елена дударева
Кукла-образ в познавательном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания обчности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Публикация «Кукла-образ в познавательном развитии детей» размещена в разделах
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта и познавательного развития. Игра — отражение жизни. Ребенок знает, что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых.
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из аспектов развития является формирование у него познавательных интересов.
Что же представляет собой познавательный интерес? Для того чтобы разобраться в этом мы обратились к работам ученых, философов, психологов, педагогов.
Так, рассматривая вопросы духовного мира человека, философ К. А. Гельвеций пишет: "Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета".
Современные ученые, психологи, педагоги рассматривают интерес, как личностное, образование, психический процесс, имеющий социальный характер и неразрывно связанный с потребностями и мотивами.
А. В. Петровский, М. Т. Ярошевский определяют интерес, как форму проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности и тем самым способствующую ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнать новое, узнать непонятное, о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи.
Между уровнем развития познавательного интереса и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса.
Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения "жажды знаний".
Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательных интересов требует от воспитателя целенаправленной работы. Интересы детей выступают особенно активно во время деятельности и в своего очередь влияют на характер деятельности. Все виды деятельности тесно связаны друг с другом, взаимно проникают одна в другую. Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов легче всего через игру. Интересный и своеобразный опыт обращения к игре при обучении изобразительной деятельности представлен в работах Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Т. К. Казаковой, Н. Я. Шибановой и др. Н. Григорьевой была разработана система использования игровых приемов во всех структурных частях занятий. В практике наиболее часто используются игровые приемы с целью мотивировки задания. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых, неожиданных ситуациях, предложенных взрослым. Сочетание знакомого с новым вызывает более устойчивый и глубокий интерес, желание выполнить работу. Интересно для детей также обыгрывание предметов, игрушек, картин - панорам и другого. Обыгрывание предметов, игрушек помогает привлечь внимание, мотивировать, обосновывать задание, заинтересовывать предстоящий работой, объяснить приемы выполнения задания и т. д.
Игровые приемы и персонажи вводят детей в занятие, направляют на поиск знаний, что непосредственно влияет и на развитие познавательного интереса.
По нашему мнению основным условием для развития познавательной активности детей являются :
- интересы и потребности детей;
- осмысление и осознание себя в окружающем мире;
- индивидуальность каждого ребенка;
- средства и способы добывания знаний.
В связи с этим целью работы стало помочь детям познавать окружающий мир, формировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.
Для этого мною была придумана кукла – образ «Тик-так», которую я использую на разных занятиях и в разных видах деятельности (кружке, в индивидуальной работе и т. д.). Идея была заимствована у коллег из г. Северска, которые используют куклы образ в развитии театральной деятельности детей.
Кукла – образ «Тик-так» может использоваться на занятиях по развитию математических способностей, изодеятельности, развитию речи и т. д. Благодаря ее функциональности, образной привлекательности, легкости в использовании вариантов игр с такой куклой может быть много. Легкий и мягкий материал, из которого изготовлена кукла, правильно подобранные размеры (как для ребенка, так и для взрослого)- позволяет легко управлять ею. Способность куклы складываться также вносит элемент сюрпризности в занятие или в игру.
Разработанная нами методика формирования познавательных интересов может быть использована практическими работниками. Данную проблему нельзя считать исчерпывающей и изученной. Практическая значимость данной работы состоит в том, что возможны пути дальнейшего совершенствования методической разработки. Хочется надеяться, что творческое использование предлагаемых рекомендаций обогатит и конкретизирует опыт педагогов.
Содержательная часть
Цель работы – помочь познать окружающий мир, сформировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранить индивидуальность каждого ребенка.
Задачи:
1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобретать новые знания.
2. Научить детей самореализовываться в окружающем мире.
3. Использовать различные средства и формы для познания окружающего мира.
4. Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.
Методическая разработка построена с учетом методологических принципов:
• Индивидуально – ориентированное обучение как часть общего процесса обучения и воспитания, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.
• Принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.
• Принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых.
• Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.
• Принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса.