наталия захарова
Опыт работы «Использование малых форм фольклора в период адаптации детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
"Использование малых форм фольклора в период адаптации детей раннего возраста"
Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении – это проблема адаптации детей при переходе из семьи в детский сад.
Публикация «Опыт работы „Использование малых форм фольклора в период адаптации детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Темочки
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении, т. е., каждый ребенок привыкает по-своему. Её сущность заключается в обеспечении процесса развития личности.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительные пребывания в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. В возрасте 2—3 лет ребенок уже имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Все это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания, и в особенности в такой сложный период, каким является период привыкания малыша к жизни в детском саду.
Детский фольклор – это специфическая область народного искусства. Его содержание, жанровый состав, выбор художественных средств и образов определяются детским мировоззрением. Функционирование детского фольклора тесно связано с игрой.
К. Д. Ушинский подчёркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна ввести его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа» [Ушинский К. Д. Собр. Соч. -Т. 5.-С345]. Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всё м его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевёртыши, пословицы, поговорки, сказки и другие.
Приобщение детей к малым жанрам фольклора, безусловно, не проявляется само собой.
В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс.
Поэтому в работе с детьми по ознакомлению с малым фольклорными жанрами я перед собой поставила
Цель: раскрыть перед детьми раннего возраста мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя через малые жанры фольклора
Задачи:
1. Приучить внимательно, слушать произведения малого жанра фольклора.
2. Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора.
3. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы.
4. Учить запоминать и читать наизусть произведения.
5. Развивать умение рассматривать иллюстрации в книгах, формировать эстетический вкус у детей.
6. Воспитать нравственные качества детей : доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.
7. Развивать речь, обогащать словарный запас детей.
8. Обеспечить эмоциональное положительное общение с каждым ребёнком.
9. Способствовать успешной адаптации детей к детскому саду.
Для того чтобы сформировать у детей 2-3 лет интерес к малым жанрам фольклора должна быть выстроена система работы с детьми.
Методы и примеры работы
Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:
• образовательную деятельность по всем образовательным областям.
• совместную деятельность с детьми – режимные моменты, наблюдения, игру, индивидуальную работу.
Для того чтобы выполнить поставленные цель и задачи нужно выстроить систему работы с детьми. В процессе приобщения ребёнка к ценностям народной культуры нельзя обособленно рассматривать приёмы и методы педагогического воздействия, следует говорить о единой системе целей, содержания, форм и методов деятельности, направленной на освоение традиционных культурных ценностей ребёнком с самого раннего детства.
Например, на занятии по развитию речи на тему «Чтение русской народной сказки «Курочка ряба» для того, чтобы смотивировать воспитанников на знакомство с новой сказкой, начните занятие со знакомой потешки
«Курочка – рябушечка»
- Курочка – рябушечка,
Куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка – рябушечка,
Зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка – рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка – рябушечка,
Как цыплятки просят пить?
- Пи – пи – пи – пи – пи – пи»
После прочтения потешки спросите у детей, о ком эта потешка? Куда ходила курочка? А как зовут её деток? Как пищат цыплята? Вызвав у малышей интерес к курочке, спросите, хотят ли они познакомиться с новой курочкой – курочкой Рябой? Получив их согласие, прочитите им новую сказку. Для наиболее полного восприятия сказки используйте настольный театр. После прочтения сказки дайте немного времени, а потом поинтересуйтесь, понравилось ли детям. Затем вопросы по содержанию. Позднее предложите вторично послушать сказку. Закончите занятие чешской песенкой:
Курочка моя,
Умница моя,
Вот пшено, водичка,
Дай, ты мне яичко,
Умница моя!» и т. д.
Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей раннего возраста с различными фольклорными жанрами - это внести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить, как яркое общение с ребёнком, на глазах которого разыгрывается красочное действие. Использование фольклора в своей работе с детьми во время адаптации поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима последовательная работа воспитателя и родителей.
Литература
1. Ватутина Н. Д. Ребё нок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение,2008. - 80с.
2. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике,2006 г.
3. Воспитание и обучение детей раннего возраста : Книга для воспитателя детского сада/ А. М. Фонарёв, С. Л. Новосёлова, Л. И. Каплан и др. - М. : Просвещение,2006. - 176с.
4. Воспитание и обучение детей раннего возраста : Книга для воспитателя детского сада/ А. М. Фонарёв, С. Л. Новосёлова, Л. И. Каплан и др. - М. : Просвещение,2006. - 176с.
5. Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Г. М. Ляминой. - М. : Просвещение, 2011. - 224с.
6. ДанилинаТ. А., ЗедгенидзеВ. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ. Айрис-Пресс, 2008
7. Дэвид Д., Дж Джери. Большой толковый социологический словарь, 2001 г. Гулина М. А.
8. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36
9. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36
10. Логаш Л., Опаловская Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2007. - №9. - с. 42-44
11. Логаш Л., Опаловская Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2007. - №9. - с. 42-44
12. Овчинников В. И. Глоссарий по биосоциологии, 2008 г.
13. Павлова Л. О современной проблеме раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - с. 9-12
14. Павлова Л. О современной проблеме раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - с. 9-12
15. Платонова, Н. М. Основы социальной педагогики / Н. М. Платонова. – СПб. : Питер, 2007.- 390с.
16. Реан, А. А. К проблеме социальной адаптации личности / А. А. Реан // Вестник СПбГУ. - №20.-2009- С. 74-79.
17. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб: Речь,2009. - 306с.
18. Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - с. 3-12