наталья яковлева
Организация выставок как форма взаимодействия с семьей воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Организация выставок, как форма взаимодействия с семьей воспитанников»
Составила:
воспитатель 1 кв. категории
Яковлева Наталья Владимировна
МБДОУ ПГО «Детский сад №54»
В. А. Сухомлинский сказал:
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом.
Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют
душевных сил, времени, труда. Но, ведь и
мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети,
когда их глаза наполнены радостью».
Публикация «Организация выставок как форма взаимодействия с семьей воспитанников» размещена в разделах
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек. Тепло и уют домашнего очага позволяют человеку быть более стрессоустойчивым к условиям современной неспокойной жизни.
Актуальность: Совместная организация и проведение в учреждении дошкольного образования различных выставок – это одна из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей. Данные мероприятия имеют большую ценность. Воплощая творческие идеи вместе со своим ребёнком родители, решают ряд педагогических задач, направленных на нравственное и эстетическое воспитание. Это: развитие фантазии, творчества, художественного вкуса, умение совместно реализовывать задуманную идею, взаимопонимание между родителями и детьми, воспитание умения объективно оценивать результаты своего труда и труда других людей. Выставки в дошкольном учреждении, задумываются, прежде всего, для семейного посещения, когда родители и дети вместе смотрят, обсуждают, получают эстетическое удовольствие.
Ещё одна ценность подобных мероприятий – укрепление сотрудничества между коллективом дошкольного учреждения и родителями, имеющее общую задачу развития и воспитания разносторонней личности ребёнка. Выставочное мероприятие в детских садах сейчас очень актуально, так как первым образовательным институтом для ребенка является дошкольное учреждение. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо закладывать в детях эстетические понятия красоты и гармонии, чувства цвета, композиции.
Цель: укрепление детско-родительских отношений, обогащение опытом совместной деятельности через совместное творчество.
Задачи:
1. Организовывать работу детского сада в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
2. Вовлечь родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи.
3. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.
4. Использовать творческие семейные работы в оформлении интерьера детского сада.
5. Способствовать созданию атмосферы единства и сплоченности семьи.
6. Побуждать к целесообразной полезной занятости.
7. Воспитывать чувство любви к своей семье, уважение к труду.
По содержанию выставки я разделила на :
1. Выставки, посвященные актуальным проблемам современности -экологическая, профилактика дорожно- транспортного травматизма и т. д.
2. Выставка к памятным датам.
3. Выставки, посвященные жизни и творчеству выдающихся людей.
4. Выставки творческих работ детей.
5. Познавательные выставки.
6. Декоративно- прикладное искусство.
7. Выставки – ярмарки и т. д.
Темы предстоящих выставок заношу в годовой план работы с родителями.
Предварительная работа: в начале учебного года на родительском собрании ознакомливаю родителей с темами выставок. Это дает им возможность заранее продумать свои работы и подготовить для них материалы. Примерно за две недели оформляю для родителей красочное приглашение на информационных стендах в группах. В приглашении указываю не только название выставки, сроки ее проведения и приема работ, но и специальные условия. Например, при оформлении поделок для осенней выставки «Дары осени» обязательно должны быть использованы природный соответствующий материал, а в изготовлении книжек-малышек – рисунки детей. В течение недели в ходе непрерывной образовательной и свободной деятельности дети рассказывают о своих поделках для будущей выставки. Благодаря этому они практикуются в умении составлять рассказы, получают навыки публичных выступлений и, что очень важно, ребенок испытывает чувство гордости за совместный с родителями труд. Чем старше ребенок, тем оценка его труда сверстниками для него более значима. Задача воспитателя состоит в том, чтобы эта оценка была высокой. Если же это дети младшего дошкольного возраста, то здесь огромное значение играет укрепление детско-родительских отношений. Творческие выставки дают возможность сблизить в совместном творчестве всю семью, развивает творческие и познавательные способности детей, а родителей отвлекает от будничных дел и проблем, возвращает в детство. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка.
Советы, как сделать выставку в ДОУ эффективной :
1. Откажитесь от творческих выставок в виде конкурса на лучшую работу. Желание ребенка участвовать в совместной творческой деятельности, возможность увидеть свою работу на выставке важнее, чем выявить победителя.
2. Незатягивайте сроки проведения выставки поделок из овощей и фруктов: экспонаты быстро меняют форму и цвет. Использовать такие поделки в дальнейшем невозможно. Ежедневно пересматривайте поделки, устраняя подпорченные работы. Как правило, срок действия таких выставок ограничен.
3. Не используйте словосочетание «бросовый материал», замените его на «творческий материал» : крышки, бутылочки, пластиковые капсулы от киндер-яиц, магниты, крепления и т. д. Это позволит настроить родителей и детей на творческий подход к выбору материала для изготовления поделки.
4. Строго соблюдайте сроки приема работ. Не принимайте поделки после того, как оформили выставку. Выстроенная композиция, ее продуманность – труд педагогов, ответственных за ее создание. Этот труд необходимо ценить. Принесенные позже поделки выставите в группах, а их авторов, как и участников выставки, поощрите сертификатами и благодарностями.
5. Завершайте до праздника предновогоднюю выставку независимо от ее названия и целей. Поделки возвращайте в семьи. Дети смогут их использовать в качестве подарков родственникам или друзьям.
6. Вручите дипломы/благодарности за участие в выставке.
7. Разместить фото воспитанников с поделками на сайте ДОУ.
Примерные темы для выставок : «Дары осени», «Осенний букет», фото – выставка «Моё любимое домашнее животное», «Новогодние чудеса», «Зимняя сказка», фото – выставка «Новый год в моей семье», «Символ года», «Игрушки на елку своими руками», «Первоцветы», «Весенняя мелодия», «Веселый клоун», «Загадочный космос», «Необычные цветы», «Наш огород», и другие.
Вывод: данную форму работу я использую не первый год, можно сделать вывод что интерес родителей к данной форме сотрудничества очень высокий. Их фантазии и выдумки нет предела. Экспонаты выставки, созданные взрослыми вместе с детьми, удивляют разнообразием, неповторимостью, необычностью, качеством и красотой. Используемые материалы разнообразны: природный и бросовый материал, одноразовые вилки и бисер, ткань и дерево, атласные ленты и бумага, ватные диски и зубочистки и др.
От участия родителей в творческой продуктивной деятельности выигрывают все субъекты педагогического процесса и, прежде всего, – дети. Они учатся с уважением и любовью смотреть на своих мам и пап, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают и умеют, и у которых «золотые руки». В семье появляются новые интересы и увлечения, благоприятные взаимоотношения между детьми и родителями.
Педагоги в свою очередь имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания.
Таким образом, содержательная организация совместных творческих тематических конкурсов и выставок обогащает связи детско-взрослого сообщества, является внешним выражением содержания семейного воспитания и художественно-эстетического развития ребенка в семье.