Инна Пискунова
Дополнительная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста «Рисуем песком»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительнаязаписка.
Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Волшебный песок», (далее Программа) МДОУ «Детский сад Рябинка» предусматривает дополнительное образование детей младшего дошкольного возраста по познавательно-эстетическому развитию.
Программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
Публикация «Дополнительная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста „Рисуем песком“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование песком и на песке
- Средняя группа
- Темочки
- СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”.
- Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 “Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей”.
Программанаправленана :
- Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
- Развитие воображения, творческого мышления.
- Развитие высших психических функций.
- Развитие двух полушарий головного мозга (активизацию структур мозга, межполушарного взаимодействия).
- Снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.
2. Общая характеристика работы с песком.
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным.
Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно.
Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить свободу и безопасность самовыражения, возникающей в процессе работы с песком.
Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель - один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения.
• существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
• в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”.
• в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
• совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
• песок способен “заземлять” отрицательную энергию.
Цель программы : Развитие творческих способностей с помощью техники рисования песком. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Реализация программы : В форме игры, познавательной активности и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).
Задачи:
• Развивать умения передавать форму, строение предмета, правильные пропорции его частей, использую разные оттенки света и тени;
• Учить создавать статичные песочные картины с учётом ритма, симметрии;
• Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов;
• Развивать художественно-эстетический вкус;
• Воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт.
Организация работы:
• Режим оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 – 13
• Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утверждаемых руководителем МДОУ.
• Программа рассчитана на 1 год обучения (дети 3-4 лет).
• Подгруппа может насчитывать 5-8 детей.
• Форма организации занятий – групповая. Периодичность занятий - 1 раз в неделю (итого 35 занятий за учебный год, во второй половине дня.
Длительность занятий: 15 минут.
Ожидаемые результаты:
После проведения совместной деятельности с использованием песочницы дети научаться последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; смогут выстраивать композиции на песке по образцу; после проведённой совместной деятельности у всех детей заметно эмоционально положительное состояние, дети получат удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; внимательно относятся к коллективу при организации групповой деятельности.
Условия работы с детьми:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
3. Содержание дополнительной образовательной программы.
1. Организация игр-занятий с песком.
Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения воспитателя соотносятся с возрастом детей).
Игры-занятия проводятся с подгруппой детей на большом световом столе.
Воспитатель знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
Воспитатель в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.
Воспитатель сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; выполняют вместе со взрослым – “рука в руке”.
2. Способы работы с песком :
1) Способы засыпания рабочего стола:
• просеивание (сквозь пальцы)
• расхлопывание ладошкой
• дождик (сыпем из кулачка)
• торнадо (сыпем из двух кулачков)
• волна
2) Техника рисования песком (основные приёмы) :
• Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
• Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем;
• Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
• Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;
• Особенности в работе с песком на световых столах :
• Рисование отличается простотой
• Песочное рисование это – КРАСОТА!
• Пластичность
• Уменьшение стресса
• Воздействие светом, цветом, музыкой.
3. Правила поведения в песочнице.
• Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
• Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
• После игры надо помочь убрать все игрушки на свои места.
• После игры в песке надо помыть ручки.
4. Учебно-тематический план программы дополнительного образования “Волшебный песок”. Содержание.
Месяц № занятия тема занятия содержание задачи
октябрь 1 Знакомство с песком. Свойства песка. Упражнение “Здравствуй, песок!” Знакомство.
2 «Воздушные шары» -Умение рисовать прямые вертикальные прямые и волнистые линии.
-Уметь различать кол. Предметов (много – мало, много – один).
-Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).
1. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности
2. Развитие воображения и творческого мышление.
3. Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение.
3 «Солнышко» -Умение проводить прямые линии в разных направлениях.
-Уметь различать кол. Предметов (много – мало, много – один).
- Закрепить знание цвета (желтый) и формы (круг). 1. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности
2. Развитие воображения и творческого мышление
3. Развитие творческих способностей.
4 «Тучка и дождик» -Умение рисовать прямые вертикальные линии, наклонные, волнистые.
-Умение отличать «короткие», «длинные».
- Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). 1. Развитие мелкой моторики.
2. Закрепление знаний о природный явлениях.
3. Развитие активного словаря.
Ноябрь 5 «Лесенка» -Уметь вести непрерывную линию.
-Уметь дополнять сравнивать.
-Положительный эмоциональный настрой. 1. Развитие эмоциональной сферы.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие воображения и творческого мышление.
4. Развитие координации рук.
6 «Арбуз» -Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги.
-Уметь различать кол. Предметов (много – мало, много – один).
-Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).
-Различать форму (круг). 1. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
2. Развитие воображения и творческого мышление.
3. Закрепление знаний о ягодах.
4. Развитие координации руки.
7 «Яблоня» -Втирание указательным пальцем или насыпание из кулачка кругов – яблоки.
-Уметь различать кол. Предметов (много – мало, много – один).
-Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).
-Группировать по форме, цвету, величине. 1. Развитие мелкой моторики рук и координации руки.
2. Закрепление знаний о плодовых деревьях.
3. Развитие эмоциональной и волевой сферы.
4. Повысить уверенность в себе через освоение
нового вида искусства песочной анимации, и создание творческих продуктов
деятельности.
8 «Ёжик» -Умение проводить прямые линии в разных направлениях.
-Различать форму (овал,круг) 1. Развитие мелкой моторики.
2. Развитие детализации.
3. Развитие познавательных процессов.
4. Развитие творческого мышления.
9 «Лес. Ёлка» -Умение проводить прямые наклонные линии.
-Уметь различать кол. Предметов (много – мало, много – один).
-Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).
-Группировать по форме, величине. 1. Развитие гибкости и оригинальности мышления.
2. Развитие детализации.
3. Расширение знаний о деревьях, о том, гдеони растут.
4. Развитие эмоциональной сферы.
Декабрь 10 «Клубок» -Рисование спирализакручивающейся к центру и раскручивающейся наружу. Динамичное движение.
-Уметь различать кол. Предметов (много – мало, много – один). 1. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
2. Развитие воображения и творческого мышление.
3. Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой.
4. Развитие активного словаря.
11 «Овечка» -Рисование спирали закручивающейся к центру и раскручивающейся наружу. Динамичное движение.
-Знание «один, много». 1. Развитие
оригинальности мышления.
2. Снижение психоэмоционального напряжения.
3. Развитие познавательных процессов.
4. Развитие координации руки.
12 «Неваляшка» -Рисование кругов кулачком. Украшение.
-Уметь различать кол. Предметов (много – мало, много – один).
-Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).
-Группировать по форме, цвету, величине.
-Отработка
элементов рисования, засыпания, рассыпания,
рисование линий, фигур. 1. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
2. Развитие воображения и творческого мышление.
3. Развитие творческих способностей.
4. Закрепление знаний о невалшке.
13 «Снеговик» -Рисование кругов кулачком. Украшение.
-Отработка
элементов рисования, засыпания, рассыпания. 1. Развитие координации руки.
2. Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой.
3. Закрепление знаний о сезонных изменениях.
4. Развитие воображения и мышления.
Январь 14 «Снежинка» -Умение проводить пересекающиеся линии.
-Уметь различать кол. Предметов (много – мало, много – один).
-Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). 1. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
2. Развитие воображения и творческого мышление.
3. Умение узнавать свое эмоциональное
состояние.
15 «Новогодняя ёлочка» -Умение проводить прямые наклонные линии. Рисование указательным пальцем кругов.
-Уметь различать кол. Предметов (много – мало, много – один). 1. Развитие гибкости и оригинальности
мышления.
2. Снижение психоэмоционального напряжения.
3. Развитие познавательных процессов.
16 «Улыбка» -Рисование дуги.
-Уметь сравнивать. 1. Развитие
детализации,
оригинальности мышления.
2. Развитие эмоциональной сферы.
3. Развитие мимики.
4. Развитие познавательных процессов.
17 «Морской мир. Звезда.» -Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками.
-Уметь различать кол. Предметов (много – мало, много – один).
-Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). 1. Развитие оригинальности мышления.
2. Развитие воображения.
3. Закрепление и расширение знание о морском мире.
4. Развитие координации руки и мелкой моторики.
18 «Осьминог» -Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками.
-Уметь различать кол. Предметов (много – мало, много – один).
-Уметь сравнивать предметы (по ширине, длине). 1. Развитие мелкой моторики.
2. Повышение тактильной чувствительности.
2. Развитие воображения и творческого мышление.
4. Расширение знание о морских обитателях.
Февраль 19 «Кит» -Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками.
-Уметь сравнивать предметы (большой, маленький).
- Отработка
элементов рисования, засыпания, рассыпания,
рисование линий. 1. Развитие гибкости мышления.
2. Развитие эмоциональной и волевой сферы.
3. Уточнение знаний о китах.
4. Развитие воображения.
20 «Рыбка» -Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками.
-Уметь различать кол. Предметов (много – мало, много – один).
-Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).
-Группировать по форме, цвету, величине. 1. Развитие навыка саморелаксации.
2. Развитие координации руки.
3. Развитие познавательной активности.
4. Расширение знание о морских рыбках.
21 «Домики» -Рисование способом втирания ребром ладони, насыпания из кулачка.
-Уметь различать кол. Предметов (много – один).
-Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). 1. Развитие умения концентрировать внимание на деталях.
2. Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие эмоциональной сферы.
22 «Звёздочки на небе» -Рисование способом рассыпания, работа указательным пальцем.
-Уметь различать один-много.
-Уметь сравнивать предметы по величине. 1. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка.
2. Развивать воображение, художественное восприятие. 3. Развивать стойкий интерес к процессу рисования на песке.
4. Развитие мелкой моторики.
Март 23 «Кораблик на море» -Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.
-Уметь различать кол. Предметов (много – мало). 1. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
2. Развитие воображения и творческого мышление.
3. Развитие эмоциональной отзывчивости.
24 «Машина» -Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.
-различать предметы большие-маленькие. 1. Научить концентрировать внимание.
2. Способствовать осознанию ребенком своего тела.
3. Научить управлять движениями и контролировать свое поведение.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Закреплять знания о наземном транспорте.
25 «Самолёт» -Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.
-Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).
-Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).
-Группировать по форме, величине. 1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. 2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Вызвать эмоциональный отклик.
4. Развитие творческих способностей.
5. Расширить знания о воздушном транспорте.
26 «Торт со свечами» -Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.
-Рисование вертикальных линий.
-Умение рисовать прямые вертикальные линии.
-Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). 1. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности
2. Развитие воображения и творческого мышление.
3. Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей.
Апрель 27 «Цветы» -Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.
-Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). 1. Развивать творческое воображение.
2. Связную речь, навык следования игровому правилу. 3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Развивать координацию руки.
28 «Сердечко» -Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги.
-Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).
-Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). 1. Учить разным способам выражать эмоции.
2. Обращение внимания на тактильные ощущения,развитие способности концентрироваться на них, различать, обозначать словами.
3. Развитие мелкой моторики.
29 «Котик» -Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги.
-Умение проводить прямые линии в разных направлениях.
1. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности
2. Развитие воображения и творческого мышление.
3. Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой.
30 «Ракета. Камета.» -Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.
-Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).
-Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). 1. Вызывать у детей интерес к исследованиям.
2. Развивать мыслительные операции.
3. Стимулировать любознательность.
4. Формировать навыки коммуникативности, наблюдательности, самостоятельности.
5. Развитие мелкой моторики.
май 31 «Мухомор» -Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.
-Уметь различать предметы по величине.
-Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). 1. Обращение внимания на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них.
2. Развитие воображения, мышления.
3. Развитие эмоциональной сферы.
4. Развитие мелкой моторики.
32 «Петушок» -Дуги. Чувство симметрии.
-Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). 1. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности
2. Развитие воображения и творческого потенциала.
3. Развитие творческих способностей.
4. Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой.
33 «Цыплёнок» -Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони,насыпание из кулачка, пальцев.
-Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). 1. Развивитие эмоционально-чувствительного опыта детей.
2. Развитие творческого воображения.
3. Развитие координации руки, мелкой моторики.
4. Закрепить знания о птицах и птенцах.
34 «Бабочка» -Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.
-Уметь сравнивать по величине.
-Уметь различать один-много. 1. Развитие тактильной чувствительности.
2. Развитие творческой фантазии.
3. Развитие мелкой моторики, координации движения руки.
4. Развитие волевой сферы.
35 «Божья коровка» -Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.
- Уметь различать один-много.
-Уметь различать предметы по величине. 1. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
2. Развитие воображения и творческого мышление.
3. Уточнение и расширений знаний о насекомых.
Диагностическая карта для определения достижений обучающихся по программе «Песочные фантазии»
Содержательная составляющая программы – обучение песочной анимации.
Направленность – художественная.
№
п/п Ф. И.
ребенка Параметры диагностики
Цвето- восприятие Передача формы Передача величины Простр. ориентация Худ-эстет. развитие Творческие проявления
Сент. май Сен. май Сент. май Сент май Сент май Сент. май
Условные обозначения диагностики:
3 – программа освоена в полном объёме
2 - программа освоена частично
1 – программа не усвоена
Выводы делаются в сентябре и мае. (текстом)
Сроки диагностики:
Входная диагностика – сентябрь,
Итоговая диагностика – май.
Для оценки овладения ребенком изобразительной деятельностью выделены следующие критерии:
– цветовосприятие; – передача формы;
– передача величины;
– пространственная ориентация;
– художественно-эстетическое развитие;
– развитие творческих способностей.
Используемые источники:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду, младшая группа : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации – М. : Карапуз – Дидактика, 2007 – 144 с.
2. Монина. Г. Б., Гурин Ю. В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011. – 256 с.
3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозайка – Синтез, 2014. – с.
4. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М. : ООО “Национальный книжный центр”, 2013. – 72 с. (Психологическая служба).
5. Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М. : ООО “Национальный книжный центр”, 2014. – 136 с. (Психологическая служба).
6. https://www.maam.ru/
7. https://multiurok.ru/files/proghramma-kruzhka-zhivoi-piesok.html
8.https://infourok.ru/istorii_na_peske__programma_pesochnogo_risovaniya_s_ispolzovaniem_metoda_sand-art