Ирина Семёнова
«Дорожка уюта-комфорта-мастерства». Взаимодействие с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
по теме: "Взаимодействие с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ".
Педагогический процесс в группах раннего возраста должен быть оптимально направлен на реализацию программы развития и воспитания и решение практических задач воспитания и обучения. Для того, чтобы малыши смогли получить своевременное (в соответствии с возрастными характеристиками) развитие самостоятельности в различных сферах: умение ориентироваться в помещении, навыки самообслуживания, умение занять себя и действовать с предметами без особого труда мне, как педагогу пришлось проделать огромную работу по взаимодействию с родителями воспитанников в период адаптации малышей к условиям детского сада.
Дети впервые переступают порог дошкольного учреждения в 2-3года примерно 10%, а основная масса детей приходит в один год. Из опыта работы с детьми раннего возраста и наблюдений за ними я пришла к выводу, что необходимо облегчить адаптационный синдром, как психолог по образованию, я понимала, что условия у детей должны быть комфортными, безопасными и напоминать о доме. Пришла идея - привлечь родителей, чтобы понимать как ребенок ведет себя дома, что любит ит. д.
В тесном сотрудничестве с родителями и творческом поиске я создала дорожку "Уюта-комфорта-мастерства".
Цель: Создание комфортных, благоприятных и безопасных условий для малышей с участием родителей в период адаптации.
Задачи: Вовлечение родителей в организацию благоприятных условий для малышей и изготовлению игрушек-завлекалочек, игр на развитие моторики, сенсорных и дидактических игр, кукол для театрализованной деятельности.
Содержание деятельности:
Проблема адаптации детей к новым для них условиям дошкольного учреждения-одна из главных в работе с родителями. В раннем возрасте эмоциональное состояние детей неустойчивое, они легко возбудимы, чутко улавливают настроение других. Этот период, когда ребенку особенно нужно много любви, внимания, ласки и индивидуального общения.
Любовь, ласка, внимание при тесном взаимодействии с родителями помогут ребенку на первом этапе обрести спокойствие, уверенность и самостоятельность.
Моя дорожка состоит из нескольких таких этапов (шагов).
Ребенок пришел в группу, для него все ново, чужие незнакомые люди.
Первый этап - сближение родителей, педагога и детей.
С этой целью я использую игрушки-завлекалочки, которые придумывала вместе с родителями. Это такие подушечки (думочки, которые имеются в каждой семье и знакомы детям. Внутри подушечки находятся маленькие игрушечки, принесенные родителями из дома. Ребенок играя такой подушечкой быстро успокаивается, так как она напоминает ему домашнюю обстановку.
Второй этап - КГН.
Как правило, многие родители приводят детей в детский сад, когда они еще ничего не умеют. Все малыши в памперсах и горшок для них невиданный зверь, который живет в детском саду. Для того, чтобы дети постепенно приучались к горшку в группе поселилась кукла Маша (персонаж из сказки "Маша и медведь"). С помощью куклы я обыграла ситуацию с горшком и дети заинтересовались садиться на горшок вместе с куклой. Таким образом, был освоен горшок всеми малышами.
Третий этап - привыкание ко сну.
На помощь пришли родители, так как дома все детишки практически спят со своими игрушками, то и у меня появилась идея - "игрушки под ушко", сшитые своими руками. Каждая мама дома сшила игрушку под ушко своему ребенку и малыш, зная, что это мамина спокойно засыпал.
Четвертый этап - оздоровительная деятельность после сна.
Выспались ребятки,
Потянулись к пяткам,
Выпрямили спинки,
Ручки вверх подняли,
Ножкой постучали.
Здоровый ребенок - счастливая семья!
Пятый этап -ребенок и его окружение.
Дети начинают привыкать, присматриваться друг к другу, проявляют любознательность. С этой целью я предлагаю игры с водой, которые не только развивают у детей умственные способности, но и служат в целях релаксации. Гиперактивные дети становятся более спокойными. Вот перед вами таз с водой - опустите ручки в воду. Какая у нас водичка? Теплая водичка у нас? А кто здесь плавает? У нас здесь рыбки большие и маленькие, уточки и гуси. Им нравится водичка. Буль-буль-буль. Ребенок расслабляется и получает массу удовольствия, он перестает бояться воды холодной, умывается и не только,-делает массаж рукавичкой с сюрпризом. Внутри каждой рукавички на цветной ленточке маленькая свистулька, если вдруг грустно, то массаж друг другу поднимет настроение.
Шестой этап - Ребенок деятель.
Дети находят себе занятие по душе, кто-то идет в центр игры, другой строит, но всех привлекают игры с сыпучими материалами (песок, крупы).
С целью развития мелкой моторики, сенсорных эталонов я предлагаю детям игры на выбор: "спрячем игрушки", рисование на песке, лепка из песка, строим из песка. Дети узнают о свойствах песка (сыпучий, влажный, сухой). Аналогичные игры с крупой. Детям интересно пересыпать крупу в разные емкости, перебирать, рисовать на крупе, что благоприятно влияет на психические процессы, развивается память, мышление, восприятие, речь, воображение. Происходит обогащение и совершенствование чувственного опыта ребенка в процессе деятельности. Также малышам очень нравятся игры с прищепками. Они с привеликим удовольствием проводят различного рода манипуляции с прищепками. Заметив это, я изготовила дидактическую игру "Чего здесь не хватает?", в которую дети играют используя прищепки и составляют сюжет. У детей появился интерес к совместной со взрослым деятельности в результате которой, у них появились свои увлечения. Чтобы интерес к прищепкам не пропал, я пристрастила их к изготовлению кукол из обычных одноразовых ложек, где прищепки заменяли ручки. С помощью таких кукол мы обыгрываем сюжеты сказок, что способствует поднятию эмоционального настроя и активизирует речь. Таким образом, в результате сплоченной работы с родителями, которые вместе со мной и своими малышами прошли все этапы по дорожке "Уюта-комфорта-мастерства" мы с легкостью преодолели адаптационный период. А когда здоровы и веселы дети - счастливы и спокойны родители!