Ирина Штельма
Коррекционный уголок как часть предметно-развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционный уголок как часть предметно-развивающей среды
Подготовила
Штельма Ирина Александровна
Учитель-логопед МКДОУ №4 г. Сим
Доказано, что на развитие дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В дошкольных учреждениях такой средой является групповая комната.
Публикация «Коррекционный уголок как часть предметно-развивающей среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Особую значимость проблема организации предметно – развивающей среды приобретает при работе в ДОУ компенсирующего вида для детей с ОНР. Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. Она составляет 5\6 всего времени пребывания детей в саду. В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.
В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для индивидуальной работы или небольшими группами.
При подборе дидактического материала учитывались:
-наполняемость уголка;
-разнообразие материала;
-соответствие возрасту;
-доступность;
-системность;
-эстетика оформления;
В основу наполняемости было положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а плодотворным.
Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Как показывает опыт, что только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников. при случайном подборе игр объем восприятия детей оказывается перегруженным и обучаемость резко снижается. Материал, содержащийся в логопедическом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. (приложение)
Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении.
Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в логопедической работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.
Комплектование игрового и дидактического материала в уголке по лексическим темам уже предполагает системность в работе. Но и его расположение может быть включено в систему. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами. Дети легко привыкают к этой системе.
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Как показывает опыт работы, разработанные логопедами рекомендации к содержанию коррекционного уголка позволили педагогам создать дополнительные условия для создания обогащенной предметно-развивающей и поддерживающей речевой среды в группе.
Если захочет взрослый, то и захочет ребенок. В заключении хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.
Приложение
Наполняемость коррекционного уголка к лексической теме «Овощи»
Мелкая моторика: Волчки с подложками для вращения в виде овощей, емкости с фасолью и горохом (сухой бассейн, клубочки «Спрячь овощ», шнуровки, мозаика, паззлы, трафареты для штриховки по теме, ленточки.
Общие речевые навыки: вертушки разных видов, кубики с интонационными схемами, шары для надувания с изображениями овощей, игра «Узнай овощ».
Высшие психические функции; Игры «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», «Домино», «Цвет и форма», «Узнай по контуру».
Фонематический слух: Игра «Соберем урожай» (дифференциация звуков).
Звукопроизношение: Игры «Веселые звуки», «Магазин», Мы вас различаем»
Языковой анализ и синтез: Игры «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме»
Грамота: Игры «Сложи слово», учимся читать, ребусы.
Лексика: Игры «Овощное лото», «Парочки», «Собирай-ка», «Кто больше назовет?»
Грамматика: Игры «Погрузи урожай», «Сварим борщ»
Связная речь: Предметные и сюжетные картинки «Угадай по описанию», «Играем в профессию», «Когда это бывает?».