Елена Карагодина
Интегрированная образовательная область «Весенний прилет птиц» в средней группе
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
«ВЕСЕННИЙ ПРИЛЕТ ПТИЦ»
Елена Карагодина
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Цель: обобщить представления детей о признаках весны, о изменении жизни и поведении птиц с приходом весны, систематизировать знания детей о жизни птиц весной.
Приоритетная область: «Познавательное развитие».
Публикация «Интегрированная образовательная область „Весенний прилет птиц“ в средней группе» размещена в разделах
В интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Образовательные задачи решаемые в приоритетной образовательной области: развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий. Расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; знания детей о видах птиц, название птиц, их внешние признаки, питание, повадки, условия проживания. Развивать эмоционально-положительное отношение к птицам, наблюдательность, интерес к жизни птиц, воображение, внимание, память, мышление. Формировать желание заботиться о птицах, бережное отношение к природе, инициативу и самостоятельность.
Познавательное развитие: Расширять представления детей о птицах, разнообразие мира птиц, их важной роли в природе и для человека. Обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц. Воспитывать чувство любви к родной природе. Воспитывать доброе, бережное отношение к птицам и природе.
Физическое развитие: Развивать двигательную активность детей, ориентировку в пространстве.
Речевое развитие: Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 фраз. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о птицах, их действиях и особенностях.
Социально-коммуникативное развитие: развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Соблюдение элементарных правил поведения с птицами.
Художественно-эстетическое развитие: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений о птицах, посредством художественного слова (весенние признаки, загадки, стихотворения). Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц». Формирование навыков более точного выполнения танцевальных движений, передающих характер изображаемых птиц.
Средства и оборудование: музыка (фонограмма голосов птиц, «шапочки» птиц», скворечкики.
Целевые ориентиры: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, способен учитывать интересы и чувства других; ребенок обладает развитым воображением; различает условную и реальную ситуацию; хорошо владеет устной речью; может выражать мысли и идеи, выстраивать речевые высказывания; умеет контролировать свои движения; проявляет любознательность.
Ход наблюдения:
Воспитатель: Вы любите отгадывать загадки? Я приготовила для вас очень интересную загадку, хотите её услышать?
Светает рано по утрам, проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад, скворцы к скворечникам летят.
Звенят по крышам капели, медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает? (Весна)
Воспитатель: Правильно! Почему? Как вы догадались, что это весна?
Дети: По весенним признакам!
Воспитатель: Да, ребята, наступила прекрасное время года - весна. А какие признаки весны вы еще знаете?
- Солнце весной светит ярче, дольше и теплее греет.
- Тает снег.
- Проявляются первые проталины.
- Бегут ручьи.
- Начинается весёлая, звонкая капель.
- Прилетают птицы из тёплых краёв.
Воспитатель: Как вы можете описать весну? Какая она?
Дети: Солнечная, зеленая, ласковая, теплая, светлая, радостная, звонкая, прекрасная, добрая, нежная.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, мы все радуемся весне, у меня для вас есть еще одна загадка.
У них есть крылья, голова, две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца, их песни слышны по всюду. (Птицы)
Воспитатель: Верно, самое главное чудо – это то, что именно весной к нам возвращаются наши пернатые друзья и приносят её на своих крыльях. Как вы думаете, почему их так называют.
(Дети объясняют название «Пернатые друзья».)
Дети:Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые, а друзья – потому что они питаются насекомыми, которые вредят растениям. И птицы очень хорошо поют песни и радуют нас.
Воспитатель: Правильно, ребята, птицы – наши пернатые друзья, а ещё их называют помощниками леса, потому что они спасают деревья от вредителей. За лето они успевают поймать миллионы различных мошек, комаров, гусениц. Большую пользу приносят хищные птицы, они уничтожают полевок и других грызунов, которые наносят большой вред урожаям. Птицы помогают нам сохранить леса, поля и сады. Весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. Скажите, какие птицы прилетают из теплых краев?
Дети: Грачи, скворцы, ласточки, журавли, соловьи, кукушки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А какие весенние приметы вы знаете?
Дети: Если грач на дворе- весна на дворе!
Птицы прилетают вместе- к дружной весне!
Воспитатель: Молодцы!
1. Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от червей. (грач)
2. Кто прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный,
Лепит домик под окном из травы и глины. (ласточка)
3. Есть на дереве дворец. Во дворце живёт певец.
Он не лает, не кусает, сад фруктовый охраняет. (скворец)
4. Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый.
А затылок голый, красный. Ходит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (журавль) Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: А как еще можно назвать этих птиц одним словом?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: А почему их называют перелетными?
Дети: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.
Воспитатель: Да, так. А почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Потому что им страшен голод.
Воспитатель: Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. (Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»)
Воспитатель: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Дети: Радостное, веселое, доброе, нежное.
Воспитатель: А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?
Дети: О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились.
Воспитатель: Правильно! Послушайте стихотворение:
Мы слышали, как в вышине поют свои нам песни птицы.
Поют о солнце и весне, и о родимой стороне, и нет их песенок чудесней!
Воспитатель: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной?
Дети: Построить гнезда.
Воспитатель: А из чего птицы строят гнезда?
Дети: Из веточек, соломы, мха, коры, земли, пушинок, лоскутков, сухой травы.
Воспитатель: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда?
Дети: На деревьях, на столбах (аист, на земле, под крышей, в дупле, в кустах.
Воспитатель: Ребята, а чем люди могут помочь птицам?
Дети: Можно сделать и развесить скворечники.
Воспитатель: Но мы можем помочь птицам развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд. Давайте рассмотрим скворечники, гнезда.
Воспитатель: Какая же следующая забота у птиц?
Дети: Вывести птенцов.
Воспитатель: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?
Дети: Мама птичка.
Воспитатель: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца?
Дети: Папа.
Воспитатель: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах?
Дети: Они разыскивают им корм: комаров, мошек или гусениц, заботятся о них, учат летать.
Воспитатель: Птицы очень заботливые родители. Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!
Я, ребята, птиц люблю. Никогда их не ловлю – ни ловушками, ни в сетки,
Не держу их дома в клетке. Никогда гнезда не трону ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья не обижу в жизни я! Вы со мной согласны?
(ответы детей)
Воспитатель: А как вы думаете, как люди должны относиться к птицам, своим друзьям?
Дети: Их надо беречь, заботиться о них, кормить, особенно зимой. Весной сделать и развесить скворечники, развесить по кустам мох, тряпочки для гнезд и т. д.)
Воспитатель: Да, ребята, друзей надо беречь. Если мы спасём одну птицу, мы спасём несколько деревьев.
Если вы отправитесь в лес, знаете ли вы правила поведения в лесу?
Дети: Да. Не шуметь, не рвать цветы, не ломать ветки и деревья, не мусорить, не заглядывать в птичьи гнезда, не трогать яйца и птенцов и др.
Воспитатель: Молодцы!
Ребята, а мы должны делать добрые дела, помогать птицам, кормить их зимой, строить весной скворечники? (ответы детей)
Подвижные игры: "Птички и дождик", "Гуси-гуси".
Цель: учить ориентироваться на площадке и бегать в разные стороны.
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Воспитатель: Молодцы, ребята! С весной вас!
Используемая литература:
1. А. Н. Горьканова «Перелётные и зимующие птицы России»
2. И. Гурина «Как появляется птица»
3. А. А. Вахрушев «Здравствуй, мир»
4. А. К, Бондаренко «Словесные игры в детском саду»
5. В. Хесин «Загадки для малышей»