Анна Рощина
Конспект ООД «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №6» (МБДОУ «Детский сад №6»)
«Методическая разработка по нравственно - патриотическому
воспитанию детей в первой младшей группе на тему:
«Я и моя семья»
Рощина Анна Михайловна
воспитатель
высшей квалификационной категории.
Михайловск
2021г.
Организация образовательной деятельности с детьми в первой младшей группе
по теме: «Моя семья!»
Публикация «Конспект ООД „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Автор конспекта ООД : Рощина Анна Михайловна, воспитатель, высшая квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад № 6»
Время проведения: 20 ноября, 2020 года.
Продолжительность мероприятия: 15 минут.
Участники мероприятия: дети, педагоги.
Цель: Формировать предпосылки нравственно-патриотического воспитания детей через знакомство с семьей и членах семьи.
Задачи:
• Закреплять правильное представление о семье, членах семьи
• формировать представления о трудовых обязанностях членов семьи.
• Вводить в активный словарь понятия: "семья, дом, родные и близкие"
• Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов.
• Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
• Воспитывать доброе отношение к окружающим, сделать что-то доброе для них.
• Закрепить навыки работы на фланелеграфе, используя ранее изученные приемы наложения.
Задачи ОО в интеграции:
1. Социально-коммуникативное развитие:
• Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к совей семье.
• Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.
• Поощрять желание называть имена членов семьи.
2. Познавательное развитие:
• Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Развивать познавательную активность.
3. Речевое развитие:
• Развивать понимание речи и активизировать словарь. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений при выполнении пальчиковой гимнастики.
4. Художественно-эстетическое развитие:
• Развивать художественное восприятие
• Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.
5. Физическое развитие:
• Развивать инициативу и творчество в двигательной деятельности. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физических упражнений;
• Способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие;
Речевое развитие; Физическое развитие.
Задачи:
Обучающие:
• Продолжать знакомить детей с понятием Семья.
• Совершенствовать умение называть родственные отношения в семье.
Образовательные:
1. Формировать у детей представление о семье, раскрыть понятие "Семья"
2. Закрепить умение называть свое имя, фамилию; членов своей семьи; понимать роль взрослых и детей в семье.
3. Вводить в активный словарь понятия: "семья, дом, родные и близкие";
4. Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов;
5. Закрепить навыки работы на фланелеграфе, используя ранее изученные приемы приложения и наложения.
Воспитательные:
• Воспитывать выдержку, настойчивость, смекалку, смелость.
• Создать эмоционально-положительный настрой, доставить чувство радости у дошкольников. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Предварительная работа: Беседы на темы: «Я и моя семья», «Есть ли у животных семья, родители?»,
Беседа о бабушке и дедушке; рассматривание картинок с изображением членов семьи и их занятий, фотоальбома «Моя семья», генеалогического древа. Чтение и разгадывание загадок о семье; сказки «Три медведя», чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»
Игровые ситуации: «У нас в гостях бабушка», «Мамины помощники».
Дидактические игры: «Чей малыш», «Назови ласково», «Мой дом», «Чьи вещи?»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери».
Подвижные игры: «Мамины бусы»».
Оборудование для педагога: ИКТ мультимедийное оборудование, презентация «Моя семья», коробка с воздушными шариками – сердечки.
Оборудование для детей: Оборудование: 2 корзинки, машинка, отвёртка, гаечный ключ, молоток, кастрюля, половник, утюг, сито, мини фланелиграфы с изображением домиков на каждого ребёнка, картинки с изображением каждого члена семьи.
Деятельность педагога Деятельность детей
Этап
Способы организации детской деятельности, содержание Осуществляемые действия Формируемые целевые ориентиры
Организационный.
Целеполагание и мотивация детей на деятельность
(2-3 мин)
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам погулять по ровненькой дорожке:
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
По камешкам, по камешкам
В ямку бух!
