Получи документы

Методическая разработка для воспитателей «Организация экологической тропы в ДОУ»

Инна Коротун
Методическая разработка для воспитателей «Организация экологической тропы в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять полученные на занятиях знания. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.

Публикация «Методическая разработка для воспитателей „Организация экологической тропы в ДОУ“» размещена в разделах

На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей.

Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – формирование экологической культуры человека. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Можно выделить следующие функции экологической тропы :

• познавательная,

• оздоровительная,

• развивающая,

• ознакомительная.

В ходе эколого-педагогической работы с дошкольниками на экологической тропе на ряду со всем происходит развитие эмоциональной и сенсорной среды ребенка, а также формирования знаний и представлений «о правильном общении с природой».

Экологическая тропа - это перспективная учебная теория, где дошкольники выступают в роли педагогов, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

Экологическая тропа — наиболее «молодая» разновидность педагогически организованного маршрута на местности. Назначение такой тропы — создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры дошкольников.

ЭТ в основном, создается на территории ДОУ. Существует общий подход в создании экологических троп, которое происходит поэтапно.

Первый этап - подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят – организаторов и помощников воспитателя. Это могут быть объединенные общими интересами члены кружка, или дети одной возрастной группы. На этом этапе большую роль играет постановка общественно значимой цели перед небольшим коллективом определенных задач и объема работы, раскрытие перспектив и определение места каждого человека в предстоящем деле. Многое зависит от эмоционального настроя группы. Организаторы становятся авангардом, вовлекающим в работу все большее число людей. Они выявляют желающих принять участие в общем деле. С их помощью, исходя из интересов и возможностей, дети делятся на подгруппы - «бригады». Командирами бригад становится члены группы организаторов.

После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, организуется конкурс команд детей и родителей на лучший проект каждого сооружения. В нем участвуют дети старшего возраста. Специально создается жюри для оценки проектов, куда входят педагоги, родители. В торжественной обстановке, объявляются лучшие проекты, а их авторы поощряются. Впоследствии по этим проектам на занятиях изготовляют и соответствующие изделия. К созданию отдельных крупных объектов привлекаются воспитатели, дети и родители. Последовательность действий по созданию экологической тропинки может быть следующей.

Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Могут быть составлены карты-схемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста. Карты-схемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов, например, нарисовать в кружках бабочку, цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, но которой они идут от одного объекта к другому.

Выбор вместе с детьми «хозяина тропинки» — сказочного персонажа, который будет давать задания, и приглашать в гости.

Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).

• Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.

• Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

В целом можно обозначить основные виды работ по созданию экологической тропы.

Следующий этап - открытие тропы. Это торжественный и волнующий акт, который ежегодно происходит весной и становится праздником не только для тех, кто ее создавал, но и для всего ДОУ.

В дальнейшем на экологической тропе происходит следующее:.

1. Экскурсии, наблюдения за отдельными объектами тропы, занятия.

3. Посвящение старших дошкольников в экскурсоводы.

Таким образом, создание и организация экологической тропы происходит поэтапно. В итоге оформляется обязательный документ - паспорт, где указывается местонахождение экологической тропы, основные задачи, дается краткое описание маршрута; а также рекомендации по работе на данной тропе.

При выборе хозяина экологической тропинки можно устроить конкурс среди детей и родителей: Кто предложит на роль «хозяина тропинки» наиболее интересного сказочного героя, его можно изобразить на всех табличках видовых точек или хотя бы в начале и конце маршрута, т. е. там, где он встречает детей и прощается с ними.

Периодически этот персонаж посылает детям письма задания.

Вначале тропы помещают план тропинки, выполненный на листе фанеры или пластика. К выбору объектов и оформления тропинки следует привлекать детей: или хотя бы воспользоваться некоторыми из их предложений. Это дает возможность почувствовать ребенку причастность к созданию экологической тропы, а, следовательно, они будут по - особенному относиться к ней считать своей и проявлять большой интерес к занятиям. Возле каждого объекта экологической тропинки должна быть табличка с названием видовой точки, на тропинке можно также разместить различные природоохранные знаки, которые необходимо соблюдать во время экскурсии с детьми по тропе существует несколько видов экологических тропинок :

1. Экологическая тропинка на территории детского сада.

2. Экологическая тропинка в естественных условиях.

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада нужно помнить о том, что в состав ее видовых точек можно включить те объекты, которые уже имеются на территории, а в дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками, посадить группы деревьев, создать водоем и т. п.

Эффективнее всего организовать экологическую тропинку используя результаты исследования, выполненных при составлении экологического паспорта ДОУ.

В качестве видовых точек выбрать деревья и кустарники разных пород, разного возраста и разной формы. Это создает условия для проведения различных наблюдений. Если участок прилегающий к зданию ДОУ достаточно большой можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ характерных прежде всего для данной местности (лес, луг, это поможет познакомить детей с представителями местной флоры и фауны и системами, луговыми экосистемы. Чем больше разнообразие растений на тропинке, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных) так как многие животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания. При размещение растений на территории ДОУ необходимо учитывать затененные и открытые, влажные и сухие участки.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления детей на свежем воздухе в зависимости от возраста детей. В разное время можно посещать различные точки. Даже одну точку за прогулку одни и те же объекты желательно посещать в разные сезоны года.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.

В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным.

Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, формировать умение

оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе. С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями. На занятиях по конструированию дети учатся делать сувениры из природного материала.

В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. В этом возрасте дети уже умеют лечить деревья.

Таким образом, на тропинке в зависимости от возраста детей можно проводить наблюдения, игры, различного вида занятия и экскурсии необходимо помнить при этом об интегрированном подходе. На тропинке с детьми занимается воспитатель, но свои впечатления об увиденном они затем выражают в разных видах деятельности.

Для организации работы необходимо разработать специальный паспорт экологической тропинки, который содержит карту-схему с указанием изучаемых объектов, одна более сложная схема - для педагогов; вторая проще для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам.

На основе выше изложенного можно сказать следующее:

- в экологической культуре мы можем выделить сведущие составляющие: экологическое сознания, которое выполняет ряд функций и формируется в процессе приобретения человеком соответствующих знаний, которое в свою очередь трансформируются в отношение - конечный результат экологического образования - на основе чего человек осуществляет свою деятельность;

- содержанием экологической культуры детей дошкольного возраста являются знания природоведческого характера, а формирование положительного отношения у дошкольников к природе - это важное направление экологического образования, оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем;

- экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, получает все виды деятельности требованиям рационального природоиспользования заботиться об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения;

- при формировании экологической культуры дошкольников используются большое разнообразие средств и методов экологического образования при условии их целенаправленного выбора. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов будут наиболее эффективны, если их использование осуществится в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является базой для их рационального использования;

- создание развивающей экологической среды в ДОУ имеет большое значение для экологического образования дошкольников, а именно для формирования представлений знаний и умений, и развития психологических процессов, привычек и поступков, так как создает условие для рационального использования различных методов при организации процесса - взаимодействия ребенка с окружающей его природой. Дает возможность для получения информации об объекте природы всеми органами чувств, что накладывает положительный от-печаток на сознание ребенка о наблюдаемом и изучаемом объекте.

Любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе. На экологической тропе в зависимости от возраста можно проводить наблюдения игры, различного вида занятия и экскурсии.

Методические рекомендации по организации экологической тропы в ДОУ

Вашему вниманию я предлагаем рекомендации по организации экологической тропы ДОУ.

1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов

2. Составление карты-схемы тропы.

3. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки.

4. Описание всех видов точек, ознакомление паспорта экологической тропы.

5. Изготовление табличек с рисунками и нахождение точек маршрута.

6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Таким образом экологическая тропинка состоит из видовых точек, или объектов. Они могут быть естественными или специально созданными на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.

Видовыми точками могут стать:

- Сообщества растений — фрагменты ландшафтов луговой, лесной (в северных регионах — тундровой, в южных — степной) растительности с их наиболее характерными представителями. Это могут быть как. дикорастущие заросли, так и растения специально посаженные педагогами и детьми. На территории детского сада можно обнаружить полянки одуванчиков. Заросли подорожника, птичьей травы (горца почечуйного) и других видов.

- Участки 9 интересными объектами неживой природы — овраги, крупные камни или скопление камней, большая лужа, возникающая на одном и том же месте. Зимой можно собирать снег в сугробы, сооружать ледяные горки (для наблюдений) и тоже в определенных местах. А весной хорошо выделить участок для наблюдения за сосульками.

- Специально оборудованные площадки: метеоплощадка для наблюдений за силой и направлением ветра, температурой воздуха, количеством выпавших осадков (дождя, снега, высотой стояния Солнца (солнечные часы); поляна сказок (сказочные скульптуры, строения). - Птичья столовая с кормушками.

- Клумбы — обычные и особого назначения (с растениями - часами, растениями-барометрами).

- Огород с овощными и лекарственными растениями, посадки злаковых культур («поля», в северных районах - теплицы.

- Участки с хорошо заметными следами влияния человека (как положительного, так и отрицательного) : места отдыха, кормления птиц, вытоптанные площадки, пляжи и т. п.

Более подробно я предлагаю остановиться на оформлении альпийской горки, метеоплащадки, овощном огороде, аптекарском, живые часы и цветочные часы, уголок для привлечения птиц и т. д. Следует обратить внимание на то, что, например Баранникова Э. Описывая площадки для привлечения птиц называет это место «Участие для привлечение птиц» А Рыжова П. А. - «Птичий городок»

Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых:

1. Избушка Айболита (станция «скорой помощи») — место

хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за

растениями участка (лейки, секатор, вар и др.).

2. Площадка для отдыха — последний объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью.

Информационные щиты, которые, как правило, сопровождают учебную тропу, на территории детского сада необязательны. Намного важнее иметь паспорт: описание тропы и каждого объекта, а также экскурсоводов из числа педагогов и старших дошкольников, которые могут провести по тропе гостей детского сада.

Формы и методы работы с детьми, на экологической тропе могут быть разнообразными. Например: проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятию практическая деятельность, исследовательская работа. При организации работы с детьми следует учитывать объекты, которые есть на каждой из точек.

Организация «Метеоплащадки», на экологической тропе имеет большое значение. Следует отметить то, что работа, с детьми на ней вводится по следующим причинам:

1. Ребенок развивается в деятельности, а прогнозирование погоды есть деятельность познавательная доступная ребенку, развивающая его способности.

2. Этот вид деятельности позволяет углубить знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической.

3. Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования, прежде всего эпизодические, повторные, и длительные, самостоятельные наблюдения - исследования за растениями и животными в уголке природы.

4. Этот вид деятельности позволяет детям открыть неизвестное, новое в известном, хорошо знакомом.

5. Прогнозирование погоды детьми позволяет приобщить их к народной культуре, к народной мудрости, а это воспитывает уважение к предкам.

6. Знание народных примет, результата собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески.

7. Этот вид деятельности можно осуществлять в любом месте, в любое время.

8. Прогнозирование погоды позволяет детям испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

9. Знакомство с живыми «барометрами» способствует формированию бережного отношения к природе.

10. Благодаря этому методу дети учатся понимать язык природы.

11. Дети на практике знакомится с тем, как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условном окружающей среды.

12. Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей подведению детей к философскому понятию всеединства мира.

13. Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы, а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру.

14. Этот метод помогает детям разобраться в причинно – следственных связей, что очень важно для пониманию экологических закономерностей и для жизни вообще.

Чтобы получиться «предсказывать» погоду, надо наблюдать за состояниями растениями, поведениями животных, производить замеры, сравнивать полученные данные, делать выводы и сверить прогноз с реальными результатами.

Истинная альпийская горка располагается на склоне. Но можно сделать ее и на ровном месте. Посаженные между валунами карликовые хвойные растения или кустарники зрительно увеличивают ее высоту. Альпинарий создают и на стене, стоженной из камней, которые не скреплены раствором. При этом пустоты в некоторых местах заполняют ночной. Можно высадить растения в специальные раковины или лотки.

Овощной огород

Эта видовая точка представляет собой сюжетный овощной, огород на открытом, хорошо освещенном пространстве и аптекарский огород (с лекарственными травами). На первом произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений.

На огороде для малышей высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной, и летом. Кроме того, семена, луковицы таких растений - должны быть крупными, тогда дети сами смогут посадить их самостоятельно (например лук, горох, бобы, редис). Воспитанники старших групп сажают на огородах для малышей морковь, укроп, репу, салат.

Ребята средней группы выращивают те же огородные культуры,

что и малыши. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, их особенностях набор дополнен разными сортами лука, салата, моркови, редиса, кабачков, баклажанов, арбузов.

Чтобы вызвать большой интерес к труду и исследованиям на

огороде и решить эстетические задачи, в детском саду отказались от

традиционных грядок и оформили сюжетный огород в виде солнышка, под которым расправила крылья бабочка (узоры на крыльях составляют овощи с листьями разной окраски, а аптекарский огород — в форме гусеницы.

На сюжетном огороде старшие дети выращивают овощные культуры: зеленные (ревень, щавель, салаты); пряно-вкусовые (петрушка, сельдерей, кинза, базилик, мята, тмин, любисток и др.); луковые (шнитт - лук, лук репчатый, лук - батун, чеснок); капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, цветная, кольраби и др.); корнеплоды (свекла, репа, морковь, редис и др.); бобовые (фасоль, бобы, горох и др.).

