Ирина Ветлугина
Конспект занятия «Искусство вытынания»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка:
учебное занятие
по теме: «Искусство вытынания».
Подготовлено: педагогом дополнительного образования: Ветлугиной Ириной Владимировной
с. Красный Яр, 2023г.
Тема: Искусство вытынания.
Цель занятия : дать представление о технике ажурного вырезания поделок из бумаги – вытынанках, их видах и практическом применении в быту и повседневной жизни.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия „Искусство вытынания“» размещена в разделах
- Вытынанки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
• Способствовать формированию представления о таком виде декоративно- прикладного искусства – как вырезание из бумаги.
• Ознакомить учащихся с техникой вырезания.
Развивающие:
• Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;
• Развивать интерес к предмету;
• Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
• Развивать умение организовать свой труд, умение концентрироваться на задании, сопоставлять результаты с заданием.
• умения находить оптимальные решения;
• развитие мотивации учебной деятельности.
Воспитывающие:
• Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать,
• коммуникабельность, аккуратность, терпения и экономного расходования материала.
• воспитывать активность, культуру труда, умение работать в коллективе.
Обеспечить здоровьесбережение на занятии.
Тип занятия : урок изучения нового материала.
Форма занятия : беседа, игра, изготовление вытынанок. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой. Материал и оборудование: презентация «Искусство вытынания», образцы вытынанок, выполненных учащимися; инструменты (канцелярские ножи, ножницы) шаблоны, бумага (можно офисную) или картон.
Основные методы работы:
- наглядный (демонстрация готовых работ)
- словесный (объяснение нового материала, беседа)
- практическая деятельность (выполнение работ)
Используемые педагогические технологии: игровая, личностно-ориентированная.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. - Здравствуйте ребята. - Я не буду вам сразу называть тему сегодняшнего урока, надеюсь, что вы сами сможете сформулировать ее через некоторое время.
В 2020 году одному великому сказочнику исполнилось 215 лет. Кто может назвать его фамилию? Если дети не могут сразу назвать фамилию, то даются подсказки:
• Кто написал про маленькую девочку, размером с дюйм;
• принцесса, которая не выспалась;
• утенок, который превратился в лебедя и т. д.
Правильно, это ГАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН. О том, что Андерсен писал сказки, знают все, но о том, что он увлекался вырезанием силуэтов и его работы до сих пор хранятся в одном из музеев Дании, знают не все.
По воспоминаниям современников, Андерсен обладал необыкновенным талантом к вырезанию. С невероятной быстротой вырезал он самые причудливые фигурки. Рассказывая сказки детям, писатель часто оживлял их с помощью своих вырезок-силуэтов. - Сейчас вы можете назвать мне тему нашего урока? – (ответы детей)
«вырезание из бумаги».
Изучение нового материала:
Многие из вас на Новый год вырезали снежинки и украшали ими окна. Но не каждый из вас знает, что вырезание из бумаги является одним из видов ДПИ и имеет свои традиции и историю. Возникло оно много сотен лет назад, когда в Китае была изобретена бумага. Вместе с секретами изготовления бумаги - это искусство распространилось по всему миру.
Хорошо известны вырезки из бумаги народов Японии, Вьетнама, Мексики, Дании, Финляндии. Украины, Литвы и других стран. В каждой стране оно имеет свои художественные особенности.
2. Презентация «Вытынанка-ажурное вырезание по бумаге».
(Показ презентации с одновременным рассказом.)
Слайд 1. ВЫТЫНАНКА
Вытынанка – это особый вид работы с бумагой.
В разных странах искусство вырезания называется примерно одинаково, в переводах - как «бумажная картинка», «бумажный цветок», «вырезка из бумаги», «вырезка ножницами», «силуэтное вырезание», «ажурное вырезание», «вытынанка» - в переводе с украинского «вытынать», т. е. вырезать.
Современные работы, выполненные в технике художественного вырезания из бумаги, называют прорезными изображениями, бумажной графикой, ажурным вырезанием.
Данный вид декоративно-прикладного творчества подразумевает вырезание ажурного узора из белой, черной или цветной бумаги с большим акцентом на тщательности и аккуратности.
Слайд 2. ИСТОРИЯ ВЫТЫНАНКИ
Этот вид искусства появился очень давно.
Если уж говорить об корнях искусства вырезания узоров из бумаги, то надо сказать, что зародилось оно в 9 столетии в Китае одновременно с изобретением и распространением бумаги.
Художественное вырезание из бумаги – традиционный для многих народов вид искусства.
В те далекие времена бумага стоила немалых денег, поэтому искусство художественной вырезки было доступно немногим. Им занимались в императорских дворцах и домах придворной знати. Позднее, в XIII–XVII вв., вырезание из бумаги получило широкое распространение. Такой вид вырезания стал называться «цзяньчжи».
Сначала вырезали драконов, позже – героев легенд, духов, бабочек, рыб, птиц, людей и цветов. Такие картинки вывешивали на окна, чтобы защитить дом от зла. В некоторых поселениях перед свадьбой украшали жилище белыми вытынанками, которые изготавливали невесты. Считалось, что лучшая невеста та, у которой самые ажурные вытынанки.
В Украине это искусство тоже получило свое развитие.
Отсюда и такое необычное название Вытынанка.
Первые бумажные вытынанки в Украине появились в 19 столетии и наиболее распространены были в Подолье, Прикарпатье и Приднестровье. Это были орнаментальные украшения жилья, ажурные или силуэтные композиции, вырезанные ножницами либо ножом из белой или цветной бумаги. В древности такие изделия использовали для отделки стен, окон, полок, печей. Как правило, традиционная вытынанка содержит сюжет – по ней можно было прочитать, что происходит в деревне, кто родился, где свадьба, какие праздники.
Искусство вырезания в нашей стране почти не исследовано.
Вытынанка- это древнейший вид славянской культуры. Зародился он еще в древности, Кочевые племена скифов украшали свои седла и одежду специальным орнаментом: из кожи вырезали узор, накладывался на другой кусок кожи и прижигался горячим плоским камнем. Получался орнамент, который и можно назвать прототипом вытынанки.
Искусство вытынанки родилось в народе. Люди начинали украшать свои комнаты в светлице травами, рушниками и вытынанками. Старались наполнить радостью свой дом. Свой дом празднично украшали дважды- на Рождество и Пасху. Вырезали ангелочков и клеили их на окна или домашний иконостас. Но в начале 20 века под влиянием городской моды вытынанка исчезла из крестьянского быта, сохранившись только в некоторых районах. В России вырезание силуэтов стало увлечением в дворянской среде. Вырезанием из бумаги интересовались многие деятели искусства : Иоганн Вольфганг Гете, Ханс Христиан Андерсен, Илья Репин, Анри Матисс - создавая многоцветные композиции - «декупажи».
Слайд 3. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ
Из материалов вам понадобится: схемы рисунка, который вы будете вырезать, бумага (можно офисную) или картон.
Схемы можно распечатывать на принтере на листе бумаги.
Для вырезания многие мастера используют обычные маникюрные ножницы, канцелярские ножи. Цвет и фактура вырезки могут быть разными - главным остается цельновырезанная картина, наложенная на фон. Настоящая силуэтная картина не должна разваливаться на составные части. Из вырезанных картинок часто составляют коллаж.
3. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
При работе следует помнить о технике безопасности при работе с режущими инструментами:
- при работе с канцелярским ножом выдвигайте небольшую часть лезвия;
-работай канцелярским ножом на рабочей доске;
-выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй - материал с которым работаешь.
- нож держи вертикально, рука, придерживающая работу должна быть всегда только за лезвием ножа.
- в случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
Инструктаж по технике безопасности
Храните ножницы в определённом месте. Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.
4. Практическая работа.
- Ребята, я предлагаю вам сделать свои собственные вытынанки – рукавички.
- Вам дается шаблон рукавички.
-Вы его обводите прикладывая к выбранному листу бумаги и затем вырезаете.
- Следующий этап: вы должны подумать и нарисовать рисунок на своей рукавичке, затем вырезать этот рисунок – это и будет ваша вытынанка.
Рисунок должен быть мелким, не крупным.
Например: снежинка, кружочки, треугольники, полоски и т. д.
Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.
Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы, индивидуальная работа с учащимися.
– проверка организации рабочих мест учащихся;
– проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
– инструктирование по выполнению задания
– оказание помощи слабо подготовленным учащимся.
5. Уборка рабочих мест.
6. Заключительный этап. Мини-выставка работ учащихся.
7. Рефлексия.
Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.
Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему учились? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на уроке?
Я считаю, цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.
Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках технологии или др. предметах, но и в жизни за пределами школы.
Вырезание из бумаги очень увлекательное занятие, развивает мелкую моторику рук, которая напрямую связана с развитием памяти и интеллекта. Не повредит это занятие и взрослым, особенно тем, чья работа связана с нервными перегрузками.
Вот и закончился наше занятие. Получились замечательные рукавички, которые будет дарить радость всем вам, и чьё окно комнаты они украсят.
Спасибо за внимание!
Структура занятия
1. Организационный момент. Знакомство с планом работы. Организация рабочего места. (2 минуты)
2. Презентация «Вытынанка- уникальная техника резьбы по бумаге» (5 минут)
3. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. (1 минута)
4. Практическая часть. (25 минут)
5. Уборка рабочих мест. (1 минута)
6. Заключительный этап. Мини-выставка работ учащихся.
(5 минут)
7. Рефлексия (1 минута)
Общая продолжительность минут (40 минут)
Источник:
https://dzen.ru/a/XBbERlvuiACpFqpZ
https://dg-home.ru/blog/sozdaem-izyashchnyy-dekor-iz-bumagi_b879073/