Елена Зуброва
Методическая разработка для начинающих педагогов по теме: «Музыкальное воспитание детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное воспитание детей раннего возраста.
Методические рекомендации для начинающих педагогов.
Составила музыкальный руководитель
ГБДОУ №142
Зуброва Е. К.
август 2012г.
СПб
Музыкальное воспитание
детей раннего возраста
.
Публикация «Методическая разработка для начинающих педагогов по теме: „Музыкальное воспитание детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
«Первые впечатления от встречи с искусством живут очень долго, порой всю жизнь. Какими они будут – зависит, прежде всего от нас!» /С. Коротаева
Детство – самая замечательная пора в жизни человека, и сделать ее такой помогают разнообразные мероприятия, устраиваемые в дошкольных учреждениях: утренники, досуги, праздники, – и все эти мероприятия должны сопровождаться хорошей музыкой.
Музыка доставляет удовольствие даже трех-четырехмесячному младенцу: пение взрослого, звучание металлофона, погремушки, дудочки вызывает у младенца улыбку, малыш начинает гуление. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, связанные с музыкальными переживаниями.
Музыка углубляет впечатления, получаемые ребенком, вызывая у него разнообразные проявления активности: заинтересованность, внимание и общее оживление; улыбку и радостные возгласы; пение, игровые действия и пляску.
Раньше других видов искусств, именно музыкальное искусство вызывает у малышей яркий эмоциональный отклик. Поэтому, так важно обогатить детей полноценными художественными впечатлениями: только яркая и художественная музыка вызывает положительные эмоции, вводит детей в мир прекрасного, а это и есть основа эстетического воспитания, способствующего формированию, в дальнейшем, музыкально - эстетического сознания.
с
По мнению известного швейцарского педагога, композитора, дирижера, основателя института Ритма Эмиля Жака Далькроза: «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». При этом Э. Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».
Привитие интереса и любви к музыке, развитие музыкальной восприимчивости и музыкальной активности ребенка – все это тесно связано с радостными переживаниями, которые музыка вызывает у детей. Только на основе радостных эмоций возникает интерес и любовь к музыке.
Известно, какое значение В. М. Бехтерев придавал музыке, который считал, что с ее помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».
Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции при различных патологиях.
Полноценным музыкальным воспитанием можно считать лишь такое, при котором учитываются взаимная связь и равновесие в осуществлении поставленных целей и задач:
1. Воспитание интереса и любви к искусству музыки.
2. Развитие музыкальной отзывчивости на музыку.
3. Развитие музыкального слуха:
• музыкальных сенсорных способностей (различение динамики, продолжительности, высоты и тембра музыкального звука);
• чувства ритма – способности выражать в движении и пении ритмическую пульсацию мелодии (а при четком, акцентированном ритме – отмечать сильную долю);
• слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки (пение – после вступления);
• способности менять темп (контрастный – быстро-медленно) и характер движения (звуковедения) в соответствии с изменением темпа и характера звучания.
4. Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений (ходьбы, бега, прыжков умения различать контрастные особенности звучания (быстро – медленно; громко – тихо);
5. Побуждение к активному подпеванию, в дальнейшем – пению;
6. Развитие умения связывать движение с музыкой в играх, плясках, при выполнении совместных движений;
7. Налаживание доверительного эмоционального общения, способствующего возникновению речевых проявлений и вокализаций; Общие требования к музыкальному материалу для детей таковы:
1. Музыка должна быть яркой, художественной и простой, непродолжительной по времени и одночастной по форме (первое полугодие);
2. Тематическое содержание (основное содержание слов песни) должно быть интересно и понятно детям;
3. В программу утренников и развлечений включать хорошо знакомый музыкальный материал: песни, музыкально-двигательный показ, пляски, игры. На занятиях взрослый, обогащая музыкальные впечатления и эмоциональную отзывчивость детей на музыку, постепенно усложняет проявления их музыкальной активности, например: во время слушания музыки («Птички» Т. Ломовой) направляет внимание детей на то, чего они раньше не замечали в песне или пьесе (на мелизмы: трели, форшлаги; высокий регистр – средства выразительности, помогающие создать образ поющих птичек);
учит детей более сложным движениям, связанным с музыкой игры или пляски («Русская» на мелодию русской народной пляски «Из-под дуба»,[/b] слова А. Ануфриевой, побуждает к подпеванию и пению (Г. Ф. Вихарева, сборник «Пестрые страницы», СПб «Детство-Пресс, 2003) и т. д.
Способы использования музыкального материала должны быть разнообразными, например: одна и та же песня («Во саду ли») используется и для слушания музыки, как инструментальная пьеса в оригинальной аранжировке и в игре («Оркестр»):
Ты звени, звоночек, тише,
Чтоб тебя никто не слышал.
А теперь звени, звонок,
Чтобы каждый слышать мог…
или пляска с куклами: ("Тихо-тихо мы сидим», слова А. Ануфриевой)
1. Тихо-тихо мы сидим
и на куколку глядим.
Застучали ножками,
Топ-топ-топ сапожками…
Методические приемы должны применяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей, особенностей данной группы.
За время работы с детьми раннего возраста я сделала для себя некоторые выводы, которые помогают улучшить процесс музыкального воспитания. Целесообразно относиться уже к маленькому ребенку, как к полноценной личности, с которой нужно считаться, проявлять уважение, внимание. Бывают случаи, когда группы комплектуются как разновозрастные с 2-х до 3-х лет, что, безусловно, усложняет работу, но, однако, результаты к концу года могут быть очень неожиданными и интересными.
Ребенок раннего возраста, как губка, способен впитывать новые знания и впечатления. Немаловажную роль играет механизм самообучаемости: более старшие дети хотят помочь малышам, они могут с удовольствием, изрядной долей терпения показывать им все то, чему научились сами.
В раннем возрасте не все дети хорошо разговаривают («активный» словарь – в стадии формирования) и поэтому, при подборе песенного репертуара, отдаем предпочтение песенкам с несложной (лучше нисходящей мелодией, в которых много повторяющихся слов или звукоподражаний («Мяу», «Гав!», «Ку-ку», «Пи-пи-пи» и т. д.) К концу учебного года малыши уже осмысленно, слаженно исполняют несложные вокальные произведения, особенно, если любимый воспитатель активно принимает участие во всех видах музыцирования.
Рекомендации для начинающих педагогов:
I.
В период адаптации формируем положительный эмоциональный настрой, налаживаем доверительные отношения:
• побуждаем к стремлению активно вступать в общение;
• учим доброжелательно здороваться;
• бережно относиться к игрушке;
• воспитываем доброжелательное отношение к деятельности сверстников;
Хорошее настроение, положительные эмоции являются важным условием повышения иммунитета, в результате чего дети меньше болеют. В качестве музыкального примера можно порекомендовать произведение «Ладошечка» на мелодию русской народной песни «Я на горку шла».
Это упражнение способствует установлению теплых, доверительных отношений между воспитателем и ребенком.
1. Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
(Поет взрослый)
2. На – ладошечку, моя крошечка,
Ты погладь меня по ладошечке.
II. Тщательно подбираем музыкальный материал:
• так, чтобы он был интересен и понятен малышам (простые песенки о простых вещах, с несложной мелодией, где много повторений и звукоподражаний);
• обучение пению и движению начинаем с голоса (петь acapella) и лишь позднее добавляем фортепьянный аккомпанемент, иногда фонограмму;
III. Учитываем особенности психических процессов: внимание, память, мышление носят непроизвольный характер.
1. Внимание (неустойчивое, одноканальное):
• обращаем пристальное внимание на эмоциональность общения и выразительность исполнения музыкального материала;
• часто меняем виды деятельности (каждые 2-3 минуты);
• привносим разнообразие за счет чередования периодов покоя и движения;
• убираем лишние атрибуты, которые могут отвлечь детей от сиюминутного восприятия;
• поддерживаем интерес за счет использования ярких стимулов (какой-либо объект, игрушка; необычное движение, например – «мельница»; звуки – музыкальных инструментов или необычные голосовые интонации);
2. Память (кратковременная, запоминается только то, что вызвало неподдельный интерес):
• задействуем как можно больше анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный);
• используем большое количество наглядности;
• применяем метод – «вовлекающий показ» (С. Д. Руднева, основанный на способности детей к подражанию и неспособности действовать по словесной инструкции;
• берем на заметку, что освоение нового материала требует большого количества повторений;
• двигательный показ сопровождаем словесными пояснениями;
• учитываем интересы (склонности, предпочтения) группы;
3. Мышление (наглядно-образное и наглядно-действенное, которое является доминирующим):
• вовлекаем в активную деятельность;
• широко используем наглядность (стараемся каждому дать в руки раздаточный материал);
• не используем прямые указания к мыслительным операциям;
IV. Развиваем интегративные качества и способности педагога:
• умение по-новому раскрыть, дополнить, закрепить тему, пройденную на занятиях других специалистов, в группе;
• широко используем возможности кукольного театра;
• обмениваемся опытом с коллегами и сотрудниками ГБДОУ;
• знакомим со своей педагогической деятельностью родителей и привлекаем их к сотрудничеству (праздники, утренники, родительские собрания и клубы);
Интеграция подразумевает взаимопонимание, взаимопроникновение, взаимообогащение в работе специалистов всего ГБДОУ. Например, если в группе проводилось занятие по теме: «Домашние животные» – детей знакомили с животными, показывали им сюжетные картинки, игрушки (собачку, кошку, птичку и т д., то в программу музыкального занятия целесообразно включить песенки, потешки, игры, двигательные упражнения по данной тематике. Можно предложить малышам походить, как кошечка («Кошечка», музыка Т. Ломовой, лаять, как собачка (песня «Щенок», музыка Г. Ф. Вихаревой, «повилять хвостиками», «полетать», как птички, «поклевать» зернышки («Курочки бегут, курочки клюют зернышки», швейцарская народная мелодия, т. е. выполнить имитационно-образные и звукоподражательные упражнения и, таким образом, закрепить и расширить представления о домашних животных и птицах, познакомившись с их повадками и голосами.