Аптекарский огород создан для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности. Здесь растут мята перечная.

Дети младшего возраста наблюдают за растениями с крупными листьями и цветками (календулой, девясилом, одуванчиком и другими). Они любуются растениями, называют их части, узнают об их лечебных свойствах.

Ребята средней группы наблюдают за отмеченными выше растениями и еще за подорожником, цикорием, мать-и-мачехой. Они исследуют форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.).

В старшем, возрасте дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

«Живые» часы

Как известно, многие растения засыпают и просыпаются в строго определенное время суток. Именно из таких растений (одуванчиков, мать-и-мачех, ноготков, цикория, портулака) и сооружаются «живые» часы. Цветы высаживаются в зависимости от того, в какое время открываются или закрываются их лепестки. Так, раскрывшиеся ноготки будут указывать на 9 часов утра, а закрывшая цветок мать-и-мачеха — на 17 часов (следует помнить, что в разных регионах растения ведут себя по-разному, в литературе обычно приводятся данные для средней полосы).

Цветочные «часы»

Можно устроить на садовой клумбе живые «часы». Каждое растение «просыпается» и «засыпает» в определенное время суток. В З часа раскрывает цветки шиповник, в 6 часов - одуванчик и полевая гвоздика, в 7 часов - колокольчик, картофель, в 8 часов -бархатцы и вьюнки, в 9-10 часов - календула, мать и мачеха.

Если полдень растения в том порядке, в каком они раскрывают и закрывают свои цветки, такие многокрасочные «часы» не только будут радовать красотой, но и позволяет достаточно точно с интервалом 1-1,5 часа) определять время в солнечную погоду.

Аптекарский огород

Аптекарский огород создан для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности. Воспитатель знакомит детей с историей созданий аптекарских огородов в России.

Младшие дошкольники рассматривают растения с крупными листьями и цветами, учатся называть их части, получают представления о том, что эти растения нас лечат.

В среднем возрасте дети не только рассматривают растения, но и обследуют их определяя форму, цвет, размер, запах.

Старшие дошкольники знакомятся с лечебным свойством растений, получают сведения о времени и правилах их сбора.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Прохождение экологической тропы в средней группе»Фотоотчёт «Прохождение экологической тропы в средней группе» Экологическое воспитание подрастающего поколения – это одна из важнейших задач дошкольного образования, которую диктует современное общество.

Карта-схема экологической тропы для детей и родителей МДОУКарта-схема экологической тропы для детей и родителей МДОУ Воспитатель первой квалификационный категории Ковтун Е. И. Карта схема для детей. Карта схема для родителей. Наш детский сад работает.

Летнее оформление элемента экологической тропы «Сосновый бор»Летнее оформление элемента экологической тропы «Сосновый бор» В нашем детском саду, как и во многих других, есть экологическая тропа. Хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с одной из точек тропы.

Макет экологической тропыМакет экологической тропы Уважаемые коллеги,я предлагаю оценить макет нашего детского сада. Мы реализуем,в рамках районной инновационной площадки,долгосрочный проект.

Мастер-класс по изготовлению «Паука с паутиной» для экологической тропыМастер-класс по изготовлению «Паука с паутиной» для экологической тропы Паук с паутиной Наступило лето! Большую часть дня мы с ребятами проводим на свежем воздухе. В этом году роспотребнадзор запретил использовать.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Объект экологической тропы детского сада «Метеостанция»Объект экологической тропы детского сада «Метеостанция» Экологическая тропа нашего детского сада БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" включает в себя много экологических объектов, каждый.

Создание видовой точки экологической тропы «Пасека» на участкеСоздание видовой точки экологической тропы «Пасека» на участке Важными качествами ребенка детского сада являются любознательность и познавательная активность. Дети интересуются всем новым, неизведанным.

Станции экологической тропы в ДОУСтанции экологической тропы в ДОУ Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование системы экологических знаний и представлений. Развитие.

Станция экологической тропы «Сельское подворье»Станция экологической тропы «Сельское подворье» Станция экологической тропы «Сельское подворье» (фотоотчет) С самых давних времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка для воспитателей «Организация экологической тропы в ДОУ»
Опубликовано: 17 февраля 2021 в 11:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка для воспитателей «Организация экологической тропы в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Коротун (УИ 309954) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД