МААМ-картинки

Опыт работы «Использование малых форм фольклора в период адаптации детей раннего возраста»

наталия захарова
Опыт работы «Использование малых форм фольклора в период адаптации детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

"Использование малых форм фольклора в период адаптации детей раннего возраста"

Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении – это проблема адаптации детей при переходе из семьи в детский сад.

Публикация «Опыт работы „Использование малых форм фольклора в период адаптации детей раннего возраста“» размещена в разделах

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении, т. е., каждый ребенок привыкает по-своему. Её сущность заключается в обеспечении процесса развития личности.

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительные пребывания в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. В возрасте 2—3 лет ребенок уже имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Все это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания, и в особенности в такой сложный период, каким является период привыкания малыша к жизни в детском саду.

Детский фольклор – это специфическая область народного искусства. Его содержание, жанровый состав, выбор художественных средств и образов определяются детским мировоззрением. Функционирование детского фольклора тесно связано с игрой.

К. Д. Ушинский подчёркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна ввести его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа» [Ушинский К. Д. Собр. Соч. -Т. 5.-С345]. Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всё м его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевёртыши, пословицы, поговорки, сказки и другие.

Приобщение детей к малым жанрам фольклора, безусловно, не проявляется само собой.

В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс.

Поэтому в работе с детьми по ознакомлению с малым фольклорными жанрами я перед собой поставила

Цель: раскрыть перед детьми раннего возраста мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя через малые жанры фольклора

Задачи:

1. Приучить внимательно, слушать произведения малого жанра фольклора.

2. Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора.

3. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы.

4. Учить запоминать и читать наизусть произведения.

5. Развивать умение рассматривать иллюстрации в книгах, формировать эстетический вкус у детей.

6. Воспитать нравственные качества детей : доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.

7. Развивать речь, обогащать словарный запас детей.

8. Обеспечить эмоциональное положительное общение с каждым ребёнком.

9. Способствовать успешной адаптации детей к детскому саду.

Для того чтобы сформировать у детей 2-3 лет интерес к малым жанрам фольклора должна быть выстроена система работы с детьми.

Методы и примеры работы

Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:

• образовательную деятельность по всем образовательным областям.

• совместную деятельность с детьми – режимные моменты, наблюдения, игру, индивидуальную работу.

Для того чтобы выполнить поставленные цель и задачи нужно выстроить систему работы с детьми. В процессе приобщения ребёнка к ценностям народной культуры нельзя обособленно рассматривать приёмы и методы педагогического воздействия, следует говорить о единой системе целей, содержания, форм и методов деятельности, направленной на освоение традиционных культурных ценностей ребёнком с самого раннего детства.

Например, на занятии по развитию речи на тему «Чтение русской народной сказки «Курочка ряба» для того, чтобы смотивировать воспитанников на знакомство с новой сказкой, начните занятие со знакомой потешки

«Курочка – рябушечка»

- Курочка – рябушечка,

Куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка – рябушечка,

Зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка – рябушечка,

Зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка – рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

- Пи – пи – пи – пи – пи – пи»

После прочтения потешки спросите у детей, о ком эта потешка? Куда ходила курочка? А как зовут её деток? Как пищат цыплята? Вызвав у малышей интерес к курочке, спросите, хотят ли они познакомиться с новой курочкой – курочкой Рябой? Получив их согласие, прочитите им новую сказку. Для наиболее полного восприятия сказки используйте настольный театр. После прочтения сказки дайте немного времени, а потом поинтересуйтесь, понравилось ли детям. Затем вопросы по содержанию. Позднее предложите вторично послушать сказку. Закончите занятие чешской песенкой:

Курочка моя,

Умница моя,

Вот пшено, водичка,

Дай, ты мне яичко,

Умница моя!» и т. д.

Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей раннего возраста с различными фольклорными жанрами - это внести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить, как яркое общение с ребёнком, на глазах которого разыгрывается красочное действие. Использование фольклора в своей работе с детьми во время адаптации поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима последовательная работа воспитателя и родителей.

Литература

1. Ватутина Н. Д. Ребё нок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение,2008. - 80с.

2. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике,2006 г.

3. Воспитание и обучение детей раннего возраста : Книга для воспитателя детского сада/ А. М. Фонарёв, С. Л. Новосёлова, Л. И. Каплан и др. - М. : Просвещение,2006. - 176с.

4. Воспитание и обучение детей раннего возраста : Книга для воспитателя детского сада/ А. М. Фонарёв, С. Л. Новосёлова, Л. И. Каплан и др. - М. : Просвещение,2006. - 176с.

5. Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Г. М. Ляминой. - М. : Просвещение, 2011. - 224с.

6. ДанилинаТ. А., ЗедгенидзеВ. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ. Айрис-Пресс, 2008

7. Дэвид Д., Дж Джери. Большой толковый социологический словарь, 2001 г. Гулина М. А.

8. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36

9. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36

10. Логаш Л., Опаловская Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2007. - №9. - с. 42-44

11. Логаш Л., Опаловская Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2007. - №9. - с. 42-44

12. Овчинников В. И. Глоссарий по биосоциологии, 2008 г.

13. Павлова Л. О современной проблеме раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - с. 9-12

14. Павлова Л. О современной проблеме раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - с. 9-12

15. Платонова, Н. М. Основы социальной педагогики / Н. М. Платонова. – СПб. : Питер, 2007.- 390с.

16. Реан, А. А. К проблеме социальной адаптации личности / А. А. Реан // Вестник СПбГУ. - №20.-2009- С. 74-79.

17. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб: Речь,2009. - 306с.

18. Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - с. 3-12

Публикации по теме:

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Конспект занятия «Использование социально-ориентированных игр в период адаптации детей к детскому саду» (первая младшая) Оксана Шелкопляс КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ»(первая младшая.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Онлайн методическое обьединение «Использование развивающего и дидактического пособия в период адаптации детей»Онлайн методическое обьединение «Использование развивающего и дидактического пособия в период адаптации детей» Онлайн методическое обьединение " Использование развивающего и дидактического пособия в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ".

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском садуОпыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация тяжелое время для ребенка. Это не только процесс привыкания к новым отношениям, к новой обстановке, к новому режиму, но и выработка.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование малых форм фольклора в период адаптации детей раннего возраста»
Опубликовано: 29 августа 2021 в 21:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Использование малых форм фольклора в период адаптации детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем наталия захарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД