Светлана Хазова
Методическая разработка культурно-образовательной практики «Книжные истории рассказываем сами»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность предлагаемой культурно-образовательной практики определяется приобщением детей к качественной и современной мировой литературе, не включенной в программы обучения. Обращение к произведениям Р. Даля позволяет детям найти отклик собственным переживаниям, страхам и обидам, так как автор многие свои книги написал, основываясь на собственном детском опыте. В отличии от аналогов, данная разработка предполагает собственное творчество (словесное, изобразительное, конструктивное) детей.
Цель: Приобщение воспитанников к мировой детской литературе.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Методическая разработка культурно-образовательной практики „Книжные истории рассказываем сами“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
- формирование представления об иллюстрации
Воспитательные:
- приобщение к первоначальным трудовым навыкам, навыкам взаимодействия со взрослыми и сверстниками в коллективной работе.
- мотивирование воспитанников и их родителей расширять социально-образовательное пространство, увеличивая читательский контингент районной библиотеки.
Речевые задачи: развитие навыков составления предложений в пересказе.
Адресная группа: дошкольники (возраст детей 6 лет) и их родители.
Культурно-образовательные практики занимают важное место в воспитании дошкольников ДОУ д/с№4. К ним относятся выездные мастер-классы учащихся Охтинского центра эстетического воспитания, сотрудников Пискаревского культурно-библиотечного центра на базе детского сада. Не менее трех мероприятий за год проводятся совместно с деловым партнером ДОУ- БКЦ Пискаревский на базе библиотеки, находящейся в шаговой доступности. Поддержку оказывает МО Полюстрово.
Содержание культурно-образовательной практики
Тема занятия:" Иллюстрирование сказки Роальда Даля «Огромный крокодил»".
Оборудование: Книги Роальда Даля из Пискаревского культурно-библиотечного центра, игрушки из киндерсюрпризов.
Материал: карандаши, резинки, фломастеры, бумага формата А4.
Предварительная работа: Воспитатель выкладывает в свободном доступе три книги Роальда Даля. Дети рассматривают иллюстрации, обсуждают по ним содержание, задают вопросы. Когда вся группа заинтересована, воспитатель рассказывает им о писателе. Далее чтение книги «Огромный крокодил» в групповом помещении и на прогулочной площадке. После прочтения на стол выкладываются мелкие игрушки. Они включают в состав героев произведения и дополнительно еще несколько других. Воспитанники играют сказку, попутно импровизируя и придумывая новые сюжеты.
Ход работы. Изодеятельность (2 занятия). Педагог допобразования. :
1. Рассматривание иллюстраций, обсуждение их значения, выявление главных сюжетных моментов.
2. Рисование эскизов карандашом.
3. Обсуждение техники выполнения. Выбор книжки-раскраски для возможной распечатки каждому ребенку. Техника графики.
4. Обводка эскизов черным маркером.
Субъектность данной образовательной практики. Выбранный текст произведения сокращен педагогом (адаптирован для 6=летнего возраста). Он включает в себя профилактику страхов детей дошкольного возраста. Воспитатель, родители и дети могут выбрать один из трех вариантов выполнения книги (раскраска, книжка с элементами конструирования, книжка с дополнительными собственными историями (на базе произведения Р. Даля). Полученный опыт ребенок может применить при последующем обучении в ОУ.
Культурный контекст. Составление коллективной работы предполагает хорошую взаимосвязь между участниками, умение детей подчиняться единому замыслу, быть командой. Происходит обучение культуре общения :
Все работают на одного, также как один на всех.
Деятельностный характер Самостоятельная деятельность детей заключается в выборе одного из вариантов выполнения книги. Также в свободном творчестве (словесном-придумывание сюжета во время игры с мелкими игрушками, изобразительном-придумывание иллюстрации к собственному сюжету на базе сказки «Огромный крокодил»). Методически педагог запускает процесс творчества с помощью проблемного обучения.
В свободном доступе лежат книги Р. Даля. К игрушкам-героям книги добавляются другие, в свободном доступе лежат элементы книжного конструирования (накладные части рисунка, соединенные приемом «Улитка» (мягкая проволока) -так можно выполнить открывающийся рот, крутящегося крокодила.
Последующая работа: Распечатка текста и составление книги педагогом. Знакомство родителей с библиотечными книгами Р. Даля и работой детей в группе.
Этапы работы: Июнь- знакомство детей с произведением, консультирование родителей по творчеству Р. Даля для дошкольников.
Сентябрь, октябрь- театрализация в игре, иллюстрирование произведения.
Представление родителям конечного продукта деятельности детей.
Помощь в проведении культурно-образовательной практики оказал БКЦ Пискаревский-социальный партнер ГБДОУ д/с №4.
В результате работы выполнена иллюстрированная книга-раскраска по сказке Р. Даля «Огромный крокодил». Она переведена в электронный формат для возможного тиражирования. Каждый ребенок может получить распечатку работ одногруппников, родители могут сравнить успехи детей.
Планируемый результат:
Мотивация к знакомству детей и их родителей с творчеством Р. Даля.
Расширение социально-образовательного пространства воспитанников (привлечение их в читательский контингент ПБКЦ Красногвардейского района). Формирование начальных навыков чтения современной мировой детской литературы.
Предполагается развитие цикла культурно-образовательных практик.
Заключение. Данная практика оказалась интересной и трудоемкой. Выполнение лучше планировать на свободные от праздничных дат месяцы.
Литература
«Огромный крокодил» М. Самокат 2013
«Волшебный палец» М. Самокат 2014
«Свинтусы» М Самокат 2015
https://allforchildren.ru/poetry/author564-dal.php