АННА ИСАЕВА
Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих формированию человека современного общества.
Публикация «Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Чтобы обучение для ребёнка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, музыкальный руководитель должен использовать методы и приёмы, отвечающие запросам современных детей. Изменение окружающей жизни диктует необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий.
Музыкальная деятельность оказывает влияние не только на развитие творческих сторон личности ребёнка, но и на сферу познавательного развития. В современном образовательном учреждении созданию музыкальной предметно- развивающей среды отводится особая роль. Поэтому одна из целей в работе музыкального руководителя – найти инновационные подходы в обучении и построении музыкально - игрового пространства, создание комфортных условий для усвоения программного материала. Ведь от того, насколько продуктивна, интересна и доступна музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в музыкальных зонах группы, зависят показатели музыкального и личностного развития каждого ребенка, уровень его активности, эмоциональное состояние.
Использование информационных технологий позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Основные виды в музыкальной деятельности – это : восприятие музыки (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, детское инструментальное творчество, музыкально- дидактические игры.
Существуют различные виды инновационных методов, применяемых в музыкально-художественной работе с детьми дошкольного возраста. Приведу наиболее популярные и эффективные из них.
Коммуникативные танцы - это использование танцев в процессе знакомства и познания музыки позволяет развить коммуникационные навыки у детей, работать над ощущением формы, развивать координацию и чувство ритма.
Музыкально-речевые подвижные игры - это игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения. В этом их особая польза для развития ребёнка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи – при участии движения. Музыкально-речевые игры позволяют развить ловкость, точность движений, реакцию.
Пальчиковые игры - они являются первыми опытами исполнительского артистизма, в которых исполнение дополняется ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.
Следующий инновационный метод - ритмичное декламирование под музыку.
Текст ритмично декламируется по музыку, при этом четко, с интонацией произносится. Данный метод развивает интонационное мышление, в рамках которого слух и речь взаимодействуют. Чтобы научиться петь, детям нужно услышать свою речь, научиться ее контролироваться.
Применяя в работе такой метод как «звучащие жесты» и "музыка тела " происходит знакомство со звуком. С помощью игры Послушай себя» дают возможность детям понять, что человеческое тело тоже в своем роде является музыкальным инструментом.
Игра на шумовых инструментах также дает ребенку возможность послушать разные звуки, провести сравнительный анализ звука.
Если говорить об игре на детских музыкальных инструментах, то для обучения детей игре на них используют разные методы и приемы - элементарное музицирование, развитие чувства ритма, используя ритмоформулы.
Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Поэтому очень важно помочь ребенку. применяя ритмоформулы, в виде красочных картинок или презентаций, детям гораздо легче усвоить ритмический рисунок и исполнять его на инструменте.
Методика Карла Орфа открывает для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосулек, снежинок. У детей развиваются навыки импровизации, фантазии, самостоятельному творчеству. Проведенные мною НОД на тему «Осенью в лесу», «Зимняя фантазия», «Морское путешествие», способствовали развитию чувства ритма, творчества в игре на музыкальных инструментах и свободной пляске, слышать «музыку природы» через восприятие музыки.
Музыкальная деятельность оказывает влияние не только на развитие творческих сторон личности ребёнка, но и на сферу познавательного развития. Поэтому одна из целей в работе музыкального руководителя – найти инновационные подходы в обучении и построении музыкально-игрового пространства, создание комфортных условий для усвоения программного материала. Ведь от того, насколько продуктивна, интересна и доступна музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповых музыкальных уголках, зависят показатели музыкального и личностного развития каждого ребенка, уровень его активности, эмоциональное состояние.
В музыкальной жизни нашего детского сада широко используются ИКТ. Праздники и развлечения сопровождаются показом презентаций по теме праздника. В наше непростое время, в период дистанционного общения с родителями воспитанников, большая помощь приходит от использования ИКТ. В сообществах соц. сетей общение на форумах дает возможность давать рекомендации родителям по развитию музыкальных способностей детей, демонстрировать выступления детей, их успехи., консультировать по вопросам музыкального развития и воспитания.
Практическое использование перечисленных инновационных методов дает возможность получить следующие результаты:
создание позитивной атмосферы на музыкальных занятиях и мероприятиях;
создание хорошего настроения у детей и раскрепощенности на занятиях, постепенное исчезновение неуверенности и страха;
заинтересованность детей в изучаемом материале, отсутствие принуждения;
успешное получение детьми начальных музыкальных знаний, развитие музыкально-творческих способностей, познание себя и окружающего мира в ходе естественного «общения» с музыкой;
нахождение музыкального руководителя в постоянном творческом поиске, процессе создания новых методов обучения.
проявление интереса детей к музыкальной деятельности.
«Путешествие в страну деревянных звуков» - музыкальное занятие для детей 5–6 лет
Дети под музыку входят в зал, проводится ритмическая разминка.
РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
По показу музыкального руководителя дети выполняют композиции движений под ритмичную музыку на усмотрение педагога.
Дети проходят на стульчики.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами отправимся на поиски звуков.
Звук живет в любом предмете
Сколько их – посмотри
Звук - шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри.
Давайте прислушаемся, что же мы услышим?
Ответы детей
Правильно, тиканье часов.
Звук всегда играет с нами. Он может быть повсюду. Он живет во всех предметах и сегодня мы услышим необычные истории, которые расскажут нам предметы из дерева, а звуки, которые издают эти предметы, мы назовем – деревянные.
Пожалуйста, посмотрите вокруг и скажите: какие предметы из дерева вы здесь видите?
Попробуем по ним постучать.
Дети по вызову педагога стучат по предметам из дерева
Здесь на столе лежат различные предметы из дерева.
Как вы думаете, будут они звучать?
Одинаковые звуки или нет? Прислушайтесь.
Дети пробуют играть на предметах из дерева.
Конечно, все звуки разные.
Деревянный звук какой?
Он стучащий и сухой
Теплый и трескучий
Тихий и гремучий
А сейчас еще послушайте деревянные звуки и постарайтесь угадать, что же это такое?
(детям на выбор предлаются звучание разных звуков)
Дети угадывают, что звучит, на что похож звук.
Молодцы, вы отлично справились с этим заданием.
Со временем обыкновенные деревянные звуки переселились в музыкальные инструменты. Например,
• ложки (ими раньше кашу ели, да щи хлебали)
• рубель - раньше служил стиральной доской
• различные коробочки – раньше были просто шкатулочками.
Шкатулка – это штукалка для всяких разных штук
Она побольше коробка, но меньше, чем сундук
Шкатулка – это стукалка, для всяких разных штук
И если потрясти ее услышишь тук – тук – тук.
Сейчас мы с вами в одну из шкатулок нужно положить гвозди, в другую - крупу, в третью – бумагу. Внимательно послушайте, изменился звук? (ответы детей)
Конечно, все звуки в шкатулках разные.
Самое замечательное превращение произошло с деревянными поленцами. Они стали клавишами изящного и красивого ксилофона. Послушайте, как он звучит. Обратите внимание, как негромко, красиво звучит ксилофон.
Педагог играет на ксилофоне, затем включает звукозапись звучания ксилофона.
Давайте с вами немного пофантазируем.
Инструменты могут разговаривать между собой.
Например, возьмем две коробочки разные по размеру и звучанию. Одна как бы задает вопрос, другая – отвечает. Представим, что это два дятла сидят на дереве. Один спрашивает другого:
“Стучишь? Кого ищешь?” другой отвечает “Стучу. Жучков, личинок ищу”.
Или “Как дела сосед?” Все стучишь?”
“Стучу. В что делать? Работа такая. ”
Вот две трещотки. Кого ими можно изобразить?
Ответы детей : сороку. Верно!
А вот звучанием инструментов - ксилофона и деревянных ложек можно изобразить, например, лошадку и кузнечика.
Рубель и трещотка – белочка и сорока и т. д.
Понравились вам деревянные истории? Давайте поиграем на этих инструментах. Наша импровизация будет называться "На лесной лужайке"
(Педагог комментирует кого дети встретили в лесу, а дети, в зависимости у кого какой инструмент изображают этого зверя, птицу, насекомон)
Продолжаем знакомство с деревянными звуками.
В семье музыкальных инструментов очень многие сделаны из дерева. Сейчас мы с вами говорили о народных инструментах, которые можно сделать самим, даже без помощи взрослых, они очень частот встречаются в быту. А есть такие инструменты, которые может сделать только мастер. Например, скрипка. Лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Тайны своего мастерства они свято хранили. Секрет гениального мастер Страдивари так и остался неразгаданным. На инструментах этого мастера играют самые лучшие музыканты – скрипачи.
У скрипки очень изящный деревянный корпус с тонкой талией. У скрипки 4 струны. На звук скрипки влияет все: ее размер, форма корпуса, дерево из которого она сделана и даже качество лака, которым покрываются детали.
Играть на скрипке нелегко, для этого нужно приложить много стараний и усилий, нужно иметь большое терпение.
Скрипка совсем не желает скрипеть,
Скрипка умеет причудливо петь.
Скрипач аккуратно скрипку берет
Ее на плечо, слегка, мягко кладет,
Правой рукой смычок поднимает
И в это момент как бы все замирает.
Вздохнув, опускает на струны смычок
Послушайте скрипочку…
Тихо, молчок!
Педагог играет на скрипке или можно использовать фонограмму.
Звучание скрипки очень похоже на человеческий голос. Послушайте внимательно.
(На выбор педегога)
Скрипка была участницей многих праздничных церемоний во дворцах, на балах, различных приемах. Она принимала участие и в народных праздничных гуляниях. А когда звучит веселая музыка – всегда праздник. Давайте и мы с вами представим, что у нас сегодня большой праздник деревянных звуков и инструментов и мы принимаем участие в праздничном концерте. Нас попросили спеть веселую задорную песенку. Готовы?
Песня "Лесные музыканты"
Молодцы! Ни один праздник не обходится без танца. Становитесь парами и спляшем задорную кадриль.
Кадриль (на усмотрение музыкального руководителя)
Вот такое удивительное и незабываемое путешествие в страну деревянных звуков у нас сегодня с вами случилось.
Под музыку дети покидают музыкальный зал.