Лучший педагог года

Методическая разработка «Адаптация первоклассника в первый год обучения в ДШИ»

Светлана Николаевна Ильина
Методическая разработка «Адаптация первоклассника в первый год обучения в ДШИ»
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.

• В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.

Публикация «Методическая разработка „Адаптация первоклассника в первый год обучения в ДШИ“» размещена в разделах

• В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.

Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности.

• Дети попадают в более строгую систему требований к ним.

• Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

• индивидуальных особенностей ребенка;

• уровня готовности к школе;

• степени развития социальных навыков.

Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Большинство адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Второй группе детей нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя (или реагируя слезами и истерикой). И с освоением учебной программы дела у них складываются непросто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится «правильным». Третья группа – дети, у которых к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьёзного характера. У них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, это может привести к нервному срыву.

Каждый учитель, работающий в первом классе музыкальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим возможностям первоклассников. Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребёнка в школе. Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика. В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребёнку возможность работать в присущем ему темпе. Объём работы школьников должен увеличиваться постепенно. Уровень развития внимания, памяти, мышления обеспечивает успешность обучения, диктует необходимость предоставления детям разных по сложности учебных заданий, и, что особенно важно, разную долю участия учителя в их выполнении. Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий.

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т. д. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо особо обратить внимание на это положение, так как для первоклассников важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.

Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг маленького музыканта, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания: подбор попевок по слуху от других нот, сочинение простых песенок из 2-х, 3-х, 4-х звуков, оформление рисунков к сочинениям. За творческое задание независимо от качества сочинения рекомендуется всегда ставить пятёрку. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение. Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя – поддерживать любое проявление инициативы, желание высказываться, отвечать на вопросы, работать за инструментом.

Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Она должна быть «дробной», то есть включать несколько видов деятельности. Для первоклассников ещё очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это, прежде всего, относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать её из жизни первоклассника. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые игры и игры с правилами.

Вот несколько советов для преподавателей:

Не ставьте сразу плохую отметку за неправильно сделанное или не сделанное домашнее задание. Дайте возможность переделать или выполнить его к следующему занятию.

Постарайтесь разнообразить план занятий. Можно придумать различные варианты.

На каждом занятии обязательно проверяйте домашнее задание и ставьте за него отметку. Отметки тоже могут быть самыми разными – большие или маленькие, толстые или тонкие, с плюсом или с длинным минусом, даже «многоэтажные» - одна большая отметка за несколько выполненных заданий.

А самое главное, любите всех своих учеников, а не только отличников! Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации. Внимание и память в основном не произвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость во время выполнения заданий довольно высокая, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш умеет плохо. Учитель становится значимой фигурой, его похвала или порицание часто бывает наиболее важным.

Следует иметь в виду, что в случае эмоциональной усталости у ребенка может проявляться «детское поведение: плач, капризы, желание телесных контактов».

Поступление ребенка в музыкальную школу – это принципиально новый этап его жизни. Наиболее трудным для него является период адаптации к школе. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. Ребенку нужна помощь и, в первую очередь, он нуждается в поддержке самых близких ему людей – родителей.

Главная забота родителей в период адаптации первоклассника к школе – поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Ваше участие и интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребёнка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем.

Не сравнивайте ребёнка с одноклассниками в музыкальной школе. Уважайте индивидуальность своего ребёнка, любите и принимайте его таким, какой он есть. Сравнивайте его собственные успехи.

Будьте последовательны в своих требованиях. Например, если стремитесь, чтобы ребёнок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему возможность почувствовать себя повзрослевшим.

С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не получается, даже если это кажется вам элементарным. Ваш ребенок не сможет сразу научиться играть как профессиональный музыкант. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе повторять? Когда же ты, наконец, научишься?» и т. п. – кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Лучше поддерживайте, подбадривайте ребенка. Показываете что вы верите в его силы, что у него все получится и он всего добьется.

Музыкальная школа является дополнительным образованием. Но это не кружок, а именно школа. С первых дней необходимо настроить ребенка на серьезное отношение к посещению школы. Как известно, лучший прием воспитания это собственный пример, поэтому от Вашего отношения к музыкальной школе, будет зависеть отношение к ней вашего ребенка. Если вы будете интересовать классической, живой музыкой, то и ваш ребенок будет увлечен ей. Слушайте такую музыку дома, смотрите концерты классической музыки.

Самая главная цель родителей в этот период – дать ребенку опыт самостоятельной работы, с первых же дней внушая, что только он сам ответственен за то, что происходит с ним в школе. Это очень важно на этой, самой главной ступеньке во взрослую жизнь. И ребенок в силу своих возрастных особенностей уже вполне способен принять и понять эту ответственность.

• Не следует все время делать уроки вместе с ребенком. Иначе потом, когда вы придете с работы, окажется что он не занимался, т. к. взрослых не было дома.

