Лобанова Олеся Алексеевна
Методическая разработка «Использование мотивов Пермского звериного стиля на занятиях в системе дополнительного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Использование мотивов пермского звериного стиля на занятиях в системе дополнительного образования». Изготовление наглядного пособия «Птица» в пермском зверином стиле.
2 слайд актуальность темы
Пермский звериный стиль, ставший объектом научных исследований во второй половине ХIХ века, интересен и на современном этапе.
Знание исторического наследия может обогатить духовный мир современного человека, сформировать его художественный вкус.
Публикация «Методическая разработка „Использование мотивов Пермского звериного стиля на занятиях в системе дополнительного образования“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Пермский край
- Темочки
В учебно-тематическом плане для I, II, III и IV годов обучения, обучающихся театральной студии «Подмостки», есть тема «Птица». В рамках этой темы на примере изображения птицы в пермском зверином стиле, педагоги знакомят учеников с древним искусством, с эмоционально-чувственным мироощущением наших предков. Для более полного изучения этой темы требуется наглядный материал, чтобы показать – как прародители познавали окружающую действительность, как зарождалось и развивалось такое эстетическое чувство, как понимание красоты и гармонии познаваемого мира. Этим объясняется актуальность данной темы.
3 слайд указание проблемы и цели
Проблема: соответственно проблемой является отсутствие наглядного пособия, которое затрудняет изучение Пермского звериного стиля на занятиях с обучающимися.
Цель: Создание наглядного пособия «Пермский звериный стиль».
4 слайд отличие в изображениях. Сверху можно увидеть культовую ложку VII-VIII вв. На рукоятке – погрудное изображение птицы, и скорее всего, это лебедь, судя по длине шеи.
Слева – пронизка в виде утки VI-VIII вв. Птица – прародительница человека, следовательно, существует большое количество изображений. В основном водоплавающие, хищные птицы с орнаментом, либо с его отсутствием.
Справа – птицевидный идол с опущенными по углом крыльями IX-X вв. украшен линейным орнаментом. Пришивался к одежде.
Отличия: сверху – лишь намёк на птицу, посмотрев на шею, можно решить, что птица относится к водоплавающим, но оперения совсем не видно; слева – также водоплавающая птица, судя по лапкам, однако хорошо просматриваются только голова и лапки, справа – бросающийся в глаза высокий рельеф и хорошо проработанное, параллельными насечками, каждое перо, как раз в таком положении, в каком они находятся у летящей птицы.
5 слайд сложные композиции. В пермском зверином стиле встречались и довольно сложные композиции, например на этом слайде можно увидеть:
Сверху слева – оригинальная пронизка из Больше-Висимского могильника VII-VIII вв. на Каме. На ней изображена хищная птица, вцепившаяся когтями в животное. Шея птицы переходит в объёмную голову человека с чётко выделенными глазами и носом, прорезными ноздрями и ртом. Крылья и расширяющийся хвост покрыты точечным орнаментом.
Снизу слева – кроме большинства предметов с изображениями птиц, имеющих культовое значение, можно отметить и бытовые вещи. Это фигурки хищных птиц на бронзовых навершиях кресал-огнив. Литьём занимались в основном женщины в свободное от приготовления пищи время.
Сверху справа - Также изображалась ещё одна группа – кричащие птицы. Это крупные и мелкие пронизки в виде птицы. На груди у неё обозначена голова хищника с раскрытой пастью, оперение передано точечным орнаментом или птица,
Снизу справа – фигурки двух птиц, обращённых головами друг к другу, на крышке бронзового медальона с шумящими подвесками из Редикорского могильника VII - X вв.
6 слайд виды изделий в чеканке, вашему вниманию представлена Дагестанская чеканка, для которой используют листы железа. Левая картинка – высокий рельеф блюда создаётся при помощи круглых чеканов, справа – тонкая ажурная работа. И то и другое требует внимательности и аккуратности
7 слайд этапы проектирования наглядного пособия
Выявив проблему – отсутствие наглядного пособия – нужно было решить, каким оно будет. Для этого понадобилось несколько критериев, которым наглядное пособие будет соответствовать:
а) Требования к наглядному пособию: удобство использования, эстетика внешнего вида, безопасность в использовании, экологичный фактор;
б) Выбор внешнего вида. Рассматривалось несколько вариантов: готовые изделия, альбом с эскизами, альбом с фотоиллюстрациями, технологическая карта, схема с поэтапным созданием чеканки. В результате было решено создать наглядное пособие, объединяющее схему с поэтапным выполнением чеканки и несколькими видами готовых изделий различного предназначения;
в) Выбор изображения. С этим не возникло затруднений. Так как требовалось, с различным уровнем сложности выполнения, изображение птицы, то для удобства потребовалось только выбрать варианты птиц, представленных в альбоме «Искусство Прикамья»;
г) Выбор материала. Готовые изделия в наглядном пособии должны соответствовать тому времени, в котором они создавались, поэтому нужно было выбрать из нескольких материалов: кость, дерево, металл. Кость, как и дерево, сложно и небезопасно использовать в работе с детьми младшего школьного возраста, поэтому выбор был остановлен на металле. Ввиду физического развития, металл для работы должен быть тонким, мягким, податливым, легкогнущимся. Такими свойствами обладает алюминиевая упаковка из-под напитков;
д) Выбор технического приёма также не вызвал затруднения. Если создавать изделие, соответствующее тому времени, «металлопластика», то осталось подобрать, с помощью каких инструментов выполнить прямое и обратное выдавливание изображения. Выбор был остановлен на доступных инструментах: использованные стержни разной толщины, ножницы, колпачки от ручек и фломастеров;
е) Формат, форма наглядного пособия. Размер (72*52) и форму продиктовали интерьерные условия кабинета. Расположение и размер этапов изготовления изделия, заключённых в застеклённые рамки, соотносятся с размерами фотоиллюстраций в альбоме «Искусство Прикамья»;
ж) Цвет оформления наглядного пособия также соответствует дизайну кабинета – светло-голубой оттенок основного фона. Для цвета фона, на который требовалось поместить птиц, было выбрано несколько вариантов: тёмно-зелёный, оранжевый – на них изображение смотрелось тускло, синий цвет терялся на основном фоне, поэтому было решено поместить изображения на чёрный бархат, так как именно этот цвет и фактура выигрышно подчеркнули блеск готовых изделий.
С 8 по 15 слайд этапы изготовления наглядного пособия
Сложность при изготовлении работы
Возникли некоторые сложности: аккуратный обжиг над газом, буквально несколько секунд, иначе металл становится очень тонким и при выдавливании нужного объёма может порваться; вырезание пустот ножницами, также из-за тонкости металла.
16 слайд к какому пришли выводу по окончании изготовления наглядного пособия.
Среди многих работ с металлом чеканка по листу представляется наиболее приемлемой в средней школе. Этот способ по сравнению с другими более прост и доступен учащимся как городских, так и сельских школ. Он не требует сложных приспособлений и редких инструментов. Однако при всей доступности искусство чеканки по листу обладает достаточным запасом сложности, позволяющем успешно работать не только с обучающимися начальных классов, но и с подростками и со старшеклассниками.