Вылезли из ямки. Дети входят в группу, выполняя движения согласно тексту.
Развитие координации движений при выполнении разных движений (бег, прыжки, проявление творческих способностей.
Воспитатель: Утром встали малыши,
В детский садик свой пришли.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Наши гости пришли к нам с добрым сердцем и хотят с нами познакомиться. Я буду передавать вам сердечко, а вы называть свои имена и кто может фамилию. Вот и познакомились.
Воспитатель: А теперь рассаживайтесь, ребята, пожалуйста, на стульчики. Здороваются. Садятся на стульчики.
Установление доверительных отношений с воспитанниками, мотивация на последующую исследовательскую деятельность
Выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме.
Использование речи как средства общения и познания.
Познавательная активность и интерес к социальному миру, проявление доброты и отзывчивости.
Поиграем с вами в игру.
Игра: «О ком я говорю?»
1. Кто вам варит кашу, супчик? (мама)
На машине кто везёт? (папа)
2. В доме кто всё чинит, ладит,
Гвозди забивает молотком? (дедушка)
3. Кто красивый шарфик свяжет
Тёплые носочки, варежки, штаны? (бабушка)
4. С кем вы любите играть с разными игрушками? (брат, сестра).
А всех вместе как можно их назвать? Что это? (семья) (Развесить картинки на мольберт) Дети отвечают на вопросы.
Развитие интереса к активному взаимодействию и общению со взрослым и сверстниками.
Сюрпризный момент: Появляется медведь (на интерактивной доске) Рассказ медведя о своей семье : «Здравствуйте, ребята!
Дети: «Здравствуйте!».
Мишутка: Вы узнали меня? (Да) Я Мишутка из сказки «Три медведя». Я хочу вам рассказать о своей семье. Наша семья небольшая : нас всего трое папа Михайло Потапович, мама Настасья Петровна и я Мишутка. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. А у вас, ребята, есть семья? (Да)
- Расскажите мне про вашу семью.
Воспитатель: Ребята, расскажем Мишутке о своей семье?
Дети: Да, расскажем.
Дети здороваются. Слушают рассказ Мишутки.
Дети инициативны, дружелюбно настроены по отношению друг к другу и гостю.
Основной
7 - минут
Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое семья?
Дети: Семья – это родные люди : мама и папа, дедушки, бабушки, брат и сестра. Они все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Дети концентрируют внимание на предстоящей деятельности
Дети проявляют инициативу и самостоятельность в своих высказываниях.
Воспитатель: у меня есть волшебная коробочка, которая любит собирать добрые слова. Вы будите говорить добрые слова о своей семье, а коробочка будет их собирать.
- Катя, с кем ты живешь? (мама, папа, Лиза). Как зовут маму, папу? (ответы детей)
- Где мама работает? (на работе)
– А вы маму свою любите? (Да, любим)
– А за что вы маму любите? ( Мама заботится о нас: покупает игрушки, готовит вкусный обед, стирает, убирает, читает книжки, шьет, любит нас)
– Скажите самые хорошие слова о маме, какая она? (Моя мамочка добрая, заботливая, ласковая, красивая, любимая и т. д.)
– А вы папу своего любите? (Да, любим, конечно)
– А за что вы любите папу? Как он о вас заботится? (Папа катает на машине, учит ездить на велосипеде, играть в футбол, покупает игрушки, заботится о нас, защищает нас)
– Значит, папа у вас какой? (Папа хороший, смелый, умный, добрый, сильный)
– Ребята, а вы бабушку любите? Что умеет делать бабушка, давайте ее похвалим! (Моя бабушка самая добрая, она вяжет, печет пироги, варит вкусные компоты, гуляет со мной, забирает меня из садика, угощает сладостями, любит меня, заботится обо мне.)
– Ребята, а у кого есть дедушка? Он что умеет делать? (Дедушка чинит, мастерит, помогает бабушке, заботится обо всех.)
– Ребята, у многих из вас еще есть братья и сестры, старше или младше вас. Вы их любите? Чем занимается дома ваша сестра? (Моет посуду, вытирает пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.)
– А брат что делает? (Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит.)
– Ребята, а вас любят в семье? (Да, любят.)
– А как вы догадались, что вас любят? (Меня целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют, играют со мной, заботятся обо мне.)
– Ребята, а за что вас любят в семье? (Слушаюсь, кушаю хорошо, маму и папу люблю, папе и маме помогаю, игрушки убираю.)
– Молодцы! Значит, вы тоже заботитесь о своей семье. Слушаетесь родителей, помогаете им, убираете свои игрушки. Не хотите расстраивать взрослых: маму, папу, бабушку, дедушку, братиков и сестренок – всю свою семью. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья!
Воспитатель: Ребята, мы с вами в группе оформили фотовыставку «Моя семья» (дети рассматривают фотовыставку на экране).
-Кто хочет рассказать о своей семье?
Мишутка вас внимательно слушает.
СЛАЙД 3 - 8
(Дети по желанию подходят к экрану, где изображена фотография своей семьи, 2 - 3 ребенка рассказывают, кто изображен, называя имена членов семьи и родственные отношения (бабушка, дедушка, брат и сестра) По ходу воспитатель задает наводящие вопросы.
Воспитатель: наши мамы любят готовить вкусные обеды, а папы любят, что – то чинить и мастерить. Я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Кому, что надо для работы»
Воспитатель: Дети, на столе, в корзине, лежат разные предметы, которыми пользуются ваши родители. Их кто-то нечаянно сложил в одну корзину. Давайте поможем родителям: пусть мальчики выберут те предметы, которые подходят для папы и положат их в синюю корзину, а девочки те, которые подходят для мамы и положат их в зеленую корзину. А Мишутка запомнит, какими предметами пользуются ваши и его родители.
А теперь давайте проверим и назовем предметы, которые вы выбрали для папы (молоток, машина, отвертка) и для мамы (кастрюля, половник, утюг)
Воспитатель: Для чего папе нужен молоток?
Дети: Чтобы забить гвоздь.
Воспитатель: А машина?
Дети: Чтобы водить. (Нас с мамой в магазин.)
Воспитатель: Отвертка для чего нужна?
Дети: Чтобы чинить. (Машину, пылесос.)
Воспитатель: Для чего маме нужна кастрюля?
Дети: Мама готовит суп.
Воспитатель: А половник для чего нужен?
Дети: Мама половником разливает суп по тарелочкам.
Воспитатель: А утюг для чего маме нужен?
Дети: Чтобы гладить наш вещи.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Мишутке очень понравилось.
Воспитатель: И у наших пальчиков, посмотрите, дружная семья. Давайте поиграем с семьей пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Сожмите левую руку в кулачок, а правой будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец. (Движения сопровождаются текстом.)
Пальчиковая игра: «Семья»
Этот пальчик – дедушка (большой)
Этот пальчик бабушка (указательный,
Этот пальчик папа (средний,
Этот пальчик мама (безымянный,
Этот пальчик я (мизинец,
Это вся моя семья (кулачок).
Пальчики все дружные,
Всем нам очень нужные.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а где живет ваша дружная семья?
Дети: В своем доме, в квартире.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно.
Теперь мы с вами отдохнем и поиграем
Физкультминутка «Вот такой красивый дом»
Вот какой красивый дом
(Руки на поясе, повороты в право, в лево)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем строить и играть (ритмичные приседания)
Дом большой, высокий строим (на носочках, руки вверх, тянутся)
Окна ставим, крышу кроем (прыжки)
Вот какой красивый дом будет жить семейка в нём.
(Показывают, руки в перёд).
Игра: «Заселим в домики семью»
СЛАЙД 9. Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть вот такие красивые домики, но в них никто не живёт, они хотят, чтобы там жила семья. Посмотрите, у меня есть вырезанные картинки. Кто на них изображен?
Дети: Бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра
Воспитатель: - Ребята, давайте пройдем в нашу мастерскую и поселим в домики семью, наклеим картинки так, чтобы у нас получилась в каждом домике большая, дружная семья. (Дети работают за столами, расселяют по очереди жильцов, сопровождая пояснением отвечая на вопросы воспитателя).
Воспитатель: Кто самый старший в семье?
Дети: бабушка и дедушка.
Воспитатель: Как вы должны к ним относиться?
Дети: Заботиться, помогать, слушаться
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы
Дети внимательно слушают и дают правильные ответы
Дети рассказывают о своей семье с помощью наводящих вопросов
Выполняют задание, в соответствии с установленными требованиями.
Дети рассказывают о назначении предметов, которые они выбрали
Дети выполняют пальчиковую гимнастику, поочередно разгибают пальчики и повторяют текст
Эмоционально реагируют на проведение пальчиковой гимнастики, выполняют движения согласно тексту, проговаривают слова.
Эмоционально реагируют на проведение физминутки, выполняют движения согласно тексту.
Творческая работа детей под руководством воспитателя.
Дети концентрируют внимание на предстоящей деятельности: выбирают нужные предметы.
Дети эмоциональны, идут на контакт с педагогом, отвечают на вопросы.
Дети способны выражать свои мысли, опираясь на свои знания и умения.
Дети способны выполнить задания опираясь на свои знания.
Развитие активного интереса, логического мышления.
Дети знают, что:
1. дом должен быть у каждой семьи;
2. в доме должны жить все члены семьи.
3. семья должна быть полной, большой и дружной;
Развитие активного интереса, логического мышления.
Заключительный
3- минуты
СЛАЙД 10. Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Дети: Большая, дружная семья.
Воспитатель: кто живёт в твоем домике? (Дети по очереди называют кто живё т в домике: 2 – 3 ответа.)
Мишутка: Спасибо, ребята! -
СЛАЙД 1. Воспитатель: Ну что, Мишутка, понравилось тебе гостить у детей в детском саду? Понравились тебе наши рассказы о своей семье?
ГОЛОС З. Мишутка: Спасибо вам, ребята! Мне так у вас понравилось, но мне пора возвращаться домой. Я хочу угостить вас вкусными медовыми пряниками! До свидания!
Дети: До свидания! Приходи еще к нам в гости, спасибо за угощение!
Дети проверяют правильность выполнения задания, отвечая на наводящие вопросы. Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности
Рефлексия 2 минуты
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2. Рефлексия деятельности-обсуждение достижения цели.
3. Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия
Воспитатель: Ребята, кто к нам приходил сегодня в гости?
Дети: Мишутка
Воспитатель: Из какой сказки он пришел?
Дети: Три медведя
Воспитатель: О чём мы ему рассказали сегодня?
Дети: О своей семье
Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня мы с вами говорили о семье. Для каждого человека он сам и его семья - самое дорогое, что есть на свете. В семье все нужны друг другу.
Воспитатель: А теперь давайте откроем нашу волшебную коробочку.
Ой, посмотрите, произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в сердечко (открывает мешочек и показывает сердечки воздушные шарики.) Сейчас я вам всем раздам сердечки, а вы вечером подарите их кому хотите из вашей семьи, при этом не забудьте вспомнить ласковые и добрые слова! Вашим родным будет очень приятно!
(Воспитатель раздаёт сердечки детям под песню «Моя семья»)
Дети внимательно слушают и отвечают на вопросы воспитателя.
Дети с помощью воспитателя закрепляют свои рассказы о своей семье.
Эмоционально реагируют на происходящие, выполняют танцевальные упражнения.
Научились
1. Узнавать новое о традициях семьи.
2. Научились быть дружными, отзывчивыми.