• Не стоит регулярно проверять домашнее задание, если ребенок сам об этом не попросит. Если вы сами окончили музыкальную то ваша помощь может понадобиться ребенку, но это не должно быть систематически, потому что ребенок переложит ответственность за свои ошибки на ваши плечи.

• Не стоит интересоваться только отметками в музыкальной школе, лучше спросить что сегодня было интересного в школе, что нового он узнал, что ему больше всего нравится в школе.

Первое время необходимо все таки ненавязчиво контролировать выполнение домашних заданий по музыке, пока ребенок не привыкнет к новому режиму дня. А режим дня должен быть у младшего школьника обязательно. И даже если ваш ребенок уже не первоклассник в общеобразовательной школе и у него уже выработался свой режим, то с поступлением в музыкальную школу необходимо внести соответствующие изменения в его режим.

Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. Ребенку нужна помощь и, в первую очередь, он нуждается в поддержке самых близких ему людей – родителей.

Соблюдение режима дня - золотое правило для семьи, где есть первоклассник.

Режим дня необходим первокласснику. Физиологической основой режима дня является выработка у ребенка динамического стереотипа ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок настраивает на учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчается выполнение всех дел, успешнее идет учеба. При соблюдении режима дня у ребенка формируются условные рефлексы. Привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшийся ребенок лучше воспринимает учебную информацию, объяснения учителей на уроке, быстрее справляется с приготовлением домашних заданий, его работоспособность выше.

Важно помнить, что нет и не может быть универсального режима дня для всех детей. Распорядок дня ребенка должен обязательно учитывать его индивидуальные особенности и иметь некий «люфт», то есть запас времени в соблюдении режимных моментов.

Важно организовать малышу спокойное пробуждение и последовательные, деловитые, неторопливые сборы в школу. Психологи напоминают, что утренняя спешка, суматоха, то, что на научном языке называется «стресс ограничения времени», задает нервное настроение на весь день: все из рук валится, ничего делать не хочется. Установлено, что при трудной, интенсивной, но интересной работе утомление наступает позже, чем при легкой, но монотонной и неинтересной. Но даже если первоклассник увлечен, то при высокой интенсивности труда через 20–25 минут обязательно следует сделать перерыв. Поэтому можно предложить ему чередовать выполнение уроков с занятиями по музыке.

Ни в коем случае нельзя превращать занятия музыкой в наказание. Например говорит: «Ты получил плохую отметку в школе и поэтому будешь заниматься музыкой на 15 минут больше». Такие условия выработают негативное отношения к музыке у ребенка. Музыкой необходимо заниматься каждый день. В первом классе для этого достаточно 20-30 минут. На выходных можно устраивать семейные концерты, на которых дети смогут продемонстрировать вам выученные песенки или пусть даже упражнения.

После домашних заданий ребенок может отправиться на дополнительные занятия - в нашем случае, в музыкальную школу. Дорогу на занятия можно совместить с прогулкой.

Хотелось бы, чтоб все родители понимали, что первое время желательно присутствовать на уроке, так как ребёнок не может сразу адаптироваться к новой школе, месту, педагогу. Присутствие близкого человека поможет избежать негативного влияния на детскую психику. Родитель должен знать и видеть, кому он отдаёт своё чадо, ведь при знакомстве педагога и ребёнка можно увидеть найдёт ли педагог индивидуальный подход к ребёнку.

Одна из проблем музыкального образования в современном мире - отказ от учебных дисциплин. Дети хотят посещать занятия только на инструменте, например, фортепиано, игнорируя другие дисциплины, что в корне неправильно. Все предметы взаимосвязаны и пропуск, одного из них обязательно оставит пробел в другом. Дети не совсем понимают всю эту взаимосвязь, к сожалению, не всегда понимают это и родители. Другая проблема – это отсутствие инструмента. Многие родители не спешат приобретать музыкальный инструмент в первые годы обучения ребёнка, а ведь как раз в этот период ребёнок должен проникнуться любовью к своему музыкальному инструменту. Родители находят ряд причин не приобретать инструмент: не позволяют габариты квартиры, не считают нужным его приобретение, думая, что инструмента в школе на занятиях достаточно, думают, что у ребенка пропадет интерес к занятиям. Родителям желательно доступно объяснять, что приобретение инструмента очень важно и играет огромную роль. Многие думают, что приобретение фортепиано можно заменить синтезатором, что тоже в корне неверно. Стоит объяснить сразу, что у синтезатора нет педалей, совершенно другой звук и клавиатура. Начальное время с ребёнком должен выполнять домашнее задание родитель, и для этого вовсе не обязательно иметь специальное музыкальное образование.

Также стоит правильно настраивать ребёнка на первый экзамен, так называемый академический концерт, на котором ребёнок должен показать свои приобретённые знания. Очень хорошо, если первый экзамен и многие последующие пройдут в игровой форме, в форме сказки для первоклассников и в форме концерта для более старших детей.

Таким образом, дети потихоньку начинают преодолевать страх перед сценой, публикой, большим количеством людей. Дети легко и безболезненно входят в достаточно жёсткий ритм сдачи академических концертов и технических зачётов, если чувствуют поддержку родителей, гостей. Создаётся атмосфера не «взрослого» академического концерта – обязательного экзамена, а атмосфера праздника. На празднике дети надевают праздничные наряды, зовут послушать своё исполнение родственников, друзей, одноклассников. Не стоит забывать о том, что важна и обстановка концерта. Чтобы сделать ее менее официальной, можно повесить воздушные шары, картинки, нарисованные детьми. Участвуя в таком концерте, дети забывают, что он оценивается преподавателями, что положительно влияет на психику детей и плавно вводит ребёнка на нелёгкий путь к познанию музыки.

Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, тогда адаптация проходит безболезненно. А обучение музыке, исходя из своей гедонистической сущности, должно доставлять ребенку наслаждение и радость. Также на это работает и разнообразие видов музыкальной деятельности, позволяющих первокласснику реализовать свой жизненный и музыкальный опыт в привычной познавательно-игровой деятельности. Педагогу важно правильно выстроить свое взаимодействие с учеником:

- эмоционально и морально поддерживать.

- создавать ситуации успеха при обучении;

- развивать и поддерживать интерес учащихся к музыкальной культуре

Эмоционально и морально поддерживать: ребенка надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать, а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Но:

1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. В условиях индивидуального обучения подобрать программу для ребенка, подходящую ему по способностям, возможностям не только возможно, но и нужно.

2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он выучил 2 фразы, а в сегодняшнем – уже 3, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Создавать ситуации успеха при обучении : создание ситуаций успеха в музыкальной школе возможно и на уроках и при исполнении произведения на сцене; это может быть и концертное выступление и проигрывание пьесы перед родителями и другими учениками - главное, чтобы при этом присутствовало одобрение действий ребенка, и его затраченные усилия соответствовали полученному результату. Особо актуально здесь умения педагога «правильно критиковать». Психологи выделяют шесть правил грамотной критики:

1. Если уже ничего изменить нельзя, не стоит критиковать вообще.

2. Выберите подходящее место и время. Никто не любит публичной критики, тем более дети.

3. Обязательно начните с хорошего (даже если это «хорошее» очень трудно найти»).

4. Будьте конкретны. Если вы не можете сформулировать свою мысль ясно и конкретно, лучше вообще не критикуйте.

5. Если выступление было не самым удачным, дайте понять, что верите в возможность исправить ситуацию.

6. Одобрите исправления.

Развивать и поддерживать интерес учащихся к музыкальной культуре: развитие и поддерживание детского интереса к музыке осуществляется путем посещения и участия детьми творческих мероприятиях музыкальной направленности – концертов, конкурсов, публичных выступлений, посещений и др. Музыка облагораживает эмоционально,способствует росту основных человеческих способностей-способности к логическому мышлению и способности к овладению языком и речью. Таким образом, проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых -родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период— сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.

Публикации по теме:

Методическая разработка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Д/с №11о. в» г. Магнитогорска Конкурс «Лучшая методическая разработка» Методическая.

Методическая разработка по предмету ПДД Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Зоренька». Дружкова Лариса Ивановна. Тема: «Зачем нужны правила». Номинация:.

Методическая разработка по работе с педагогами ДОУ по теме: Профессиональная адаптация молодого педагога в ДО Занятие с элементами тренинга для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ» Одной из актуальных проблем в современной.

Презентация-консультация для родителей «Первый раз в детский сад, или Адаптация детей и родителей к детскому саду» слайд 1 "Первый раз в детский сад или адаптация детей и родителей к детскому саду" слайд 2 Ребенок привыкает к посещению детского сада.

Консультация «Первый раз в детский сад или что за «зверь» адаптация?» Первый раз в детский сад или что за «зверь» адаптация? С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется:.

Рекомендации родителям выпускников «Адаптация первоклассника к школе. Как помочь ребенку?» Рекомендации родителям выпускников «Адаптация первоклассника к школе. Как помочь ребенку?» Переход ребёнка из дошкольного учреждения в начальную.

Методическая разработка «Казачество в ДОУ» Сообщение на районный семинар музыкальных руководителей Тема: филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Консультация «Адаптация первоклассника к школе» Статья «Адаптация первоклассника к школе». Адаптация это приспособление организма к условиям среды. Самый трудный период адаптации к школе.

Методическая разработка «Мнемотехника» Статья на тему: МНЕМОТЕХНИКА- современная педагогическая технология. Подготовила воспитатель ГБДОУ№82: Кузнецова К. В. Мнемотехника - это.

Сценарий выступления на родительском собрании «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения» Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения Возрастные особенности младшего подростка • потребность в достойном положении в коллективе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Адаптация первоклассника в первый год обучения в ДШИ»
Опубликовано: 11 сентября 2019 в 10:38
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Адаптация первоклассника в первый год обучения в ДШИ»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Николаевна Ильина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД