Папки-передвижки

Конспект занятия «Искусство вытынания»

Ирина Ветлугина
Конспект занятия «Искусство вытынания»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка:

учебное занятие

по теме: «Искусство вытынания».

Подготовлено: педагогом дополнительного образования: Ветлугиной Ириной Владимировной

с. Красный Яр, 2023г.

Тема: Искусство вытынания.

Цель занятия : дать представление о технике ажурного вырезания поделок из бумаги – вытынанках, их видах и практическом применении в быту и повседневной жизни.

Задачи:

Обучающие:

Публикация «Конспект занятия „Искусство вытынания“» размещена в разделах

• Способствовать формированию представления о таком виде декоративно- прикладного искусства – как вырезание из бумаги.

• Ознакомить учащихся с техникой вырезания.

Развивающие:

• Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;

• Развивать интерес к предмету;

• Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

• Развивать умение организовать свой труд, умение концентрироваться на задании, сопоставлять результаты с заданием.

• умения находить оптимальные решения;

• развитие мотивации учебной деятельности.

Воспитывающие:

• Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать,

• коммуникабельность, аккуратность, терпения и экономного расходования материала.

• воспитывать активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Обеспечить здоровьесбережение на занятии.

Тип занятия : урок изучения нового материала.

Форма занятия : беседа, игра, изготовление вытынанок. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой. Материал и оборудование: презентация «Искусство вытынания», образцы вытынанок, выполненных учащимися; инструменты (канцелярские ножи, ножницы) шаблоны, бумага (можно офисную) или картон.

Основные методы работы:

- наглядный (демонстрация готовых работ)

- словесный (объяснение нового материала, беседа)

- практическая деятельность (выполнение работ)

Используемые педагогические технологии: игровая, личностно-ориентированная.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. - Здравствуйте ребята. - Я не буду вам сразу называть тему сегодняшнего урока, надеюсь, что вы сами сможете сформулировать ее через некоторое время.

В 2020 году одному великому сказочнику исполнилось 215 лет. Кто может назвать его фамилию? Если дети не могут сразу назвать фамилию, то даются подсказки:

• Кто написал про маленькую девочку, размером с дюйм;

• принцесса, которая не выспалась;

• утенок, который превратился в лебедя и т. д.

Правильно, это ГАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН. О том, что Андерсен писал сказки, знают все, но о том, что он увлекался вырезанием силуэтов и его работы до сих пор хранятся в одном из музеев Дании, знают не все.

По воспоминаниям современников, Андерсен обладал необыкновенным талантом к вырезанию. С невероятной быстротой вырезал он самые причудливые фигурки. Рассказывая сказки детям, писатель часто оживлял их с помощью своих вырезок-силуэтов. - Сейчас вы можете назвать мне тему нашего урока? – (ответы детей)

«вырезание из бумаги».

Изучение нового материала:

Многие из вас на Новый год вырезали снежинки и украшали ими окна. Но не каждый из вас знает, что вырезание из бумаги является одним из видов ДПИ и имеет свои традиции и историю. Возникло оно много сотен лет назад, когда в Китае была изобретена бумага. Вместе с секретами изготовления бумаги - это искусство распространилось по всему миру.

Хорошо известны вырезки из бумаги народов Японии, Вьетнама, Мексики, Дании, Финляндии. Украины, Литвы и других стран. В каждой стране оно имеет свои художественные особенности.

2. Презентация «Вытынанка-ажурное вырезание по бумаге».

(Показ презентации с одновременным рассказом.)

Слайд 1. ВЫТЫНАНКА

Вытынанка – это особый вид работы с бумагой.

В разных странах искусство вырезания называется примерно одинаково, в переводах - как «бумажная картинка», «бумажный цветок», «вырезка из бумаги», «вырезка ножницами», «силуэтное вырезание», «ажурное вырезание», «вытынанка» - в переводе с украинского «вытынать», т. е. вырезать.

Современные работы, выполненные в технике художественного вырезания из бумаги, называют прорезными изображениями, бумажной графикой, ажурным вырезанием.

Данный вид декоративно-прикладного творчества подразумевает вырезание ажурного узора из белой, черной или цветной бумаги с большим акцентом на тщательности и аккуратности.

Слайд 2. ИСТОРИЯ ВЫТЫНАНКИ

Этот вид искусства появился очень давно.

Если уж говорить об корнях искусства вырезания узоров из бумаги, то надо сказать, что зародилось оно в 9 столетии в Китае одновременно с изобретением и распространением бумаги.

Художественное вырезание из бумаги – традиционный для многих народов вид искусства.

В те далекие времена бумага стоила немалых денег, поэтому искусство художественной вырезки было доступно немногим. Им занимались в императорских дворцах и домах придворной знати. Позднее, в XIII–XVII вв., вырезание из бумаги получило широкое распространение. Такой вид вырезания стал называться «цзяньчжи».

Сначала вырезали драконов, позже – героев легенд, духов, бабочек, рыб, птиц, людей и цветов. Такие картинки вывешивали на окна, чтобы защитить дом от зла. В некоторых поселениях перед свадьбой украшали жилище белыми вытынанками, которые изготавливали невесты. Считалось, что лучшая невеста та, у которой самые ажурные вытынанки.

В Украине это искусство тоже получило свое развитие.

Отсюда и такое необычное название Вытынанка.

Первые бумажные вытынанки в Украине появились в 19 столетии и наиболее распространены были в Подолье, Прикарпатье и Приднестровье. Это были орнаментальные украшения жилья, ажурные или силуэтные композиции, вырезанные ножницами либо ножом из белой или цветной бумаги. В древности такие изделия использовали для отделки стен, окон, полок, печей. Как правило, традиционная вытынанка содержит сюжет – по ней можно было прочитать, что происходит в деревне, кто родился, где свадьба, какие праздники.

Искусство вырезания в нашей стране почти не исследовано.

Вытынанка- это древнейший вид славянской культуры. Зародился он еще в древности, Кочевые племена скифов украшали свои седла и одежду специальным орнаментом: из кожи вырезали узор, накладывался на другой кусок кожи и прижигался горячим плоским камнем. Получался орнамент, который и можно назвать прототипом вытынанки.

Искусство вытынанки родилось в народе. Люди начинали украшать свои комнаты в светлице травами, рушниками и вытынанками. Старались наполнить радостью свой дом. Свой дом празднично украшали дважды- на Рождество и Пасху. Вырезали ангелочков и клеили их на окна или домашний иконостас. Но в начале 20 века под влиянием городской моды вытынанка исчезла из крестьянского быта, сохранившись только в некоторых районах. В России вырезание силуэтов стало увлечением в дворянской среде. Вырезанием из бумаги интересовались многие деятели искусства : Иоганн Вольфганг Гете, Ханс Христиан Андерсен, Илья Репин, Анри Матисс - создавая многоцветные композиции - «декупажи».

Слайд 3. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ

Из материалов вам понадобится: схемы рисунка, который вы будете вырезать, бумага (можно офисную) или картон.

Схемы можно распечатывать на принтере на листе бумаги.

Для вырезания многие мастера используют обычные маникюрные ножницы, канцелярские ножи. Цвет и фактура вырезки могут быть разными - главным остается цельновырезанная картина, наложенная на фон. Настоящая силуэтная картина не должна разваливаться на составные части. Из вырезанных картинок часто составляют коллаж.

3. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

При работе следует помнить о технике безопасности при работе с режущими инструментами:

- при работе с канцелярским ножом выдвигайте небольшую часть лезвия;

-работай канцелярским ножом на рабочей доске;

-выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй - материал с которым работаешь.

- нож держи вертикально, рука, придерживающая работу должна быть всегда только за лезвием ножа.

- в случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.

Инструктаж по технике безопасности

Храните ножницы в определённом месте. Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.

Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.

4. Практическая работа.

- Ребята, я предлагаю вам сделать свои собственные вытынанки – рукавички.

- Вам дается шаблон рукавички.

-Вы его обводите прикладывая к выбранному листу бумаги и затем вырезаете.

- Следующий этап: вы должны подумать и нарисовать рисунок на своей рукавичке, затем вырезать этот рисунок – это и будет ваша вытынанка.

Рисунок должен быть мелким, не крупным.

Например: снежинка, кружочки, треугольники, полоски и т. д.

Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы, индивидуальная работа с учащимися.

– проверка организации рабочих мест учащихся;

– проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;

– инструктирование по выполнению задания

– оказание помощи слабо подготовленным учащимся.

5. Уборка рабочих мест.

6. Заключительный этап. Мини-выставка работ учащихся.

7. Рефлексия.

Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему учились? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на уроке?

Я считаю, цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.

Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках технологии или др. предметах, но и в жизни за пределами школы.

Вырезание из бумаги очень увлекательное занятие, развивает мелкую моторику рук, которая напрямую связана с развитием памяти и интеллекта. Не повредит это занятие и взрослым, особенно тем, чья работа связана с нервными перегрузками.

Вот и закончился наше занятие. Получились замечательные рукавички, которые будет дарить радость всем вам, и чьё окно комнаты они украсят.

Спасибо за внимание!

Структура занятия

1. Организационный момент. Знакомство с планом работы. Организация рабочего места. (2 минуты)

2. Презентация «Вытынанка- уникальная техника резьбы по бумаге» (5 минут)

3. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. (1 минута)

4. Практическая часть. (25 минут)

5. Уборка рабочих мест. (1 минута)

6. Заключительный этап. Мини-выставка работ учащихся.

(5 минут)

7. Рефлексия (1 минута)

Общая продолжительность минут (40 минут)

Источник:

https://dzen.ru/a/XBbERlvuiACpFqpZ

https://dg-home.ru/blog/sozdaem-izyashchnyy-dekor-iz-bumagi_b879073/

Публикации по теме:

«Ковроткачество — тёплое искусство даргинцев»«Ковроткачество — тёплое искусство даргинцев» «Ковроткачество – тёплое искусство даргинцев»Цель: познакомить детей со старинным народным искусством Дагестана, ручным ковроткачеством.

Фотоочерк «Чудесное искусство оригами»Фотоочерк «Чудесное искусство оригами» В переводе с японского оригами - сгибание бумаги. Но это не просто действие с бумагой - это искусство, загадка, чудо. В одном листке бумаги.

Конспект мастер-класса по рукоделию «Искусство-Канзаши»Конспект мастер-класса по рукоделию «Искусство-Канзаши» Цель мастер-класса: создание условий для формирования представлений у педагогов по изготовлению цветка из атласных лент, используя технику.

Конспект музыкального досуга «Искусство танца»Конспект музыкального досуга «Искусство танца» Конспект музыкального досуга «Искусство танца» Проводится в рамках проекта «Школа искусств семи гномов» Цель: Знакомство с историей танцевального.

Конспект открытой ООД по ИЗО в подготовительной группе «Народно-прикладное искусство Дагестана. Табасаранские ковры»Конспект открытой ООД по ИЗО в подготовительной группе «Народно-прикладное искусство Дагестана. Табасаранские ковры» Конспект открытого ООД в подготовительной группе по ИЗО. Декоративное рисование Тема: «Народно—прикладное искусство Дагестана. Табасаранские.

Конспект занятия с использованием ИКТ «Уроки гнома Воскресенья. Декоративно-прикладное искусство»Конспект занятия с использованием ИКТ «Уроки гнома Воскресенья. Декоративно-прикладное искусство» Конспект занятия с использованием ИКТ «Уроки гнома Воскресенья. Декоративно-прикладное искусство» Занятие проводится в рамках проекта "Школа.

Консультация для родителей «Искусство быть родителем» Консультация для родителей «Искусство быть родителем». 1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство России» Слайд 1: «Декоративно-прикладное искусство России». Слайд 2 :Дымковская роспись. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,.

Консультация для родителей «Мнемотехника — искусство запоминания»Консультация для родителей «Мнемотехника — искусство запоминания» Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Ушинский К. Д. Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку.

Фотоотчет «Волшебное искусство оригами»Фотоотчет «Волшебное искусство оригами» Первым использовать оригами в детском творчестве догадался немецкий педагог XIX века Фридрих Фребель. Он создал курс оригами из бумаги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Искусство вытынания»
Опубликовано: 4 сентября 2023 в 11:51
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Искусство вытынания»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ветлугина (УИ 1103916) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД