Лучший педагог года

Проект по математике «Числа в цвете. Палочки Кюизенера» (3 фото)

Лобашева Наталия Викторовна
Проект по математике «Числа в цвете. Палочки Кюизенера»

Проблема: содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми. Наблюдение за воспитательно-образовательным процессом по формированию элементарных математических представлений позволило сделать вывод о том, что основные логические операции у детей среднего дошкольного возраста сформированы недостаточно. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствует специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развитию детского мышления.

Проект по математике «Числа в цвете. Палочки Кюизенера»

Актуальность: развитие математических способностей и математических представлений у детей дошкольного возраста важно, так как они активно вли-яют на формирование умственных способностей необходимых для познания окружающего мира. Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребен-ком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли. Еще в середине XVII века Я. А. Комен-ский утверждал, что нужно принимать меры к тому, что постоянно детям было, что делать. «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».

Цель: создание условий для ознакомления детей со способами и приемами счета предметов, а также с количественным составом чисел с помощью счетных палочек Кюизенера, развитие интеллектуальных, творческих, лич-ностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования палочек Кюизенера.

Задачи:

• учить устанавливать размерные отношения между предметами разной величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по вы-соте, длине, ширине);

• познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

• осваивать прямой и обратный счет;

• развивать творческие способности, воображение, фантазию, способно-сти к моделированию и конструированию;

• развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже);

• развивать память, внимание, логическое мышление;

• воспитывать инициативность, самостоятельность, настойчивость в до-стижении цели.

Задачи педагога:

• выявлять более эффективные методы совместной деятельности с детьми;

• изучить новые технологии и различные теоретические подходы к разви-тию интеллектуальных, эмоциональных и личностных качеств ребенка до-школьного возраста.

Этапы:

1. Подготовительный.

2. Практический

3. Итоговый

Предполагаемые результаты:

1. Освоить с детьми такие математические представления, как: величины, сравнения величин, количественного состава чисел из единиц, прямой и обрат-ный счет с использованием палочек Кюизенера.

2. Научить детей использовать свои конструктивные способности, умение преобразовывать одни математические объекты в другие с помощью палочек Кюизенера.

3. Научить детей понимать речь взрослого, действовать по образцу, ис-пользовать полученные знания и умения в разных видах образовательных дея-тельности: ФЭМП, конструирование.

План реализации:

I Этап. Подготовительный.

• Определить тему.

• Изучить методическую литературу.

• Сформулировать цели и определить задачи.

• Создать предметно-развивающую среду: палочки Кюизенера, схемы, альбомы, картотеки игр.

• Составить перспективный план образовательной работы с детьми и ро-дителями.

II Этап. Практическая деятельность.

Формы работы по реализации методической разработки.

1. Работа с детьми.

Цель:

1. Освоить комплект палочек (полосок, их цвета, соотношение палочек (полосок) по размеру.

2. Учить сравнивать рядом стоящие цифры с помощью палочек Кюизене-ра в процессе игры. Познакомить с составом чисел.

3. Научить понимать отношения между рядом стоящими числами.

4. Закрепить пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, впереди, сзади, между, рядом.

Мероприятия:

• Чтение художественной литературы. Сказки с применением палочек Кюизенера: «Жили – были числа», «Путешествие Колобка к числам.

• Проведение развлечения «Увлекательное путешествие».

• Игры и упражнения с палочками Кюизенера.

Помощь ребенку всегда лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей. В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возмож-ность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на постав-ленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы.

Упражнения носят комплексный характер, что позволяет решать одно-временно несколько задач. Здесь предусматривается перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление «поездов» одинаковой длины из двух, трех, четырех и т. д. «вагонов», измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т. д.

Игровые элементы в упражнениях вводятся детям среднего возраста в виде игровой мотивации. В процессе выполнения развивающих игр использу-ются инструкции (объяснения, пояснения, указания, вопросы, устные отчеты детей о выполнении задания, наблюдение, оценка).

Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ре-бенка при выполнении упражнений.

Игры, используемые в ходе реализации методической разработки.

• «Измерение с помощью палочки-мерки».

Цель: учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать.

• «Подбери-ка цифру».

Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой.

• «Разноцветные коврики».

Цель: углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.

• «Поиграем с цветом».

Цель: развивать умение комбинировать цвет в рисунке.

• «В какой руке сколько».

Цель: закреплять знания о составе числа.

• «Цветные числа».

Цель: закрепить счет в пределах 5.

• «Чего больше».

Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.

• «Подбери домик».

Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифра-ми.

• «Стройся по-порядку».

Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.

• «Построй цифру».

Цель: развивать умение изображать цифру разными способами.

• «Измерь длину».

Цель: умение измерять с помощью условной мерки-палочки.

• «Соседи».

Цель: учить определять соседей числа.

• «Считай-не ошибись».

Цель: закрепить умение счета в пределах 10.

• «Раз дополни, два дополни».

Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.

• «Что выше».

Цель: закрепить умение сравнивать предметы по высоте.

• «Считай в обратном порядке».

Цель: закрепить навыки счета в обратном порядке.

Во время выполнения заданий используются инструкция, пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении зада-ния, контроль, оценка.

Фото «Числа в цвете. Палочки Кюизенера»
Проект по математике - фото

Перспективное планирование дидактических игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера с детьми 4-5 лет на 2023-2024 уч. год

Работа с родителями.

Цель: повышение познавательной и педагогической компетентности ро-дителей по формированию элементарных математических представлений с ис-пользованием палочек Кюизенера.

Мероприятия:

• Мастер-класс для родителей «Смекалочка» с показом мультимедийной презентации по использованию палочек Кюизенера дома для игр с детьми.

• Изготовление и раздача альбомов родителям «Игры с палочками Кюи-зенера».

• Развлечение «Увлекательное путешествие».

III Этап. Подведение итогов.

Результаты - ребенок, умеющий:

• ориентироваться в новой нестандартной ситуации,

• решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту,

• планировать этапы своей деятельности,

• устанавливать причинно-следственные связи,

• использовать способы преобразования,

• принимать решения и применять знания в тех или иных жизненных си-туациях,

• ориентироваться в некоторых источниках информации,

• делать выводы из полученной информации,

• задавать вопросы на интересующую тему,

• понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем,

• вести простой диалог,

• выбирать способы действия из усвоенных ранее.

Результат (продукт) игровой деятельности:

1. Создание альбома для родителей «Игры с палочками Кюизенера».

2. Презентация методической разработки «Числа в цвете. Игровые заня-тия с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста».

3. Трансляция результатов работы в фотовыставке для родителей.

4. Сборник консультаций для родителей «С палочками играем – числа изучаем».

Рефлексия

В завершении участникам было предложено ответить на вопросы:

1. Что вам больше всего понравилось?

2. Что показалось наиболее интересным, запоминающимся?

3. Какие трудности возникали?

4. Что было совсем не интересным?

5. Чему новому вы научились?

Список используемой литературы

1. Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера?»: Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. - М. : Издательство Гном и Д, 2008, - 64 с.

2. Новикова В. П., Тихонова Л. И. «Развивающие игры и занятия с палоч-ками Кюизенера», - М. : Мозаика-Синтез, 2017 г.

3. От рождения до школы. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозайка-синтез, Москва, 2019.

4. Финкельштейн Б. Б., Хвостова Э. «Альбом-игра «Волшебные дорожки. Палочки Кюизенера. Для самых маленьких». – М. : Корвет, 2010. – 13 с.

5. Финкельштейн Б. Б., Хвостова Э. «Кюизенер. Посудная лавка. Крости-ки». - СПб., «Корвет», 2007.

6. Финкельштейн Б. Б., Хвостова Э. Учебное пособие для игры с цветны-ми счетными палочками Кюизенера «На золотом крыльце сидели» 3-9 лет. - СПб. : «Корвет», 2003 г.

7. Чеплашкина И. Н., Кларина Л. М., Михайлова З. А., Разноцветные по-лоски. Играем в детском саду, дома и на улице, - СПБ, Мир искусства и Дет-ство-Пресс 2007, 125 с.

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Дидактические игры по математике «Состав числа»Дидактические игры по математике «Состав числа» КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОСТАВА ЧИСЛА ИЗ ДВУХ МЕНЬШИХ (ПЕРВЫЙ ДЕСЯТОК) Продолжаю добавлять дидактические игры из серии.

Дидактическое пособие по математике «Букашки» (состав числа)Дидактическое пособие по математике «Букашки» (состав числа) В этом году мы с ребятами начали изучать состав числа. Хотелось объяснить им, как получается то или иное число. И на свет появилось.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект по математике «Числа в цвете. Палочки Кюизенера»
Опубликовано: 8 октября 2024 в 22:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по математике «Числа в цвете. Палочки Кюизенера»» (включая файлы) размещена пользователем Лобашева Наталия Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД