Ольга Саржан
Значение театра в воспитании и обучении детей
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Вы любите театр? Кукольный? Так как люблю его я…
Когда дети слышат слово «театр», в их глазах загораются радостные искорки, слышится веселый смех, сердце переполняется радостью от предвкушения чуда. Ведь ожившая в руках кукла – это, действительно, маленькое чудо, которое рождается на наших глазах.
Кукла не может оставить равнодушным никого, будь то малыш или взрослый. Театральная кукла – это не только игрушка, приносящая массу позитивных эмоций, но и незаменимый помощник в воспитании и обучении детей, особенно в младшем возрасте.
Публикация «Значение театра в воспитании и обучении детей» размещена в разделах
Для детей, только пришедших в образовательное учреждение, все является неизведанным, чужим пугающим, на помощь приходят «маленькие воспитатели». Воспитание идет не от взрослого, пока еще не известного человека, а от кукол. В их действиях дети могут увидеть свое отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны. Увидев куклу, ожившую в руках воспитателя, они чувствуют себя спокойнее, расслабляются и внимательно слушают своего маленького «наставника». Они с удовольствием отвечают на вопросы, дают советы, смеются, грустят вместе с персонажем и всегда готовы прийти к нему на помощь.
Театр кукол помогает воспитателю при проведении режимных моментов, чтении стихотворений и сказок, не даёт малышу возможности соскучиться в течение дня.
Переступая порог группы, ребенок испытывает много трудностей в речевом общении, неуверен в себе, в правильности своих действий. Здесь театральная кукла выступает в роли своеобразной ширмы. Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи куклы, ребенок как бы прячется за нее и чувствует себя более защищенным, ему легче высказать свои мысли (пригласить в игру другого ребенка, попросить о чем-то взрослого и т. д.). А взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее.
Понимая значение кукольного театра в воспитании и обучении детей, мы решили использовать в работе это простое, но необыкновенно действенное средство.
Для того что бы ускорить адаптацию детей в младшей группе у нас был создан пальчиковый театр «Теремок». Это миниатюрные герои сказки, которые надеваются на указательный палец и сам «теремок». Наш театр помогает развить мелкую моторику и координацию движения детей. От лица героев сказки мы читаем художественную литературу и проводим физминутки.
А так же создан штоковый театр «Репка». Дети самостоятельно разыгрывают данную сказку, что способствует развитию речи у детей.
Перчаточные куклы приходят на помощь в режимные моменты, в моменты грусти. Дети к ним прислушиваются, отвлекаются от своих переживаний и полностью погружаются в беседу с новым другом.
Такие театральные куклы очень часто используются в детских садах, но в прогимназии есть и уникальные. Мы создали экологический театр.
Актуальность:
В нашем образовательном учреждении одним из приоритетных направлений работы является экологическое воспитание. С 2008 года МОУ прогимназии №2 присвоен статус экспериментальной площадки по экологическому образованию. Воспитание дошкольников в духе природосбережения – это одна из задач нашей опытно-экспериментальной работы. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно воспитывать именно в раннем детстве.
В младшем возрасте детям интересно все многообразие окружающего их мира и в этот момент главное – правильно до них донести эту информацию.
Для детей младшего дошкольного возраста необходимы нетрадиционные формы работы, которые не только развивают познавательную активность детей, но и помогают косвенным путём формировать экологическую грамотность. Основываясь на принципе природосообразности мы, начиная с младшей группы, учим детей тому, что природа, ее флора и фауна самоценны, поэтому бережного отношения к себе требует каждая травинка или листочек, жучок или птичка.
Кто лучше донесёт эту информацию до детей, как не куклы? Поэтому был создан «Экологический театр».
Цель: Познакомить детей с цветущими растениями нашего региона, их названиями и отличительными чертами.
Задачи:
Формировать представления о взаимосвязи неживой и живой природы;
Воспитывать бережное отношение к природе посредством театрализованной деятельности;
Развивать творческие способности младших дошкольников; выразительность мимики и жестов, умение передавать настроение; мелкую моторику рук;
Способствовать расширению и активизации словарного запаса воспитанников.
Методическая разработка включает в себя «Волшебный сундучок» в котором находится настольный театр «Цветочные феи» :
- «Цветочные феи» - настольные куклы - «цветы» в виде маленьких девочек в юбочках, отражающих отличительные признаки разных цветущих растений: ромашка, василёк, мак, роза, колокольчик, астра, одуванчик, хризантема;
- «Домик цветочных фей»;
- перчаточные куклы, которые выступают в роле повествователя (рассказывают, дают задания, задают вопросы).
Содержание работы с пособием:
Знакомство:
Персонажи перчаточных кукол знакомят детей с «цветочными феями», их «именами» (названиями цветов, рассматривают особенности каждого цветка.
Расширение представлений о цветущих растениях:
- чтение сказок;
- разучивание стихотворений, песен о цветах;
- инсценировка небольших театральных этюдов с участием детей.
3. Закрепление полученных знаний:
- отгадывание загадок;
- дидактические игры («найди по описанию», «Экологический светофор» и др.).
Заключение:
Помимо экологических занятий данное наглядно-дидактическое пособие можно использовать в любом виде образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми, для создания комфортного психологического микроклимата в адаптационный период, а так же может использоваться узкими специалистами (на занятиях изодеятельностью, при изучении лексики на занятиях по иностранному языку, на занятиях педагога-психолога, учителя-логопеда).
Перспективы:
Настольный театр планируется дополнить другими разделами: «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Насекомые», «Звери» и др., перчаточными куклами.