Маленьким детям очень нравятся разнообразные действия с предметами, атрибутами (с платочками, цветочками, листиками, погремушками, с чем можно безопасно двигаться и выполнять игровые и танцевальные движения.
Уже в раннем возрасте воспитатели знакомят малышей с цветом, объемом, величиной – формируют элементарные математические представления. На музыкальных занятиях полученные знания закрепляются. Например, музыкальный руководитель может предложить девочкам танцевать с красными цветочками или желтыми ленточками, а мальчикам – маршировать с синими флажками. Наибольшие затруднения вызывает формирование навыка ориентировки в пространстве (умение видеть и ощущать пространство зала, располагаться отдельно друг от друга).
Берем на вооружение словесный метод, стараемся найти яркие, образные высказывания («Нашли каждый свою кочечку, бугорок», «Разлетелись, как снежинки, как листочки», «Встали, чтобы ручки могли спокойно взлетать» и т. д.)
Двигаются малыши стайкой, «гуськом», им еще трудно остановиться с концом музыки. Для привлечения внимания к окончанию музыкального фрагмента можно предложить высказывания: ножки «приклеились», «устали», музыка «убежала» и т. д. Дети начинают более внимательно прислушиваться к музыке и уже реагируют на ее окончание четкой остановкой. Для возобновления музыкального аккомпанемента подойдет двустишие:
«Почему ты замолчала,
Начинай играть сначала!»,
как вариант, – попросить детей дружно похлопать в ладоши.
К концу года перед педагогами стоит задача научить детей быстро находить себе пару, становиться парами по кругу. Раздаем малышам атрибуты двух цветов (флажки, цветы) и просим найти пару, по цветовой гамме (одного и того же цвета). Используя цветовые различия, можно предложить малышам встать в два кружочка (отдельные, затем построить концентрические круги (один внутри другого).
Очень хороши показы кукольных спектаклей после знакомства с тем или иным литературным произведением. Например, «Цыпленок» К. Чуковского: слушали повествование, затем выкладывали на фланелеграфе персонажи рассказа, затем показ на фланелеграфе сопровождался музыкальным аккомпанементом; следующий этап – музыкальные представления, разыгранные детьми старшей и подготовительной группы. При таком постепенном, ступенчатом подходе дети хорошо запоминают содержание сказки или рассказа, дают яркий словесный образ литературным персонажам.
Развитие воображения и речи невероятно помогает в дальнейшей работе: к концу года малыши сами могут инсценировать небольшие сценки, ведь такая деятельность для них – игра, а значит, – удовольствие!
К каждому ребенку необходим индивидуальный подход, а особенно, к самым младшим дошкольникам, детям раннего возраста. Нередко малыши приходят на первое занятие с плачем, т. к. любое перемещение (выход за пределы группы) для них таит угрозу, опасность, вызывает тревогу, но постепенно страхи отступают и, от занятия к занятию, маленькие воспитанники все более тесно вовлекаются в образовательный процесс.
Педагогам не рекомендуется давать оценочные (критичные) характеристики достижениям воспитанников. Можно лишь подбодрить, лучше похвалить за любые, пусть даже совсем незначительные успехи. Не стоит также акцентировать внимание на детях, которые просто сидят на стульчиках и ничего не делают (заставлять их что-либо выполнять против воли, в дальнейшем, как правило, у всех детей появляется желание проявить себя в том или ином виде музыкальной деятельности, возникает заинтересованность, и они с любопытством посещают музыкальные занятия.
В процессе эмоционально насыщенных занятий у детей формируются навыки общения. Робкие, боязливые, тормозимые дети приобретают уверенность в себе, ощущение равного среди равных; повышается их самооценка. Расторможенные, агрессивные, эгоцентричные дети приучаются сдерживать импульсивные побуждения, считаться с интересами окружающих.
Чем больше ребенок сочиняет и творит на заданную тему, тем больше у него развиваются воображение, способность нестандартно мыслить и не боятся быть не таким, как все. Ребенок учится только тому, что интересно и только у того, кому симпатизирует.
Соединим фантазию, воображение, танец, движение, слово и рисунок!
[
i]Литература:
1. С. Коротаева «Здравствуй музыка!». (Брошюра) СПб, 2008г.
2. Курсы повышения квалификации по теме: «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста: традиционные и инновационные технологии». На базе ГБДОУ № 90 СПб май. 2012г. (Материалы лекции.)
3. А. И. Кудрявцева. Конспекты: «Зрелище для малышей», (курсы повышения квалификации, 2007г.)
4. Татьяна Овчинникова «Музыка, движение и воспитание», изд. «Каро», СПб, 2011г.
5. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика», СПб 2000г. (Пояснительная записка).
6. Т. Сауко, А. Буренина «Топ-хлоп, малыши». Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. СПб,2011г. [/i]