Виктория Шульгина
Викторина «Крестики-нолики». Итоговое мероприятие по теме «Быт и традиции народов Прибайкалья»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «БЫТ И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ПРИБАЙКАЛЬЯ» ВИКТОРИНА «КРЕСТИКИ – НОЛИКИ»
Автор: воспитатель
Шульгина Виктория Анатольевна
Братск, 2014г
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Публикация «Викторина „Крестики-нолики“, Итоговое мероприятие по теме „Быт и традиции народов Прибайкалья“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Крестики нолики. Игры своими руками
- Прибайкалье
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2014
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», музыкальная деятельность.
Тип: интегрированное
Возраст детей: старший
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции
образовательных областей: групповая
Цель: обобщение и закрепление знаний детей о быте и традициях народов Прибайкалья. Воспитание интереса к истории своего края, воспитание уважения к традициям народов Прибайкалья : бурят, эвенков, якутов и русских.
Активизация словаря: буряты, юрта, кочевники, скотоводство, шаман.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, презентация, мешочек с карточками двух команд по количеству детей, медали для награждения.
Демонстрационный материал: слайды презентации, куклы в национальном костюме, картинки (схемы) соответствующие словам пословицы
Раздаточный материал: фрагменты орнамента,, атрибуты для игр.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением народов Прибайкалья, их быта, рода деятельности, традиций;
2. Беседы, составление рассказов по картинам.
3. Рассматривание карты России, Иркутской области, Братского района и нахождение на них места проживания бурятов, эвенков, якутов, русских.
4. Просмотр презентации «Народы Сибири»
5. Чтение эвенкийских, якутских, бурятских народных сказок и легенд – «Орлиная скала», «Почему кедр, ель и сонна всегда зеленые», «Кубулгаты» (записаны краеведом В. И. Рассадиным, «А где тот олень?», «Собаки и человек», «Богатырь Байкал», «Хурист», «Две сумы»; стихов и рассказов поэтов и писателей народов Сибири – «Как гласит преданье», «Скачки» (Цыден-Жап Жимбиев, «Таежная, озерная, степная…», «Хитрый Будамшу» (Дамба Жалсараев, «Ая Ганга» (Дондок Улзытуев).
6. Разучивание пословиц и поговорок. Сравнение поговорок разных народов Прибайкалья.
7. Разучивание подвижных игр Прибайкальских народов : «Иголка, ниточка и узелок», «Тирмэ (юрта, «Хейро (солнце)», «Шагай (лодыжка)», «Прятанье колечка».
8. Аппликация, рисование «Кисет», «Коврик», «Рукавицы» – по мотивам бурятских и эвенкийских орнаментов
Детская деятельность - Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная - Физминутка «Звериная зарядка»
Игровая - Подвижные игры
Восприятие художественной литературы и фольклора - Загадывание загадок, восстановление порядка слов в пословицах
Музыкальная - Музыкальное сопровождение, танец
Конструирование - Составление национального орнамента
Изобразительная - аппликация "Ковер"
Коммуникативная - Беседа
Самообслуживание и элементарный труд -
Познавательно-исследовательская -
Сценарий викторины
Раздается сигнал на компьютере «пришло сообщение».
Воспитатель: К нам пришла письмо, а в нем видео сообщение от какой-то девочки Янжины. Давайте посмотрим вмести, что она нам хочет сообщить.
Дети садятся на стульчики перед экраном. Включается презентация. Слайд 2: На нем выведено изображение девочки-буряточки и записано звуковое сопровождение: «Я девочка-буряточка, зовут меня Янжина. Мне сказали, что я могу обратится к Вам за помощью. Я хотела бы узнать о быте и традициях народов Прибайкалья. Вы можете мне в этом помочь. (ответ детей). Я буду очень благодарна Вам.»
Воспитатель: Ребята поможем Янжине? (ответы детей). Я предлагаю провести викторину. Вы согласны (ответы детей).Для этого мы должны разделится на две команды. Смотрите у меня есть наш замечательный мешочек. Каждый из вас вытянет по одной карточке, те кому достанутся карточки с одинаковым знаком, станут одной командой (на карточках нарисован крестик или нолик).
Дети разбиваются на команды. Рассаживаются на свои места. Для этого приготовлены столы со стульями. На одном расположена табличка с крестиком, на втором – с ноликом.
Слайд 3. У нас есть игровое поле: посмотрите, в каждой его клетке стоит цифра. Это номер задания. После выбора командой задания, я его зачитаю. Сначала отвечает команда выбирающая задание команда. Если они отвечают неверно, то право ответа переходит соперникам. После ответа в клетке ставится знак правильно ответившей команды: крестик или нолик. Выиграет та команда, чьих знаков на игровом поле окажется больше.
Что ж, пора нам начинать
Я хочу вам пожелать:
Чтобы дружными вы были
Улыбались, не грустили,
Чтобы не было печали,
Чтобы дружно отвечали. (фанфары)
Ведущий объявляет задания, постепенно открывая клетки игрового поля по выбору детей. Право первого хода выбирается по считалке. Право следующего хода предоставляется проигравшей команде. После выполнения детьми трех заданий, проводится физминутка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы быстро справляетесь с заданиями. А сейчас настало время отдыха.
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
Любят долго потянуться
Обязательно зевнуть
Ну и хвостиком вильнуть
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть
Ну, а мишка косолапый
Широко расставив лапы
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала.
Действия детей под слова зарядки:
Присели, подпрыгнули
Присели, подпрыгнули
Кулачками потерли глаза
Потянулись
Зевнули, прикрывая рот ладонью
Движения бедрами в стороны
Наклониться вперед, прогнув спину
Слегка подпрыгнуть
Руки согнуть в локтях, ладони соединены ниже пояса
Расставить ноги на ширине плеч
Медленно переступать с ноги на ногу
Ускорить темп переступания
Развести руки в стороны
на уровне пояса ладонями вверх
[/i]
Затем игра – соревнование продолжается. После выполнения следующих трех заданий проводится гимнастика для глаз.
Птичка крылышки сложила,
Птичка перышки помыла,
Птичка клювом повела,
Птичка зернышки нашла,
Птичка зернышки поела,
Наша птичка улетела.
Действия детей:
Моргают глазами
Закрывают глаза и гладят веки указательными пальцами
Движения глазами влево – вправо
Движение глазами вверх – вниз
Круговые движения глазами.
Ведущий: Давайте посмотрим на наше игровое поле. Все задания выполнены. Давайте посчитаем, сколько на поле получилось крестиков? (дети отвечают). А сколько ноликов? (ответы детей). Чего больше? (ответы детей)
Выявляется команда – победительница.
Ведущий: Молодцы, ребята, вы выполнили все мои задания, и я хочу вручить вам медали.
Вам понравилась игра?
Какое задание было самым интересным?
Какое задание было самым легким?
Какое задание было самым трудным?
Как выдумаете смогли ли мы помочь Янжине?
Я предлагаю вам не последок исполнить бурятский народный танец-хоровод «Ёхор»
Дети встают в круг, взявшись за руки. Звучит музыка. Дети повторяют слова.
1. Наш бурятский хоровод взяться за руки зовет.
Если ты хороший друг – становись скорее в круг.
Хорошо ли, плохо ли топаешь ногой –
Безразлично ёхору – он у нас такой!
Припев:
Ё хор наш танцует так:
Влево шаг, вправо шаг,
Шаг вперед и шаг назад,
Величальной песни в лад!
Ёхор, ёхор, ёхор, ёхор,
Ёхор, ёхор – красота!
2. И весну и круглый год славит Ёхор – хоровод,
Как народное богатство бережет его народ.
Припев.
Движения танца:
Дети идут по кругу, взявшись за руки
Останавливаются лицом в круг
Руки на поясе, делают притопы ногами
Все вместе делают один шаг влево, затем вправо
Делают один шаг вперед, затем – назад
Притопывая двигаются к центру круга
Притопывая возвращаются в исходное положение
Движения повторяются.
Ведущий: В конце мне хочется добавить еще несколько строк
Душа народа не стареет,
Не умирает ничего,-
Смотри:
Над вешней степью реет
Далеких предков
Мастерство!
Приложение 1
Задания к игровому полю
Клетка №1 «Найди правильный ответ»
На слайде записан вопрос и расположены четыре картинки, необходимо выбрать ту, на которой изображен верный ответ.
Слайд 4
1. На какой из данных картинок изображено национальное жилище бурят? (даны изображения избы, чум, балагана, юрты)
Слайд 5
2. На берегу какого озера проживают буряты? ( даны изображения озер: Байкал, Бросно, Ладыжкое,Танганьика)
Слайд 6
3. Какой из гербов является гербом бурят? (эвенков, якут, бурят, русских)
Клетка №2 «Найди лишнее»
Слайд 7
На слайде записан вопрос и расположены четыре картинки, необходимо убрать лишнюю.
1. Какой из представленных костюмов не является национальным костюмом бурят? (лишний – костюм эвенков)
Слайд 8
2. Какой из промыслов не является народным промыслом бурят? (лишний промысел – изготовление матрешки).
Клетка №3 «Собери орнамент»
Слайд 9
Из данных фрагментов орнамента собрать весь орнамент. Или предложить сделать аппликацию «Украсить ковер». Работу можно организовать всей командой, подгруппами или индивидуально. При возможности использования нескольких компьютеров можно предложить эту работу на них, используя различные программы, где возможно перетаскивание элементов, например MimioStudio, PowerPoint.
Дополнительно можно попросить команду ответить на вопрос: «Что означает каждый цвет в орнаменте?»
Красный цвет – цвет огня, света, тепла, без которых немыслима жизнь на земле. Наши предки полагали, что этот цвет приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие народу.
Синий, голубой цвет – цвет неба и воды, он символизирует вечности, бесконечность. Символ верности, постоянства, честности.
Желтый цвет – цвет золота, твердости и благородства.
Зеленый цвет - цвет травы и листьев, цветущей земли –это символ Земли
Оранжевый - символизирует ранний восход солнца, возрождение и расцвет.
Черный цвет - цвет мрака - означает измену, угрозу.
Клетка № 4 «Разгадай кроссворд»
Слайд 10
Разгадывание кроссворда происходит по картинкам или загадкам о фауне Прибайкалья.
Кроссворд можно сделать в программе MimioStudio, либо кроссворд начертим на листе бумаги.
Если кроссворд сделан на основе картинок, то картинки можно демонстрировать через проектор или просто показывать. Можно на слайде разместить на слайде лишние картинки и предложить детям выбрать фауну Приангарья.
Подборка загадок:
1. Блещет в речке чистой, спинкой серебристой. Отгадка: рыба. Задаем дополнительный вопрос «Самая распространенная рыба Байкала?»
2. Четыре копыта, большие рога, и ростом большим обладает всегда. Отгадка: лось.
3. Хитрая плутовка рыжая головка, хвост пушистый – краса, как зовут ее? Отгадка: лиса.
4. На Каспии и на Байкале, её с трудом мы отыскали: ведь браконьеров часто жертва тюлень с блестящей шкурой. Отгадка: нерпа.
5. Пять полосок на спине, ушки на макушке, есть защёчные мешки, в них ношу продукты. Почки, жёлуди, грибы, очень обожаю, и запасы на зиму, в норке оставляю! Отгадка: бурундук.
6. Летом ходит без дороги возле сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. Отгадка: медведь.
Клетка № 5 «Разгадай ребус»
Слайд 11
Клетка № 6 «Восстанови порядок слов»
Слайд 12
Высвечиваются картинки (схемы) согласно текста пословицы или поговорки в разброс. Детям необходимо восстановить порядок слов.
Задание можно видоизменить. Закончить пословицу или поговорку.
Клетка № 7 «Давайте поиграем»
Слайд 13
Дети должны показать подвижную народную игру бурят.