражнения: Педагог читает стихотворение, а дети выполняют движения:
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть (плавные движения кистями).
Рыбка, рыбка, озорница (погрозить пальчиком).
Мы хотим тебя поймать (хлопок ладошками).
Рыбка спинку изогнула (выгнуть кисти, пальчики вниз).
Крошку хлебную взяла (имитировать движение пальчиками).
Рыбка хвостиком махнула (ладошки вместе, поворачивать влево, вправо).
Рыбка быстро уплыла (спрятать ручки).
Пословицы и поговорки о лете:
«Лето припасает, а зима прибирает» – лето – это время сбора урожая, а зима – время потребления;
«Люди рады лету, а пчела – цвету» – Люди радуются теплой погоде, а пчелы в это время собирают пыльцу и нектар, для производства меда»;
«Что летом родится – зимой пригодится» – большинство овощей и фруктов созревают летом, которые можно сохранить на зиму;
«Кукушка приносит весточку о лете, а ласточка – теплые деньки» – кукушка возвращается из теплых краев раньше, чем ласточки, поэтому ее приход означает начало лета, а ласточки приносят более теплую погоду.
Стихотворение про лето:
Э. Успенский «Как мы проводили время»
Как мы проводили время
Мы гуляли, загорали,
Возле озера играли.
На скамейку сели.
Две котлеты съели.
Лягушонка принесли
И немного подросли.
Страница № 7 «Осень»
Игра «Осень» иллюстрации из фетра с изображением ежика со съемными осенними листочками, грибочками; осеннее дерево со съемными листочками, тучкой, дождиком и солнцем под зонтиком. Тучка, солнышко, зонтик, листочки осенние и грибочки на полянке съемные, что очень легко ребенку можно поменять местами листочки, грибочки и выбрать солнечную либо дождливую погоду в соответствии с погодными условиями: дождь или солнечная погода.
Игра № 1 «Осень, осень, листья сбросил»
Задачи: развивать целенаправленный, сильный, длительный ротовой выдох, расширять кругозор и словарный запас детей по лексической теме «Осень».
Ход игры. Педагог знакомит ребёнка с осенью. Рассказывает о том, что осень отличается от других времен года своими необычными красками природы, но и определенными погодными условиями. Предлагает посмотреть на страницу лэпбука осень и обратить внимание как выглядит дерево, какими красками окрашены листья осенью. Что происходит с деревом и листочками? Что растет под нашим деревом? (грибочки). А кто это к нам в гости пришел? И листочки с грибами собирает? (ежик). Давайте мы поможем ежику собрать грибочки и листочки. (можно усложнить игру и добавить тему о ядовитых грибах).
Страница 8 - «Осенний огород».
Игра «Осенний огород» иллюстрации из фетра с изображением овощей (морковь, огурец, помидор, перец, чеснок, лук, баклажан, капуста, подсолнух; осеннее дерево; грядки.
Задачи: обогатить знания об овощах, огороде; познакомить со способами выращивания овощей на огороде; учить сравнивать, находить сходства и различия; развивать интерес к живой природе; обогатить словарный запас, активизировать речь на тему огород.
Игра № 1. «Назови». Воспитатель просит ребенка собрать урожай. Воспитанник поочередно снимает с грядок овощи и называет их. Выполняя задание, ребенок закрепляет названия овощей. Детям младшей группы можно предложить во время «сбора урожая» описать характерные признаки овощей (помидор – круглый красный, огурец - зеленый, длинный).
Игра № 2. «По порядку». Предложить ребенку разместить на «грядке» овощи определенного цвета. Например, воспитатель предлагает ребенку выбрать овощи зеленого цвета. Воспитанник сажает на «грядке» капусту и огурец.
Игра № 3. «Ориентирование в пространстве». Сажая на грядках овощи, дети могут закреплять расположение предметов в пространстве. Педагог просит ребенка посадить помидор, а справа от него баклажан, затем слева от баклажана посадить лук, сверху от помидора посадить капусту, снизу от помидора посадить перец. Варианты посадки могут быть любые на усмотрение ребенка и педагога.
Загадки про осень:
Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья (Осень);
Листья в воздухе кружат, тихо на траву ложатся, сбрасывает листья сад, это просто (Листопад);
Стало хмуро за окном, дождик просится к нам в дом. В доме сухо, а снаружи появились всюду. (Лужи);
Под землей живут семейки, поливаем их из лейки. И Полинку, и Антошку позовем копать. (Картошку);
Сто одежек и все без застежек (Капуста);
Красна девица сидит в темнице, а коса на улице (Морковь);
Ох, наплачемся мы с ним, коль почистить захотим. Но зато от ста недуг нас излечит горький. (Лук);
Хоть чернил он не видал, фиолетовым вдруг стал и лоснится от похвал очень важный. (Баклажан);
Он бывает, дети, разный – желтый, зеленый и красный. То он жгучий, то он сладкий – надо знать его повадки. А на кухне - глава специй! Угадали? Это. (Перец).
Летом, не боясь жары, зрели красные шары. Выросли, как на подбор. Что за овощ? (Помидор);
Лезут по веревочке братья с грядки - горочки. Это братья – близнецы, а зовут их. (Огурцы);
В огороде, у дорожки стоит солнышко на ножке, только желтые лучи у него не горячи (Подсолнух).
Пословицы и поговорки про осень:
«Осень пришла - урожай принесла» – Осень – время сбора урожая;
«Осень идет и дождь с собой ведет» – осенью часто идут дожди и природа готовится к зиме;
«Осень – погод восемь» – Осенью очень часто и быстро происходит смена погоды;
Стихотворения про осень:
И. Могилевская ***
Под кустом свернулся ёжик
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
Разгоняя тучи.
В листья красные одетый
Улыбается пенёк.
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок.
И. Винокуров «Осень»
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.
Неизвестный автор - «Чудо огород»
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
«Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут».
Методические рекомендации:
Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.
Методическое пособие может быть рекомендовано к использованию педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями в индивидуальной работе с детьми.
Планируемый результат:
у детей формируются знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности;
формируются знания экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
формируются элементарные математические представления; развивается сенсорное восприятие, мелкая моторика, любознательность, и т. д.
у детей появляется интерес к совместной деятельности, желание узнавать больше об окружающем мире.
К пособию можно подбирать новые игры и задания, а также можно добавить разнообразные съемные картинки, добавить игры по возрасту и сложности.
Список использованной литературы:
Дыбина О. В. «Ребё нок и окружающий мир: программа и методические рекомендации». М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018 г.
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. М. : Мозаика - синтез, 2016 г.
Программа «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М, А. Васильевой., М. : Мозаика-синтез, 2018 г.
Морозова И. А., Пушкарева М. А. ,Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. М. : Мозаика-синтез, 2006 г.
Шорыгина Т. А. «Какие месяцы в году», М. 1999 г.
Хрестоматия для дошкольников. Изд. М. : Махаон 2020 г.
Шорыгина Т. А. «Беседы о временах года», М. : ТЦ Сфера, 2021 г.
Мазнин И. А. «500 пословиц и поговорок для детей, М : ТЦ Сфера, 2021 г.