Зубатова Ольга Александровна
Цикл непрерывных наблюдений за одуванчиком в первой младшей группе в течение месяца
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
В конце 20века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Во второй половине 20 века, когда особенно резко усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. Отгородившись от природы стенами многоэтажных домов, современное общество не «чувствует» природы.
Публикация «Цикл непрерывных наблюдений за одуванчиком в первой младшей группе в течение месяца» размещена в разделах
- Одуванчик. Все про одуванчики для детей
- Одуванчики. Прогулки, наблюдения
- Прогулка. Наблюдение за цветами
- Темочки
Это диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном учреждении соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.
Вот почему в программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путём запечатления реальных объектов и событий окружающего мира ближайшего окружения).
Этот метод даёт возможность ребёнку самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приёмов и операций, относящихся к умственным умениям. К тому же данный метод является наиболее близким в младшем дошкольном возрасте поскольку учитывает психологические особенности детей данного возраста.
Цикл наблюдений за одуванчиком в 1 младшей группе детского сада :
1. Ознакомительное (первичное) наблюдение за первоцветом (одуванчиком) «Что за листики такие».
Цель: привлечь внимание детей к неизвестному растению, дать первоначальные представления о нём. Переживать радость и любопытство при встрече.
Задачи:
• Образовательная: формировать реалистичные представления об явлениях живой природы ближайшего окружения. Дать общие представления о строении растения (корень, листья). Обратить внимание на цвет, величину и форму листьев.
• Развивающая: продолжать развивать сенсорные способности, подводить детей к освоению простейших форм наглядно – действенного мышления.
• Воспитательная: воспитывать любопытство, любознательность при встрече с новым, неизведанным.
2. Повторное наблюдение за одуванчиком «Ой, какая палочка».
Цель: поддерживать интерес детей к наблюдению за растением. Продолжать расширять знания детей о строении растения, на основе выделения новых частей (стебель, бутон).
Задачи:
• Образовательная: узнавать и называть знакомое растение. Уточнить и расширить имеющиеся знания о нём (корень, листья, стебель, бутон). Использовать действия обследования при рассматривании растений.
• Развивающая: продолжать поддерживать интерес к природе, поощрять инициативу детей.
• Воспитательная: бережное отношение к природе, любовь.
3. Наблюдение за одуванчиками «Золотой луг».
Цель: продолжать привлекать детей к наблюдению за растением, заинтересовывая изменениями, происходящими с ним в ходе роста и развития (раскрытие бутона, появление цветка).
Задачи:
• Образовательная: формировать представления о связи растения с различными экологическими факторами, влияющими на рост и развитие растения (тепло, влага). Познакомить с новыми частями растения (цветок).
• Развивающая: развивать зрительно-осязательные действия, направленные на обследование объектов природы по показу взрослого (погладить листья, провести рукой по соцветьям).
• Воспитательная: умение удивляться и любоваться, получать удовольствие при встрече.
4. Наблюдение «Одуванчики и насекомые».
Цель: поддерживать интерес к объекту наблюдения, путём целостного восприятия картины окружающего мира (а не обособлено).
Задачи:
• Образовательная: изучение детьми объекта природы во взаимосвязи со средой обитания. Раскрыть назначение цветов в жизни человека и насекомых (пыльца служит кормом для насекомых, люди любуются, едят полезный мёд).
• Развивающая: умение любоваться пейзажем, замечать красоту в привычном.
• Воспитательная: экологически грамотное поведение в природе.
5. Наблюдение за одуванчиком в течение дня в разные временные промежутки «Цветочки тоже спят».
Цель: познакомить с одним из интереснейших явлений в жизни растений – суточной периодичностью цветения.
Задачи:
• Образовательная: продолжать обогащать и пополнять знания детей, путём получения новой информации (многие растения, в том числе и одуванчик, «просыпаются» и «засыпают» в одно и тоже время; они могут предсказывать погоду- если днём одуванчик закрывается, значит, будет дождь).
• Развивающая: развивать интерес к объекту наблюдения, умение подмечать изменения, происходящие с ним.
• Воспитательная: любовь, умение понимать природу.
6. Заключительное наблюдение за одуванчиком «Пушистое облачко».
Цель: познакомить с заключительным этапом роста и развития цветка (образованием семян). Систематизировать знания, полученные в ходе наблюдений.
Задачи:
• Образовательная: продолжать упражнять подмечать изменения, происходящие с объектом наблюдения. Узнавать и называть объект. Знать строение растения и называть все его части. Продолжать обогащать знания детей и обобщить имеющиеся.
• Развивающая: самостоятельно применять зрительные, осязательно-двигательные действия, направленные на обследование (посмотреть, вдохнуть аромат, провести рукой по листьям, прикоснуться к цветку).
• Воспитательная: продолжать воспитывать экологически грамотное поведение в природе, любить, наслаждаться красотой.
Список используемой литературы:
1. «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду. Уч. Пос. 2001
2. А. И. Иванова Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М., 2003
3. А. И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2004
4. Книга для чтения в детском саду 2 – 4года
5. Стихи, загадки об одуванчике (Интернет ресурсы)
6. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич Прогулки в природу. – М., 2002
Приложения к наблюдениям :
1. «Что за листики такие».
• Упражнение для релаксации «Ой, беда».
Ой, беда! Ой, беда! Дети бегут по кругу, руки на поясе.
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки Идут по кругу, высоко поднимая ноги,
На снегу проталинки. руки на поясе.
Пробежал в саду ручей, Бегут на носочках, руки на поясе.
Прилетели сто грачей! Бегут на носочках, машут руками как крыльями.
А сугробы тают, тают, Встают лицом в круг, медленно приседают.
И цветочки подрастают. Медленно встают, поднимают руки, тянутся вверх.
• Чтение стихотворения И. Полянсткой
***
Одуванчики везде
По весенней травке
Замелькали во дворе
Разбежались по горе
Спрятались в канавке.
2. «Ой, какая палочка».
• Чтение стихотворения
***
Одуванчик у дорожки
В пышной шапке,
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Но с собой не унесу.
Если взять его в букет
Ветер дунет – шапки нет.
• Дидактическая игра «Назови часть растения».
3. «Золотой луг».
• Чтение стихотворения О. Высотской
***
Уронило солнце лучик золотой
Вырос одуванчик первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет
Он большого солнца маленький портрет.
• Разучивание стихотворения
***
Носит одуванчик желтый сарафанчик
Подрастёт нарядится в беленькое платьице
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
• Чтение рассказа Пришвина «Золотой луг».
• Рисование на тему «Одуванчики везде» (метод примакивания).
4. «Одуванчики и насекомые».
• Отгадывание загадки:
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки
Ветерочек прошуршал и
Развеял этот шар.
• Малодвижная игра в комплексе с дыхательной гимнастикой «Пчёлы и одуванчики» :
Детей делят на пчёл и одуванчиков. Дети – одуванчики встают на колено, пчёлы «летают» (бегают) вокруг них, останавливаются, делают вид, что собирают нектар (складывают руки трубочкой, подносят ко рту, втягивают воздух). Они перелетают с цветка на цветок, подражая жужжанию пчёл. По сигналу взрослого дети меняются ролями.
5. «Цветочки тоже спят»
• Упражнение для релаксации:
Наши жёлтые цветки
Дети соединяют чуть согнутые ладони – «бутон».
Распускают лепестки.
Разводят пальцы в сторону, запястья соединены – «раскрылся бутон».
Ветерок чуть дышит,
Тихонько дуют на «цветок».
Лепестки колышет.
Покачивают «цветком».
Наши жёлтые цветки
Закрывают лепестки.
Соединяют пальцы рук – вновь «бутон».
Головой качают,
Покачивают «бутоном» вправо-влево
Тихо засыпают.
Сомкнутые соединённые ладони складывают в кулачки – «цветки спят».
Утром ранним все цветки
Вновь делают «бутон», постепенно поднимают его вверх – «тянется к солнцу».
Вновь распустят лепестки.
Разводят пальцы рук в стороны.
• Проговаривание (повторение) разученного ранее стих-я об одуванчике.
• Лепка «Одуванчик».
6. «Пушистое облачко».
• Чтение стихотворения З. Александровой.
***
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой,
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Или чтение стихотворения И. Токмаковой.
***
Из шариков пушистых
Над пестрым летним лугом
Летят парашютисты
Вдогонку друг за другом.
Едва земли коснутся —
Уснут, как на диванчике.
А по весне проснутся…
и будут — одуванчики!
• Разучивание стихотворения Г. Виеру
***
Одуванчик! До чего ж
Ты на облачко похож.
Страшно даже и взглянуть:
Как бы облачко не сдуть!
• Упражнение для релаксации
Одуванчик так хорош! Дети стоят лицом в круг, сомкнув руки над головой
Он на облачко похож. Покачивают головой и сомкнутыми руками
Только ветер налетел, Сильно раскачиваются
Одуванчик наш задел.
Одуванчик облетел Роняют руки
Облетел и похудел Опускают голову, плечи, расслабляются
• Дидактические игры: «Узнай по запаху», «Назови часть растения».
• настольные игры: «Сложи цветок», «Что где растет?»